Открытие лицевого счета в казначействе неучастнику бюджетного процесса

Подборка наиболее важных документов по запросу Открытие лицевого счета в казначействе неучастнику бюджетного процесса (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2022 N 13АП-42157/2021 по делу N А26-6507/2021
Категория: Споры в сфере бюджетного законодательства.
Требования взыскателя: 1) Об обязании принять к исполнению исполнительный документ; 2) Об обращении взыскания на денежные средства.
Обстоятельства: Взыскателю предложено направить исполнительные листы в службу судебных приставов, поскольку бюджетным законодательством не предусмотрено исполнение органами Федерального казначейства РФ исполнительных документов путем взыскания денежных средств, находящихся на счетах лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, притом что банк возвратил исполнительные листы без исполнения по причине того, что должник не обслуживается в отделении.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.
По мнению подателя жалобы, судом неправомерно отказано в требованиях, денежные средства на лицевых счетах с кодом 41, открытых подрядчиками по государственным контрактам, являются собственностью подрядчиков, необоснован вывод суда, что исполнение Казначейством исполнительного документа путем взыскания денежных средств, находящихся на счетах неучастников бюджетного процесса, которые не являются частью бюджетов бюджетной системы, бюджетным законодательством не предусмотрена, Казначейство вправе проверить предоставленные исполнительные листы, санкционировать расходы при казначейском сопровождении целевых средств, подлежит применению аналогия закона, статья 242.6.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) не регламентирует порядок обращения взыскания в случае непредоставления распоряжения (ответа) со стороны должника, не подлежит применению в спорном случае.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Юридические лица, не являющиеся участниками бюджетного процесса: понятие и сущность
(Карпова Л.Ф.)
("Российская юстиция", 2020, N 5)
Следует отметить, что не все лица из второй группы неучастников бюджетного процесса обязаны открывать лицевые счета в органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ и муниципальных образований, так как не всякое предоставление целевых бюджетных средств предусматривает открытие лицевых счетов, в частности это касается размера средств, предоставляемых по государственным контрактам, сумма по таким контрактам должна составлять, к примеру, не менее 100 000 руб. <5>. В данном случае юридическое лицо не будет иметь полного набора критериев, которые позволили бы отнести его к неучастникам бюджетного процесса с формально-юридической точки зрения.
Статья: Регулирование казначейского сопровождения как защитная функция от незаконных посягательств на средства бюджета
(Мамитова Н.В., Полищук Д.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 12)
Отсутствие закрепленных функций на региональном уровне по казначейскому сопровождению создавало пробелы в правовом регулировании действий финансового органа по сопровождению отдельных контрактов, в том числе в судебных процессах по требованиям, направленным на взыскание неотработанных авансов, выплаченных за счет средств регионального бюджета и учтенных на лицевых счетах, открытых в финансовом органе иным неучастникам бюджетного процесса.

Нормативные акты

Постановление Конституционного Суда РФ от 15.07.2021 N 37-П
"По делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 3 статьи 158 и пункта 10 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также части 1 статьи 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Ю.А. Рейнхиммеля"
Порядок открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства утвержден приказом Федерального казначейства от 17 октября 2016 года N 21н. Положениями указанного Порядка открытие казенному учреждению счета для учета операций со средствами неучастника бюджетного процесса не предусмотрено. В соответствии с пунктом 4 статьи 123.22 ГК Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами; при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
"Условия оказания ФАУ "Главгосэкспертиза России" услуг по проведению государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (редакция N 3)"
(утв. ФАУ "Главгосэкспертиза России")
2.1.6.2. При заключении договоров с соисполнителями включать условия об обязанности открытия соисполнителями лицевых счетов для учета операций неучастника бюджетного процесса в территориальных органах Федерального казначейства.