Оспаривание действий прокурора при проведении проверки

Подборка наиболее важных документов по запросу Оспаривание действий прокурора при проведении проверки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Апелляционное постановление Псковского областного суда от 10.08.2022 по делу N 22-521/2022
Процессуальные вопросы: Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы, ходатайства, заявления.
Решение: Постановление оставлено без изменения.
Суд первой инстанции на стадии предварительного изучения жалобы К. пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые заявителем действия прокурора не могут являться предметом судебной проверки в порядке, предусмотренном ст. 125 УПК РФ, поскольку не являются процессуальным решением, принятым в рамках уголовного судопроизводства, которое может расцениваться как нарушающее конституционные права и свободы заявителя, либо затрудняющие его доступ к правосудию.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 200 "Судебное разбирательство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц" АПК РФ"Вопреки позиции общества правовая квалификация прокурором Тюменской области действий департамента при рассмотрении заявлений лицензиатов о возвращении государственной пошлины как нарушающих требования Постановления N 440 не являлась обязательной для суда при проверке соответствия законодательству оспариваемого в рамках настоящего дела решения департамента в силу требований части 1 статьи 168, части 4 статьи 200 АПК РФ."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Прокурорская проверка: правовой и практический аспекты
(Бывальцева С.Г., Байрамов Б.Б.)
("Законность", 2021, N 9)
Полагая, что в качестве такой информации должны служить исключительно обращения, направленные в органы прокуратуры, поднадзорные субъекты оспаривают действия прокуратуры по проведению проверки на том основании, что в решении прокурора о проведении проверки не установлены основания для ее проведения, а поручение вышестоящей прокуратуры, на основании которого проводится проверка, не может служить основанием для проведения проверки. Так, ООО "Парус" обжаловало действия заместителя, старшего помощника и помощников Камышловского межрайонного прокурора по проведению проверки на том основании, что проверка проводилась по поручению прокуратуры Свердловской области, которое не может быть основанием для проведения проверки <5>.

Нормативные акты

"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
6) сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием), а в случае подачи заявления прокурором или указанными в статье 40 настоящего Кодекса лицами - о правах, свободах и законных интересах иных лиц;
Постановление Конституционного Суда РФ от 14.11.2017 N 28-П
"По делу о проверке конституционности отдельных положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина М.И. Бондаренко"
По смыслу действующего правового регулирования, возможность отмены незаконного или необоснованного постановления о прекращении уголовного дела либо уголовного преследования, в том числе по реабилитирующим основаниям (пункт 3 части второй статьи 133 УПК Российской Федерации), не ограничена даже истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности. При этом согласно указанию Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 3 июля 2013 года N 267/12 "О порядке реализации положений части 1 статьи 136 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" прокурор обязан оперативно обеспечить проверку законности принятого дознавателем, следователем либо судом решения, влекущего право на реабилитацию, при наличии оснований - принять меры для отмены решения дознавателя или следователя, оспаривания судебного акта, а в случае отсутствия оснований для отмены или оспаривания - принести официальное извинение в письменной форме в возможно короткий срок, но не позднее одного месяца со дня вынесения такого решения либо вступления в законную силу судебного акта. Из данных предписаний следует, что прокурор выполняет последовательные действия по проверке законности и обоснованности указанного решения и принесению официального извинения реабилитированному, причем общий срок, в течение которого прокурор вправе получить истребованные им материалы уголовного дела и отменить вынесенное по реабилитирующим основаниям постановление о прекращении уголовного дела либо уголовного преследования, не может превышать одного месяца со дня его вынесения. Что касается правоприменительной практики, то, как свидетельствуют в том числе материалы, представленные заявителем по настоящему делу, несоблюдение прокурором срока для отмены постановления о прекращении уголовного дела либо уголовного преследования не оценивается судами как процессуальное нарушение.