ОСАГО без техосмотра

Подборка наиболее важных документов по запросу ОСАГО без техосмотра (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2023 N 17АП-6968/2023(1)-АК по делу N А50-16686/2021
Требование: Об отмене определения об отказе в удовлетворении заявления финансового управляющего о признании недействительным договора купли-продажи автомобиля.
Решение: Определение оставлено без изменения.
Ссылка апеллянта на оформление полиса ОСАГО до момента реализации спорного автомобиля ответчику также не свидетельствует об исправности спорного автомобиля. С учетом внесенных в Федеральный закон "Об ОСАГО" изменений, для оформления полиса необходимо предоставление документов на машину и удостоверяющих личность владельца. При продлении полиса автогражданской ответственности без смены собственника проходить технический осмотр транспортного средства не требуется.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Калмыкия от 26.01.2023 N 33-61/2023
Категория спора: ОСАГО.
Требования страховщика: О взыскании реального ущерба в порядке регресса.
Обстоятельства: Истец ссылался на то, что по вине ответчика произошло ДТП. Ответчик по требованию страховщика не предоставил в установленный законом пятидневный срок с момента получения этого требования свое транспортное средство для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы.
Решение: Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов по уплате государственной пошлины - удовлетворено в части.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных ПАО СК "Росгосстрах" исковых требований, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 15, 931, 965, 1079, 1064 и 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также положениями статьи 11.1, подпункта "з" пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО и исходил из того, что оснований для взыскания в порядке регресса с виновника дорожно-транспортного происшествия А. выплаченного страховщиком потерпевшему страхового возмещения не имеется, поскольку истцом не доказан факт надлежащего уведомления ответчика о необходимости предоставить принадлежащее ему транспортное средство для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы. Данное требование направлено страховщиком с нарушением установленного законом пятнадцатидневного срока после происшествия. Также истцом не представлено доказательств нарушения прав страховой компании вследствие такого непредставления автомобиля ответчиком. Имеющиеся в распоряжении страховщика документы оказались достаточными для признания данного дорожно-транспортного происшествия страховым случаем и произведения страховой выплаты потерпевшему. Потерпевший обратился к страховщику за пределами пятидневного срока после происшествия, что не исключает получение имеющихся у его транспортного средства механических повреждений не в результате данного происшествия, а позднее. Извещение на месте дорожно-транспортного происшествия от 28 февраля 2022 года его участниками не составлялось, подпись в данном извещении ответчику не принадлежит.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: У каких фирм и ИП могут "мобилизовать" машину на нужды армии
(Данилов С.)
("Практическая бухгалтерия", 2022, N 10)
P.S. Согласно проекту приказа Минобороны четырехлетней давности в список транспортных средств, подлежащих учету в мирное время в военных комиссариатах, включаются автомобили категории технического регламента Таможенного союза "M1". В эту категорию входят все легковые машины, которые используются для перевозки пассажиров и имеют, помимо водительского, не более восьми мест для сидения. Как указывается в документе, техника поступит на вооружение вновь формируемых на военное время соединений и воинских частей. Предпочтение при мобилизации будет отдаваться внедорожникам отечественного производства. В первую очередь - автомобилям УАЗ-469, УАЗ-3151, УАЗ-2966, УАЗ-3163 ("Патриот"). Подчеркивается, что мобилизация личного автотранспорта может начаться только в случае объявления в стране военного положения. Оно вводится только в случае внешней агрессии или угрозы нападения иностранного государства. При этом мобилизованная техника не будет направляться в район боевых действий. В проекте приказа также не идет речи об изъятии автомобилей у собственников. На гражданских машинах военнослужащие смогут передвигаться только до тех пор, пока в часть со складов резерва не прибудут штатные машины. Сразу после этого автомобили вернут владельцам, а собственникам выплатят компенсацию, которая рассчитывается исходя из времени эксплуатации военными и полученных повреждений, указано в проекте. В мирное же время техника, подлежащая мобилизации, будет находиться на строгом учете. В военкомате на каждый автомобиль заведут карточку технического состояния. В ней укажут, есть ли возможность эксплуатации транспортного средства без предварительного ремонта, каковы последние данные техосмотра, и отметят наличие полиса ОСАГО.
Обзор: "Индивидуальные тарифы ОСАГО и упрощение покупки полиса из-за COVID-19: закон опубликован"
(КонсультантПлюс, 2022)
До 30 сентября включительно договор ОСАГО можно заключить без диагностической карты, подтверждающей, что ТС отвечает обязательным требованиям безопасности. То же самое касается свидетельства о прохождении техосмотра тракторами, самоходными дорожно-строительными и другими машинами.

Нормативные акты

Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 02.03.2024)
Для обеспечения возможности осмотра и (или) независимой технической экспертизы транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии, в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции владельцы указанных транспортных средств без наличия согласия в письменной форме страховщиков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, не должны приступать к их ремонту или утилизации до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия.
Федеральный закон от 25.05.2020 N 161-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и приостановлении действия отдельных положений Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"
6. В случае, если по истечении одного месяца со дня отмены ограничительных мер, указанных в части 5 настоящей статьи, по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключенному без представления диагностической карты либо свидетельства о прохождении технического осмотра, произошел страховой случай и страхователем страховщику не представлены диагностическая карта либо свидетельство о прохождении технического осмотра, к страховщику, осуществившему страховое возмещение по такому договору, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения.