Особенности правового положения бюджетных учреждений

Подборка наиболее важных документов по запросу Особенности правового положения бюджетных учреждений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: О правовом обеспечении бюджетного федерализма (на примере финансов муниципальных образований): некоторые вопросы теории и практики
(Ручкина Г.Ф., Ашмарина Е.М.)
("Финансовое право", 2024, N 5)
В настоящее время в связи с тенденцией к укрупнению юридических научных специальностей (новая Номенклатура), что само по себе можно признать позитивным явлением, муниципальное право не предусмотрено в качестве самостоятельного научного направления. Вместе с тем отношения в области муниципального самоуправления расположены в плоскости таких научных юридических специальностей, как "Публично-правовые (государственно-правовые) науки" (разд. 5.1.2 Номенклатуры), а также (фрагментарно) "Частноправовые (цивилистические) науки" (разд. 5.1.3 Номенклатуры). Так, к области публично-правового (государственно-правового) регулирования относятся, например, вопросы, непосредственно и традиционно связанные с конституционным правом (отделение местного самоуправления от государственной власти); с административным правом (особенности управления в муниципальной сфере/структура администрирования внутри МСУ, а также муниципальная служба; особенности муниципального публичного контроля); с финансовым правом (муниципальная казна и муниципальные финансы; особенности муниципального кредита: кредитования и долга; муниципальный бюджет и особенности бюджетного процесса; бюджетный федерализм: особенности перераспределения федеральных и региональных доходов в процессе бюджетной деятельности; особенности муниципальной налоговой деятельности, а также муниципальные налоги и сборы); с экологическим правом (экологическое регулирование в сфере МСУ). В свою очередь, с частноправовым (цивилистическим) регулированием связаны такие вопросы, как, например, особенности правового статуса и деятельности муниципальных бюджетных учреждений, а также особенности жилищных отношений в сфере МСУ (гражданское право). К сфере информационного права относится правовое обеспечение цифровых технологий в сфере муниципальной деятельности; международного права - зарубежный опыт регулирования муниципальных отношений (допустим, на примере земель Германии). Такая многовариантная комплексность правового обеспечения указывает на целесообразность наличия обособленного института муниципальной деятельности в системе российского права. Кроме того, необходимо помнить об имманентной роли базисных экономических отношений и необходимости их адекватного правового обеспечения. В этой связи, как представляется, в комплексном научном исследовании целостных муниципальных отношений велика роль раздела "Экономика" (5.2) действующей Номенклатуры (подраздел "Региональная экономика"), где, помимо бюджетного федерализма, поднимаются такие проблемы, как обеспечение единства экономического пространства, межмуниципальное сотрудничество; особые экономико-правовые режимы регионального и местного развития, требующие своего юридического оформления.
Статья: Оценка действующей модели субсидирования государственного задания подготовки кадров по уровням высшего образования
(Шевелева Н.А., Васильев И.А.)
("Финансовое право", 2019, N 12)
Особенностью правового статуса государственного бюджетного и автономного учреждения является признаваемая публичным субъектом обязанность финансирования исключительно государственного задания, осуществление иной деятельности и содержание иного имущества остаются зоной самостоятельной ответственности учреждения, результатом его хозяйственной деятельности. Такая модель может быть устойчивой лишь при неизменности объема государственного задания и соответствующего ему размера субсидии. В сфере образования размер субсидии напрямую зависит от результатов конкурса на получение контрольных цифр приема (абз. 2 п. 3 Положения). Федеральный закон от 27 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" прямо предписывает контрольные цифры приема распределять по результатам публичного конкурса (ст. 100) <10>. Таким образом, объем государственного задания и размер соответствующей субсидии могут быть существенно снижены. Закрепленный в федеральном законе механизм распределения контрольных цифр приема явился предметом рассмотрения Конституционным Судом РФ и был признан соответствующим конституционным требованиям (Определение Конституционного Суда РФ от 22 декабря 2015 г. N 2982-О).

Нормативные акты