Отличие дотации от субсидии
Подборка наиболее важных документов по запросу Отличие дотации от субсидии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 27.06.2003 N 64-Г03-3
Заявление о признании недействующими с момента принятия пункта 4 статьи 20 и пункта 3 статьи 30 Закона Сахалинской области от 26 декабря 2002 года N 382 "Об областном бюджете Сахалинской области на 2003 год" удовлетворено правомерно, так как оспариваемые нормы областного Закона противоречат федеральному бюджетному законодательству.В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, в отличие от бюджетных ссуд, дотации, субсидии и субвенции являются безвозмездными и безвозвратными средствами, что предусматривается п. п. 3 и 4 ст. 139 Бюджетного кодекса РФ, установившими порядок предоставления и расчет финансовой помощи на выравнивание уровня социально-экономического развития, а также субвенций на финансирование целевых расходов местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации только законом.
Заявление о признании недействующими с момента принятия пункта 4 статьи 20 и пункта 3 статьи 30 Закона Сахалинской области от 26 декабря 2002 года N 382 "Об областном бюджете Сахалинской области на 2003 год" удовлетворено правомерно, так как оспариваемые нормы областного Закона противоречат федеральному бюджетному законодательству.В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, в отличие от бюджетных ссуд, дотации, субсидии и субвенции являются безвозмездными и безвозвратными средствами, что предусматривается п. п. 3 и 4 ст. 139 Бюджетного кодекса РФ, установившими порядок предоставления и расчет финансовой помощи на выравнивание уровня социально-экономического развития, а также субвенций на финансирование целевых расходов местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации только законом.
Определение Верховного Суда РФ от 29.03.2006 N 60-Г06-5
Об оставлении без изменения решения Камчатского областного суда от 25.01.2006, которым было отказано в удовлетворении требований о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению частично пп. 2 ч. 2 ст. 13, ч. 1 ст. 19, пп. 1 ч. 1 ст. 27, строки 1 графы 3 Приложения N 15, ст. 37 Закона Камчатской области от 14.12.2005 N 418 "Об областном бюджете на 2006 год".Исходя из определения, указанного в упомянутой статье 6 БК РФ, дотации, в отличие от субвенции и субсидии, являются нецелевым видом финансовой помощи, в связи с чем, при предоставлении дотаций не могут быть указаны цели их направления, поскольку этим нарушается принцип самостоятельности бюджетов, предусмотренный статьей 31 БК РФ.
Об оставлении без изменения решения Камчатского областного суда от 25.01.2006, которым было отказано в удовлетворении требований о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению частично пп. 2 ч. 2 ст. 13, ч. 1 ст. 19, пп. 1 ч. 1 ст. 27, строки 1 графы 3 Приложения N 15, ст. 37 Закона Камчатской области от 14.12.2005 N 418 "Об областном бюджете на 2006 год".Исходя из определения, указанного в упомянутой статье 6 БК РФ, дотации, в отличие от субвенции и субсидии, являются нецелевым видом финансовой помощи, в связи с чем, при предоставлении дотаций не могут быть указаны цели их направления, поскольку этим нарушается принцип самостоятельности бюджетов, предусмотренный статьей 31 БК РФ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Становление и развитие правового регулирования принципа прозрачности (открытости) межбюджетных отношений в России
(Кожушко С.В.)
("Финансовое право", 2020, N 7)В отличие от финансовых отношений, межбюджетные отношения в России начали обособляться как самостоятельные отношения, включающие формы поддержки бюджетов (субвенции, дотации, субсидии), гораздо позже - в период существования СССР. Тогда самостоятельность бюджетов была больше, чем в предыдущие периоды развития отечественной истории. Однако недостаточная доходная база не позволяла отдельным бюджетам эффективно решать возложенные на них задачи. В этих условиях возросло значение предоставления из государственного бюджета СССР межбюджетных трансфертов на выравнивание финансовой обеспеченности всех остальных бюджетов <2>.
(Кожушко С.В.)
("Финансовое право", 2020, N 7)В отличие от финансовых отношений, межбюджетные отношения в России начали обособляться как самостоятельные отношения, включающие формы поддержки бюджетов (субвенции, дотации, субсидии), гораздо позже - в период существования СССР. Тогда самостоятельность бюджетов была больше, чем в предыдущие периоды развития отечественной истории. Однако недостаточная доходная база не позволяла отдельным бюджетам эффективно решать возложенные на них задачи. В этих условиях возросло значение предоставления из государственного бюджета СССР межбюджетных трансфертов на выравнивание финансовой обеспеченности всех остальных бюджетов <2>.
Статья: Материальные меры поощрения муниципальных образований как основа их устойчивого развития
(Нигметзянов А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 2)Примечательно, что, несмотря на активное употребление термина "грант", ни БК РФ, ни Федеральный закон N 131-ФЗ не дают его определения. В региональных нормативных актах, как уже было продемонстрировано, и дотации, и субсидии называют грантами. В юридической литературе гранты часто рассматриваются как разновидности субсидий <15>, что, однако, является не совсем верным, так как грант, в отличие от субсидии, может предоставляться не только на принципе софинансирования, но и покрытия расходов на проект в полном объеме. Необходимо ввести понятие гранта в бюджетное законодательство РФ, указав, что бюджетный грант, предоставляемый муниципальному образованию, - это целевые, безвозмездные, безвозвратные (за исключением случаев нарушения правил их использования) денежные средства, поступившие из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ в целях поощрения и финансовой поддержки управленческих практик муниципальных образований, а также достижения эффективного решения вопросов местного значения.
(Нигметзянов А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 2)Примечательно, что, несмотря на активное употребление термина "грант", ни БК РФ, ни Федеральный закон N 131-ФЗ не дают его определения. В региональных нормативных актах, как уже было продемонстрировано, и дотации, и субсидии называют грантами. В юридической литературе гранты часто рассматриваются как разновидности субсидий <15>, что, однако, является не совсем верным, так как грант, в отличие от субсидии, может предоставляться не только на принципе софинансирования, но и покрытия расходов на проект в полном объеме. Необходимо ввести понятие гранта в бюджетное законодательство РФ, указав, что бюджетный грант, предоставляемый муниципальному образованию, - это целевые, безвозмездные, безвозвратные (за исключением случаев нарушения правил их использования) денежные средства, поступившие из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ в целях поощрения и финансовой поддержки управленческих практик муниципальных образований, а также достижения эффективного решения вопросов местного значения.
Нормативные акты
Приказ Госстроя РФ от 28.12.2000 N 303
"Об утверждении Методических рекомендаций по финансовому обоснованию тарифов на содержание и ремонт жилищного фонда"1.5. Собственник жилищного фонда (уполномоченная им организация) делегирует хозяйствующему субъекту (подрядчику) независимо от организационно-правовой формы право на предоставление услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда, но ввиду их характера как "жизненно важных" оставляет за собой право контролировать его деятельность в части ценообразования (формирования тарифов) для потребителей, проживающих в государственном и муниципальном жилищном фонде. Это приводит к тому, что чисто рыночные механизмы хозяйствования становятся ограничены, и следовательно, регулирующая спрос и предложение цена (тариф) может быть дополнена такими финансовыми инструментами, как дотации и льготы хозяйствующим субъектам (подрядчикам) и субсидии потребителям.
"Об утверждении Методических рекомендаций по финансовому обоснованию тарифов на содержание и ремонт жилищного фонда"1.5. Собственник жилищного фонда (уполномоченная им организация) делегирует хозяйствующему субъекту (подрядчику) независимо от организационно-правовой формы право на предоставление услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда, но ввиду их характера как "жизненно важных" оставляет за собой право контролировать его деятельность в части ценообразования (формирования тарифов) для потребителей, проживающих в государственном и муниципальном жилищном фонде. Это приводит к тому, что чисто рыночные механизмы хозяйствования становятся ограничены, и следовательно, регулирующая спрос и предложение цена (тариф) может быть дополнена такими финансовыми инструментами, как дотации и льготы хозяйствующим субъектам (подрядчикам) и субсидии потребителям.
Приказ Минсельхоза России от 27.04.2011 N 110
"Об утверждении отраслевой целевой программы "Развитие клеточного разведения соболей (соболеводства) в Российской Федерации на 2011 - 2013 гг. и на период до 2021 г."За последние пять лет, с 2005 г., общее маточное поголовье соболей увеличилось на 34,8%. Этому, в определенной степени, способствовала государственная поддержка соболеводства в виде увеличения объемов субсидий на содержание племенного маточного поголовья соболей за счет увеличения в три раза по сравнению с другими видами пушных зверей ставки дотаций.
"Об утверждении отраслевой целевой программы "Развитие клеточного разведения соболей (соболеводства) в Российской Федерации на 2011 - 2013 гг. и на период до 2021 г."За последние пять лет, с 2005 г., общее маточное поголовье соболей увеличилось на 34,8%. Этому, в определенной степени, способствовала государственная поддержка соболеводства в виде увеличения объемов субсидий на содержание племенного маточного поголовья соболей за счет увеличения в три раза по сравнению с другими видами пушных зверей ставки дотаций.