Ответственность за простой вагонов

Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность за простой вагонов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 15 "Судебные акты арбитражного суда, Верховного Суда Российской Федерации" АПК РФ"Без надлежащего исследования обстоятельств, связанных с передачей порожнего подвижного состава истцом ответчику на станцию Подсиний в рамках исполнения поданной последним заявки, выводы судов о доказанности факта простоя вагонов по вине заказчика (ответчика) и, как следствие, о возникновении у истца права на предъявление требования о применении к ответчику ответственности, установленной пунктом 6.4 договора, нельзя признать законным, обоснованным и мотивированным, как это предусмотрено частью 4 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации."
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2024 N 07АП-1836/2024 по делу N А02-2088/2023
Требование: О взыскании убытков, возникших в связи с возвратом вагонов в технически неисправном состоянии, сверхнормативным нахождением вагонов-цистерн на станциях назначения.
Решение: Требование удовлетворено.
В адрес ООО "СибПром" поступил ответ АО "Барнаульская генерация" N Исх4-l/l-49741/23-0-0 от 19.05.2023, согласно которому АО "Барнаульская генерация" фактически признает нарушение ответчиком (грузополучателем ответчика) согласованных сторонами в Договоре поставки топочного мазута N БГИА-22/950 от 31.03.2022 сроков возврата вагонов, но при этом оплату в указанном размере не произвело, указывая на то, что само по себе указание в пункте 4.2. Договора поставки топочного мазута от 31.03.2022 нормативного времени оборота вагонов на станции назначения не свидетельствует о согласовании сторонами ответственности покупателя за сверхнормативный простой вагонов-цистерн.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: К проблеме правовой квалификации договорных отношений, связанных с перевозкой порожнего вагона
(Нагорная Т.С.)
("Транспортное право", 2023, N 4)
Между тем неумелое управление порожними, т.е. пустыми, грузовыми вагонами может создать значительные трудности при обеспечении бесперебойной доставки грузов в требуемый пункт назначения. Скопление неиспользованных порожних вагонов на железнодорожных путях способно заметно снизить пропускную способность станций и участков, приводя к задержкам, снижению маневренности и увеличению издержек. Поэтому вопросы, связанные с ответственностью за простой порожних вагонов, в том числе на подъездных путях, часто являются предметом рассмотрения в рамках судебных дел <7>. Нерачительное отношение владельцев порожних вагонов к управлению ими может вызвать задержку в погрузке и выгрузке. Поэтому в науке данным проблемам уделяется значительное внимание. На диссертационном уровне специалистами в области технических наук предлагаются новые методы организации порожних вагонопотоков <8>, рассматриваются и решаются задачи по выбору маршрутов возврата порожних вагонопотоков таким образом, чтобы общее время порожнего пробега вагонов было минимальным <9>.
Статья: Основания для взыскания операторами подвижного состава штрафа за задержку вагона под погрузкой или выгрузкой на путях необщего пользования в соответствии с частью 6 статьи 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации
(Малькова С.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)
Согласно исследуемым нормам, взыскание штрафа за задержку вагонов под погрузкой или выгрузкой в соответствии со ст. 62 Устава ЖДТ оператором подвижного состава возможно именно в той ситуации, когда у оператора подвижного состава имеются договорные отношения с лицом, допустившим простой вагонов, но в договоре отсутствует условие о размере ответственности. Такие судебные акты тоже имеются, например Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22.01.2021 по делу N А40-71528. В рассматриваемом по делу договоре, заключенном между оператором подвижного состава и лицом, с которого был взыскан штраф, было предусмотрено условие о том, что ответчик несет перед истцом полную ответственность за лиц, контрагентов ответчика, допустивших простой вагонов, но при этом условие о размере ответственности в договоре отсутствовало, в связи с чем судом совершенно верно сделан вывод о том, что при отсутствии договорной ответственности истец вправе прибегнуть к защите своих прав посредством законной неустойки (по ст. 62 Устава ЖДТ).

Нормативные акты

Распоряжение ОАО "РЖД" от 11.08.2020 N 1700/р
"Об актуализации типовой формы договора комплексного транспортного обслуживания"
4.4. В случае неравномерного прибытия груза для выгрузки и хранения на территории (производственных участках) ОАО "РЖД" с ограниченным фронтом выгрузки ОАО "РЖД" не несет ответственности за простой вагонов, контейнеров в ожидании выгрузки.
"Правила перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении"
(утв. МПС СССР, Минморфлотом СССР, Минречфлотом РСФСР 17/24.04.1956)
(с изм. от 30.11.2000)
(вместе с "Временными дополнительными условиями перевозки зерна насыпью в смешанном сообщении", утв. МПС СССР, Минречфлотом РСФСР 31.07.1957; "Условиями перевозки зерна с повышенной влажностью", утв. Минречфлотом РСФСР; "Временными нормами прокладочных и крепежных материалов, подлежащих предоставлению грузовладельцами портам перевалки для оборудования и загрузки вагонов в пунктах перевалки (ст. 82 и 164 Устава внутреннего водного транспорта)", утв. Минречфлотом РСФСР 26.09.1957; "Временным соглашением о порядке перевозки грузов в универсальных контейнерах Министерства путей сообщения и Министерства речного флота РСФСР в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении", утв. МПС СССР 29.05.1963 N Г-13853, Минречфлотом РСФСР 25.05.1963 N КМ-51/1295)
Ответственность за простой вагонов, возникший в результате маркировки груза в процессе его передачи, несет сдающая сторона.