Полномочия главы сельского поселения

Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия главы сельского поселения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 35 "Представительный орган муниципального образования" Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации""Тогда как возложение на административного ответчика обязанности досрочно прекратить полномочия главы сельского поселения в связи с утратой доверия представляет собой вмешательство в исключительную компетенцию представительного органа муниципального образования, которому законом предоставлено право принятия самостоятельного решения по данному вопросу (пункт 10 части 10 статьи 35 Закона N 131-ФЗ), что, однако, как указано выше, не исключает прекращения таких полномочий в судебном порядке."
Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 11.07.2023 N 88а-22486/2023 по делу N 2а-166/2023
Категория: Споры с органами власти.
Требования: 1) О досрочном прекращении полномочий депутата; 2) О признании незаконными действий (бездействия) в сфере противодействия коррупции.
Обстоятельства: В результате проверок, проведенных прокуратурой установлено, что глава сельского поселения приобрела акции иностранной компании, таким образом ответчиком нарушен запрет открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, что является основанием для досрочного прекращения ее полномочий или освобождения от замещаемой (занимаемой) должности в связи с утратой доверия.
Решение: Удовлетворено.
В этом случае принятие решения о прекращении полномочий такого лица будет находиться в компетенции суда независимо от принятых представительным органом местного самоуправления решений об отказе в прекращении его полномочий. Следовательно, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования. Возложение на административного ответчика обязанности досрочно прекратить полномочия главы сельского поселения в связи с утратой доверия представляет собой вмешательство в исключительную компетенцию представительного органа муниципального образования, которому законом предоставлено право принятия самостоятельного решения по данному вопросу (пункт 10 части 10 статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ), что однако не исключает прекращения таких полномочий в судебном порядке.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Отграничение превышения должностных полномочий от служебного подлога
(Борков В.Н.)
("Законность", 2022, N 7)
Превышение должностных полномочий главой сельского поселения П. выразилось в вынесении постановления, которое могло быть только результатом решения коллегиального органа. Он вынес постановление о продаже муниципального имущества - здания бани и земельного участка "в нарушение... положений федеральных законов и муниципальных правовых актов, регламентирующих порядок приватизации муниципального имущества". Имущество было реализовано без решения "сельской Думы" и без "создания возможности свободного доступа неограниченного круга лиц к информации о приватизации". "Последствия превышения П. должностных полномочий в виде причинения материального ущерба бюджету муниципального образования... а также подрыва авторитета органов местного самоуправления суд первой инстанции правомерно признал существенным нарушением охраняемых законом интересов общества и государства" <13>. П. в свое оправдание утверждал, что считал вопрос приватизации "согласованным в устном порядке с депутатами сельской Думы". Таким образом, глава сельского поселения, не внося ложных сведений в документ, совершил такие действия, которые могут быть произведены только коллегиально, т.е. превысил должностные полномочия.
"Комментарий к отдельным положениям Уголовного кодекса Российской Федерации в решениях Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ"
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)
С. признан виновным в том, что, занимая должность главы сельского поселения, превысил свои должностные полномочия, что повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан, охраняемых законом интересов общества или государства (ч. 2 ст. 286 УК РФ). Судебная коллегия судебные решения отменила, указав следующее. На сессии сельского Совета местного самоуправления депутатами было принято решение вынести вопрос о переименовании и присвоении ул. Пролетарской имени братьев М. на рассмотрение схода жителей села для принятия окончательного решения на основе их волеизъявления. С., достоверно зная о том, что в местную администрацию села поступили обращения представителей других родов о переименовании ул. Пролетарской в честь их родственников, и опасаясь, что на сходе жителей села решение о переименовании улицы принято не будет, в нарушение требований закона указанное решение не оформил, не подписал и не обеспечил его исполнение в части проведения схода жителей села по обсуждению данного вопроса. На сессии Совета ввиду имевшихся между депутатами по указанному поводу разногласий вопрос о переименовании этой улицы не был вынесен на голосование и решение по нему принято не было. Тем не менее С. незаконно составил и подписал решение о переименовании ул. Пролетарской в улицу имени братьев М., чем, по мнению суда, существенно нарушил интересы общества и государства, права граждан на осуществление местного самоуправления путем референдума, других форм волеизъявления (схода) через выборные органы местного самоуправления, гарантированные ч. 2 ст. 130 Конституции РФ. Однако согласно диспозиции ч. 2 ст. 286 УК РФ умышленные действия должностного лица, явно выходящие за пределы его полномочий, образуют состав преступления, если действия виновного повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан, охраняемых законом интересов общества или государства. Под существенным нарушением прав и законных интересов граждан, охраняемых законом интересов общества или государства понимаются последствия, связанные с причинением морального, физического или имущественного вреда личности. Действия С. являются должностным проступком, а не преступлением, поскольку переименование улицы в селе не повлекло существенного нарушения прав и законных интересов граждан, охраняемых законом интересов общества или государства и наступления каких-либо последствий, связанных с причинением морального, физического или имущественного вреда личности. Учитывая вышеизложенное, Судебная коллегия состоявшиеся по делу судебные решения отменила, производство по делу прекратила на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ <947>.

Нормативные акты

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
4. Глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 настоящей статьи: