Ответственность экспедитора за сохранность груза

Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность экспедитора за сохранность груза (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 346.26 "Общие положения" главы 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
Налоговый орган пришел к выводу, что предприниматель оказывал не услуги по перевозке груза, подлежащие обложению ЕНВД, а транспортно-экспедиционные услуги, и доначислил налоги по общей системе налогообложения. Суд признал обоснованным доначисление. Суд отметил, что заключенные предпринимателем договоры не являются договорами перевозки грузов, а отношения сторон вытекают из оказания предпринимателем комплекса транспортно-экспедиторских услуг по организации перевозок грузов силами сторонних лиц с использованием не принадлежащего предпринимателю автотранспорта, в части договоров разграничены понятия транспортных услуг и экспедиционных услуг, перечислены обязанности экспедитора, предусмотрена единая оплата транспортно-экспедиционных услуг по факту их выполнения, в части договоров предусмотрено, что предприниматель выступает в качестве экспедитора, а не перевозчика, из товарно-транспортных накладных и товарных накладных следует, что предприниматель как перевозчик грузов в документах не заявлен, груз к перевозке принимали привлеченные им водители-экспедиторы по доверенностям, выданным заказчиками транспортно-экспедиционных услуг, при приеме-передаче груза, погрузочно-разгрузочных работах присутствовали привлеченные водители в качестве экспедиторов, водители лично несли ответственность за сохранность груза во время его транспортировки и за правильное размещение по пунктам назначения. Также суд отметил, что для оказания услуг привлекались третьи лица с собственным транспортом, при этом не соблюдалось ограничение по физическому показателю в целях применения ЕНВД. Суд пришел к выводу, что налоговый орган правомерно отнес выручку, полученную от оказания услуг по организации и обеспечению перевозки грузов силами третьих лиц посредством транспортных средств, не принадлежавших налогоплательщику, к доходам от транспортно-экспедиционной деятельности, подлежащим обложению по общей системе налогообложения.
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 09.06.2021 по делу N 88-12203/2021
Категория спора: Защита прав и интересов работодателя.
Требования работодателя: О возмещении ущерба, причиненного при исполнении трудовых обязанностей.
Обстоятельства: Согласно договору о полной материальной ответственности водитель-экспедитор (ответчик) обязался нести материальную ответственность за вверенное ему имущество. В результате ДТП было повреждено транспортное средство истца.
Решение: Отказано.
По смыслу вышеприведенных нормативных положений, водитель-экспедитор отвечает за сохранность и целостность вверенного перевозимого груза (материальных ценностей) и несет ответственность за причинение по его вине ущерба данному грузу (материальным ценностям), и не может быть привлечен к полной материальной ответственности за причинение ущерба транспортному средству, с помощью которого он перевозит вверенные ему материальные ценности.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Вопрос: Вправе ли работодатель заключать договоры о полной материальной ответственности с водителями-экспедиторами, в обязанности которых входят получение, транспортировка и выдача материальных ценностей?
(Консультация эксперта, 2024)
При этом возложить материальную ответственность за сохранность грузов на работника-водителя, выполняющего функционал экспедитора в порядке совмещения, также возможно (см. Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 22.08.2019 по делу N 33-13727/2019).
Статья: Исполнение договора перевозки с привлечением третьих лиц
(Бажина М.А.)
("Предпринимательское право", 2022, N 1)
В Постановлении Пленума ВС РФ N 26 не содержится четких правил в отношении ответственности фактического и договорного перевозчиков. В данном Постановлении речь идет о порядке предъявления требований к экспедитору и привлекаемому им перевозчику. Учитывая пункт 27 Постановления, ответственность за сохранность груза перед грузоотправителем зависит от того, от чьего имени заключен договор перевозки. Если договор перевозки заключен от имени грузоотправителя или экспедитором от имени последнего, то грузоотправитель вправе обратиться с иском к перевозчику или к экспедитору, если по условиям договора он также обязался обеспечить сохранную транспортировку груза перед клиентом. В данном случае возникают два вида обязательственных отношений: транспортно-экспедиционные и перевозочные. При этом грузоотправитель является участником их обоих. Следовательно, никто из участников не привлекается к исполнению договора перевозки в качестве третьего лица.

Нормативные акты

"Обзор судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017)
10. Наличие права грузоотправителя требовать возмещения ущерба, причиненного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, с перевозчика само по себе не является основанием для отказа в удовлетворении требования грузоотправителя к экспедитору, если последний также несет ответственность за сохранность груза.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 26
"О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции"
В силу прямого указания пункта 4 статьи 4 Закона о транспортной экспедиции при приеме груза экспедитор обязан проверить информацию об условиях перевозки груза и иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором своих обязанностей. Если экспедитор принимает груз от клиента без оговорок в транспортном документе о ненадлежащей упаковке, на экспедиторе лежит риск утраты, недостачи, повреждении (порчи) груза, возникших ввиду этого обстоятельства.