Определение некоммерческой корпоративной организации.

Подборка наиболее важных документов по запросу Определение некоммерческой корпоративной организации. (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Проблемные аспекты развития территориального общественного самоуправления в современной России и пути их разрешения
(Давыдов А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 5)
Во исполнение данного поручения Правительством Российской Федерации разработан и 4 июля 2020 г. внесен на рассмотрение Государственной Думы ФС РФ проект Федерального закона N 983322-7 "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части установления особенностей регулирования деятельности территориального общественного самоуправления как некоммерческой организации" <7>. Законопроектом предлагается определить, что действующее в качестве юридического лица территориальное общественное самоуправление является некоммерческой корпоративной организацией. Вместе с тем профильный Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления вполне обоснованно дал отрицательное заключение данной инициативе <8>. В заключении комитета подчеркивается, что представляется не вполне удачным определение территориального общественного самоуправления в качестве некоммерческой корпоративной организации, предполагающей наличие индивидуального членства участников (учредителей). Такой подход противоречит логике законодательства о местном самоуправлении и концептуальному пониманию территориального общественного самоуправления в качестве общественно-публичного института и формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления. Кроме этого, если говорится о том, что некоммерческая организация создается в организационно-правовой форме территориальных общественных самоуправлений, должно быть четко прописано, что это некоммерческая организация, не имеющая членства. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации такими некоммерческими организациями являются унитарные юридические лица. Пока, однако, по тем формулировкам, которые использованы в данном законопроекте, получается обратное. В статье 65.1 ГК РФ даются определения корпоративных и унитарных юридических лиц. Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с п. 1 ст. 65.3 ГК РФ, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, общественные движения, ассоциации (союзы), нотариальные палаты, товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации, то есть все, где предполагается наличие индивидуального членства и которые по своей природе это предполагают. Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, государственные корпорации, публично-правовые компании. Таким образом, корпоративные юридические лица (корпорации) предусматривают членство. В отличие от них в унитарных юридических лицах членства нет. Учитывая изложенное, ТОСы должны быть отнесены не к корпоративным юридическим лицам (корпорациям), а к унитарным юридическим лицам.
Статья: Корпоративные конфликты в некоммерческих организациях: особенности, виды и способы предотвращения
(Батрова Т.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 8)
Прежде всего определению сущности подобных конфликтов препятствует сохраняющаяся неопределенность в части отнесения некоммерческих организаций к числу корпоративных. С одной стороны, она обусловлена наличием коллизий в законодательном закреплении их статуса. Первое, что обращает на себя внимание, это несоответствие нормативных перечней некоммерческих корпораций. В то время как п. 1 ст. 65.1 ГК РФ относит к ним потребительские кооперативы, общественные организации, общественные движения, ассоциации (союзы), нотариальные палаты, товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в Государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации, п. 2 ст. 123.1 ГК РФ исключает из него общественные движения, что само по себе не вызывает возражения с учетом природы данного вида общественных объединений, целесообразность признания которых юридическими лицами обоснованно подвергается сомнению <2>.

Нормативные акты

"Международный стандарт аудита 260 (пересмотренный) "Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление"
(введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 09.01.2019 N 2н)
(ред. от 16.10.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)
A3. Такое разнообразие означает, что в рамках настоящего стандарта невозможно для всех случаев аудита определить лицо (лица), с которым (которыми) аудитору надлежит общаться по тем или иным вопросам. Кроме того, в некоторых случаях однозначное определение лица или лиц, которых необходимо информировать, представляет определенную трудность по причине используемой нормативной базы или вследствие каких-либо других обстоятельств задания, например в случае организаций, структура корпоративного управления которых формально не определена, таких как некоторые семейные предприятия, некоторые некоммерческие организации, а также некоторые государственные организации. В таких случаях аудитор может столкнуться с необходимостью обсудить и согласовать соответствующее лицо или лиц, с которыми необходимо осуществлять информационное взаимодействие, со стороной, привлекшей аудитора для выполнения задания. При принятии решения о том, с кем ему следует взаимодействовать, понимание аудитором структуры и процедур корпоративного управления организации, полученное им в соответствии с МСА 315 (пересмотренным) <4>, играет важную роль. Соответствующее лицо или лица, которых необходимо информировать, могут меняться в зависимости от вопроса, информация о котором должна быть сообщена.
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2022 года"Во всяком случае суды при рассмотрении дел о признании решений общего собрания членов товарищества недействительными, в частности по основанию существенного нарушения порядка подготовки к его проведению, проверяя, был ли соблюден закрепленный в уставе этой некоммерческой корпоративной организации порядок извещения членов товарищества о предстоящем собрании, не могут исключать из предмета своего рассмотрения и то обстоятельство, использовался ли этот способ добросовестно как с точки зрения действительной доступности соответствующей информации, так и с точки зрения сложившейся в соответствующем товариществе практики передачи юридически значимых сообщений, подтверждающей либо опровергающей наличие организационно-технических возможностей адресной (персональной) рассылки информации.