Отличие компенсационных выплат от выплат стимулирующих

Подборка наиболее важных документов по запросу Отличие компенсационных выплат от выплат стимулирующих (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 20.06.2022 N 88-15433/2022
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: Об отмене приказа.
Обстоятельства: Оспариваемым приказом работодателем было утверждено положение об оплате труда и премировании водителей-экспедиторов, занятых на перевозке темных нефтепродуктов.
Решение: Отказано.
Таким образом, локальный нормативный акт является не соглашением сторон, а документом, выражающим волю работодателя. В отличие от компенсационных выплат доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты не связаны с оплатой труда в каких-либо особых условиях и не ограничены законодательно минимальным или максимальным размером. Поэтому определение условий, оснований, порядка выплаты стимулирующих начислений и надбавок, а также их размера относится к исключительной компетенции работодателя.
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 21.09.2021 по делу N 88-20809/2021, 2-4509/2019
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности по заработной плате; 2) О взыскании премий, бонусов; 3) О взыскании компенсации морального вреда; 4) Об изменении основания увольнения.
Обстоятельства: Истец полагает, что он должен был быть уволен на его условиях, по соглашению сторон, с выплатой денежной компенсации.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Отказано.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на оплату услуг представителя - отказано.
В кассационной жалобе К.И. просит отменить судебные постановления, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Ссылается на ненадлежащее извещение о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, о судебном заседании он узнал случайно в день его проведения, полагает, что рассмотрение дела в течение пяти минут не позволило суду апелляционной инстанции правильно его разрешить, судами не дана оценка сложившимся конфликтным отношениям между ним и работодателем, вследствие чего умышленно его лишали премии и стимулирующих надбавок в отличие от иных сотрудников которых следовало допросить в качестве свидетелей и запросить сведения о выплате им премий в юридически значимый период, не согласен с оценкой доказательств судами и отказов во взыскании компенсации морального вреда, несмотря на наличие справки врача об ухудшении состояния здоровья.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Можно ли изменить критерии и условия премирования? Если да, то как?
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2022, N 6)
Таким образом, локальный нормативный акт является не соглашением сторон, а документом, выражающим волю работодателя. В отличие от компенсационных выплат доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты не связаны с оплатой труда в каких-либо особых условиях и не ограничены законодательно минимальным или максимальным размером. Поэтому определение условий, оснований, порядка выплаты стимулирующих начислений и надбавок, а также их размера относится к исключительной компетенции работодателя..."
Статья: Проблемы обеспечения отраслевыми юридическими категориями российского трудового права реализации и применения его основных принципов
(Сухарев А.Е.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2019, N 2)
По моему мнению, в судебной практике не всегда адекватно оценивается правовой режим премий, входящих в систему оплаты труда, являющихся частью условия трудового договора об оплате труда (обязательным условием трудового договора). Если премия, ее размер и учетный период не предусмотрены непосредственно трудовым договором, лишь содержащим отсылку на локальный нормативный акт, суды часто отказывают работнику в праве притязания на соответствующую премию. Суды одновременно ссылаются и на ст. 135 ТК РФ, предусматривающую право работодателя на установление системы оплаты труда, и на ст. 191 ТК РФ, предусматривающую право работодателя поощрять работника премией по своему усмотрению. То есть рассматривают премию как поощрение за труд, а не как часть системы оплаты труда, не как обязательное условие трудового договора. Указанный подход, сложившийся у некоторых судей, распространяется ими и на иные виды стимулирующих выплат: стимулирующие доплаты и надбавки. Так, в Апелляционном определении Свердловского областного суда от 5 июля 2016 г. по делу N 33-11529/2016 <4> суд приходит к выводу: "Таким образом, система оплаты труда применительно к ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации включает... доплаты и надбавки стимулирующего характера (ст. 191 Трудового кодекса Российской Федерации - Поощрения за труд)". Далее суд отмечает: "Стимулирующие выплаты, в отличие от компенсационных, зависят от усмотрения работодателя". По моему мнению, суды в подобных случаях допускают смешение различных юридических категорий, относящихся к различным институтам трудового права и применяемых по различным правилам:

Нормативные акты

"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019)
По смыслу приведенных положений законодательства использование юридической конструкции субсидий позволяет государству оказывать финансовую поддержку хозяйствующим субъектам в виде предоставления денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в тех случаях, когда это необходимо для решения публично значимых задач. При этом природа стимулирующих субсидий как финансовой поддержки, предоставляемой в силу усмотрения публичной власти, а не ее обязанностей, означает, что участники хозяйственного оборота, по общему правилу, не вправе требовать от публично-правового образования (его уполномоченных органов) принятия решения о предоставлении субсидии, равно как не вправе требовать выплаты стимулирующих субсидий при фактическом отсутствии в бюджете денежных средств на эти бюджетные ассигнования либо при исчерпании выделенных средств.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 14.08.2008 N 424н
"Об утверждении Рекомендаций по заключению трудового договора с работником федерального бюджетного учреждения и его примерной форме"
условия оплаты труда (в том числе размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера);