Отличие дотации от субсидии

Подборка наиболее важных документов по запросу Отличие дотации от субсидии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Верховного Суда РФ от 27.06.2003 N 64-Г03-3
Заявление о признании недействующими с момента принятия пункта 4 статьи 20 и пункта 3 статьи 30 Закона Сахалинской области от 26 декабря 2002 года N 382 "Об областном бюджете Сахалинской области на 2003 год" удовлетворено правомерно, так как оспариваемые нормы областного Закона противоречат федеральному бюджетному законодательству.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, в отличие от бюджетных ссуд, дотации, субсидии и субвенции являются безвозмездными и безвозвратными средствами, что предусматривается п. п. 3 и 4 ст. 139 Бюджетного кодекса РФ, установившими порядок предоставления и расчет финансовой помощи на выравнивание уровня социально-экономического развития, а также субвенций на финансирование целевых расходов местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации только законом.
Определение Верховного Суда РФ от 29.03.2006 N 60-Г06-5
Об оставлении без изменения решения Камчатского областного суда от 25.01.2006, которым было отказано в удовлетворении требований о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению частично пп. 2 ч. 2 ст. 13, ч. 1 ст. 19, пп. 1 ч. 1 ст. 27, строки 1 графы 3 Приложения N 15, ст. 37 Закона Камчатской области от 14.12.2005 N 418 "Об областном бюджете на 2006 год".
Исходя из определения, указанного в упомянутой статье 6 БК РФ, дотации, в отличие от субвенции и субсидии, являются нецелевым видом финансовой помощи, в связи с чем, при предоставлении дотаций не могут быть указаны цели их направления, поскольку этим нарушается принцип самостоятельности бюджетов, предусмотренный статьей 31 БК РФ.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Становление и развитие правового регулирования принципа прозрачности (открытости) межбюджетных отношений в России
(Кожушко С.В.)
("Финансовое право", 2020, N 7)
В отличие от финансовых отношений, межбюджетные отношения в России начали обособляться как самостоятельные отношения, включающие формы поддержки бюджетов (субвенции, дотации, субсидии), гораздо позже - в период существования СССР. Тогда самостоятельность бюджетов была больше, чем в предыдущие периоды развития отечественной истории. Однако недостаточная доходная база не позволяла отдельным бюджетам эффективно решать возложенные на них задачи. В этих условиях возросло значение предоставления из государственного бюджета СССР межбюджетных трансфертов на выравнивание финансовой обеспеченности всех остальных бюджетов <2>.
Статья: Материальные меры поощрения муниципальных образований как основа их устойчивого развития
(Нигметзянов А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 2)
Примечательно, что, несмотря на активное употребление термина "грант", ни БК РФ, ни Федеральный закон N 131-ФЗ не дают его определения. В региональных нормативных актах, как уже было продемонстрировано, и дотации, и субсидии называют грантами. В юридической литературе гранты часто рассматриваются как разновидности субсидий <15>, что, однако, является не совсем верным, так как грант, в отличие от субсидии, может предоставляться не только на принципе софинансирования, но и покрытия расходов на проект в полном объеме. Необходимо ввести понятие гранта в бюджетное законодательство РФ, указав, что бюджетный грант, предоставляемый муниципальному образованию, - это целевые, безвозмездные, безвозвратные (за исключением случаев нарушения правил их использования) денежные средства, поступившие из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ в целях поощрения и финансовой поддержки управленческих практик муниципальных образований, а также достижения эффективного решения вопросов местного значения.

Нормативные акты

Приказ Госстроя РФ от 28.12.2000 N 303
"Об утверждении Методических рекомендаций по финансовому обоснованию тарифов на содержание и ремонт жилищного фонда"
1.5. Собственник жилищного фонда (уполномоченная им организация) делегирует хозяйствующему субъекту (подрядчику) независимо от организационно-правовой формы право на предоставление услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда, но ввиду их характера как "жизненно важных" оставляет за собой право контролировать его деятельность в части ценообразования (формирования тарифов) для потребителей, проживающих в государственном и муниципальном жилищном фонде. Это приводит к тому, что чисто рыночные механизмы хозяйствования становятся ограничены, и следовательно, регулирующая спрос и предложение цена (тариф) может быть дополнена такими финансовыми инструментами, как дотации и льготы хозяйствующим субъектам (подрядчикам) и субсидии потребителям.
Приказ Минсельхоза России от 27.04.2011 N 110
"Об утверждении отраслевой целевой программы "Развитие клеточного разведения соболей (соболеводства) в Российской Федерации на 2011 - 2013 гг. и на период до 2021 г."
За последние пять лет, с 2005 г., общее маточное поголовье соболей увеличилось на 34,8%. Этому, в определенной степени, способствовала государственная поддержка соболеводства в виде увеличения объемов субсидий на содержание племенного маточного поголовья соболей за счет увеличения в три раза по сравнению с другими видами пушных зверей ставки дотаций.