Озелененные территории специального назначения
Подборка наиболее важных документов по запросу Озелененные территории специального назначения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Санитарно-защитные зоны
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Санитарно-защитная зона - озелененная территория специального назначения, отделяющая селитебную часть города от промышленного предприятия, размеры и организация которой зависят от характера и степени вредного влияния промышленности на окружающую среду (ст. 1 Модельного экологического кодекса для государств - участников Содружества Независимых Государств (общая часть)).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Санитарно-защитная зона - озелененная территория специального назначения, отделяющая селитебную часть города от промышленного предприятия, размеры и организация которой зависят от характера и степени вредного влияния промышленности на окружающую среду (ст. 1 Модельного экологического кодекса для государств - участников Содружества Независимых Государств (общая часть)).
Статья: Модель понятия "окружающая среда" в экологическом праве России
(Яковлева Т.А.)
("Российский юридический журнал", 2022, NN 3, 5)озелененные территории специального назначения: санитарно-защитные, водоохранные, защитно-мелиоративные зоны, кладбища, насаждения вдоль автомобильных и железных дорог, питомники, цветочно-оранжерейные хозяйства, территории, подпадающие под действие Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ (ред. от 11 июня 2021 г.) "Об особо охраняемых территориях" (далее - ФЗ "Об особо охраняемых территориях").
(Яковлева Т.А.)
("Российский юридический журнал", 2022, NN 3, 5)озелененные территории специального назначения: санитарно-защитные, водоохранные, защитно-мелиоративные зоны, кладбища, насаждения вдоль автомобильных и железных дорог, питомники, цветочно-оранжерейные хозяйства, территории, подпадающие под действие Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ (ред. от 11 июня 2021 г.) "Об особо охраняемых территориях" (далее - ФЗ "Об особо охраняемых территориях").
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)К., являющийся собственником двух земельных участков, относящихся к категории земель - "земли населенных пунктов", с видами разрешенного использования "размещение административных зданий" и "объекты торговли", обратился в суд с административным иском о признании недействующими: решения городской думы "О генеральном плане муниципального образования" (далее - Генеральный план) в части отнесения принадлежащих ему земельных участков к функциональной зоне "зона озелененных территорий специального назначения", решения городской думы "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования" (далее - Правила землепользования и застройки) в части отнесения указанных выше земельных участков к территориальной зоне С-3 "зеленые насаждения специального назначения".
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)К., являющийся собственником двух земельных участков, относящихся к категории земель - "земли населенных пунктов", с видами разрешенного использования "размещение административных зданий" и "объекты торговли", обратился в суд с административным иском о признании недействующими: решения городской думы "О генеральном плане муниципального образования" (далее - Генеральный план) в части отнесения принадлежащих ему земельных участков к функциональной зоне "зона озелененных территорий специального назначения", решения городской думы "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования" (далее - Правила землепользования и застройки) в части отнесения указанных выше земельных участков к территориальной зоне С-3 "зеленые насаждения специального назначения".
"Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)Общество обратилось в суд с требованиями о признании недействующими генерального плана и правил землепользования и застройки сельского поселения, в редакции, согласно которой земельный участок, ранее находившийся в границах территориальной зоны С2 (объектов размещения отходов и потребления) (далее - спорный земельный участок), отнесен к функциональной зоне озелененных территорий специального назначения и к территориальной зоне озеленения специального назначения (СН 5).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)Общество обратилось в суд с требованиями о признании недействующими генерального плана и правил землепользования и застройки сельского поселения, в редакции, согласно которой земельный участок, ранее находившийся в границах территориальной зоны С2 (объектов размещения отходов и потребления) (далее - спорный земельный участок), отнесен к функциональной зоне озелененных территорий специального назначения и к территориальной зоне озеленения специального назначения (СН 5).
Статья: О некоторых проблемах, возникающих при заключении и исполнении договора аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности
(Абанина Е.Н., Сухова Е.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)Приведем пример из судебной практики. По одному из дел общество, являясь арендатором семи земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства, до истечения срока действия договора аренды обратилось в Департамент имущественных отношений с заявлением о предоставлении названных земельных участков в аренду без проведения торгов на новый срок в целях сельскохозяйственного использования. Однако арендодателем было отказано, поскольку в соответствии с утвержденным генеральным планом одна часть земельных участков была расположена на территории общего пользования (зона озеленения специального назначения), а другая их часть предназначена для размещения объектов местного значения. Суды всех инстанций признали такой отказ правомерным, указав, что уполномоченный орган при отсутствии решения о соответствующем резервировании названных участков не вправе предоставить их в аренду до начала возведения предусмотренных документами территориального планирования объектов местного значения. Бездействие же органа местного самоуправления, выразившееся в несвоевременном выполнении этапов реализации генерального плана (отсутствие подготовленной и утвержденной документации по планировке территории, решений о резервировании земель, строительстве объектов), может быть оспорено в судебном порядке <2>.
(Абанина Е.Н., Сухова Е.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)Приведем пример из судебной практики. По одному из дел общество, являясь арендатором семи земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства, до истечения срока действия договора аренды обратилось в Департамент имущественных отношений с заявлением о предоставлении названных земельных участков в аренду без проведения торгов на новый срок в целях сельскохозяйственного использования. Однако арендодателем было отказано, поскольку в соответствии с утвержденным генеральным планом одна часть земельных участков была расположена на территории общего пользования (зона озеленения специального назначения), а другая их часть предназначена для размещения объектов местного значения. Суды всех инстанций признали такой отказ правомерным, указав, что уполномоченный орган при отсутствии решения о соответствующем резервировании названных участков не вправе предоставить их в аренду до начала возведения предусмотренных документами территориального планирования объектов местного значения. Бездействие же органа местного самоуправления, выразившееся в несвоевременном выполнении этапов реализации генерального плана (отсутствие подготовленной и утвержденной документации по планировке территории, решений о резервировании земель, строительстве объектов), может быть оспорено в судебном порядке <2>.