Нормативы потребления тепловой энергии нежилого помещения

Подборка наиболее важных документов по запросу Нормативы потребления тепловой энергии нежилого помещения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 26.10.2022 N Ф09-4263/22 по делу N А76-38861/2019
Требование: О взыскании неустойки за нарушение срока оплаты тепловой энергии.
Обстоятельства: Теплоснабжающая организация указала на несвоевременную оплату энергии собственником нежилого помещения в многоквартирном доме.
Решение: Требование удовлетворено в части, поскольку просрочка подтверждена, непредоставление либо несвоевременное предоставление счетов не освобождают от оплаты, исходные данные для расчета объема энергии, потребленной в целях содержания общего имущества, находятся в открытом доступе, площадь помещения определена с учетом отнесения его к отапливаемой от централизованной системы отопления площади дома; проведен перерасчет с учетом произведенных оплат, назначения платежей и введения моратория на банкротство.
Из буквального толкования второго абзаца пункта 43 Правил N 354 следует, что исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению объем потребленной в нежилом помещении многоквартирного дома тепловой энергии определяется лишь при одновременном отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии; при наличии одного из приборов учета (коллективного (общедомового) или индивидуального) его показания подлежат учету.
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 28.04.2022 N 88-6263/2022
Категория спора: Теплоснабжение.
Требования ресурсоснабжающей организации: О взыскании задолженности.
Обстоятельства: Истец оказывает услуги по поставке тепловой энергии в нежилое помещение, находящееся в собственности ответчика. Однако ответчик оплату за потребленную тепловую энергию не производит.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.
Отсутствие радиаторов в нежилом помещении, не свидетельствует о том, что в данном нежилом помещении отсутствует центральное отопление и предусмотрен альтернативный источник отопления. Сам по себе факт изоляции общедомовых труб так же не свидетельствует о наличии переустройства системы отопления в установленном законом порядке. Из материалов дела следует, что в нежилом помещении поддерживается постоянная положительная температура, соответствующая нормативной при отрицательных ее показателях за пределами многоквартирного жилого дома. При этом, презумпция потребления в нежилом помещении тепловой энергии от централизованной системы отопления, не опровергнута. Доказательств того, что положительная температура поддерживается в результате иных причин, материалы дела не содержат.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Индивидуальное отопление в условиях поэтажной собственности в России и Постановление Конституционного Суда РФ от 20.12.2018 N 46-П
(Филипенко Н.В., Курочкина Е.М.)
("Закон", 2019, N 11)
Отмеченное единообразие в практике судов общей юрисдикции, несмотря на очевидную, на наш взгляд, несоразмерность взыскиваемой платы объемам потребленной ответчиками тепловой энергии, в значительной степени было связано с практикой Верховного Суда (ВС) РФ. Так, в решении от 07.05.2015 N АКПИ15-198 об отказе в удовлетворении заявлений о признании недействующим абз. 2 п. 40 Правил Суд, в частности, указал, что действующее нормативное регулирование не предусматривает возможности перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на индивидуальное отопление, в связи с чем Правительством РФ, в чью компетенцию в соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса (ЖК) РФ входит установление порядка определения нормативов потребления коммунальных услуг, не урегулирована возможность определения раздельно норматива потребления тепловой энергии на общедомовые нужды и норматива ее потребления для отопления жилого нежилого) помещения. Апелляционным определением ВС РФ от 27.08.2015 N АПЛ15-330 указанное решение было оставлено без изменения. В Определении было отмечено, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действующее законодательство допускает учет потребления тепловой энергии либо по показаниям приборов учета, либо расчетным путем исходя из утвержденных Правительством нормативов; иного способа определения объема потребления коммунальных услуг по отоплению, вопреки утверждениям заявителей в апелляционных жалобах, действующее законодательство не предусматривает.
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)
Со своей стороны, напомним: если исполнителем коммунальной услуги по отоплению в МКД, не оборудованном ОПУ тепловой энергии, является УК, ТСЖ, ЖК, иной специализированный потребительский кооператив и имеется обязанность (до 01.07.2020) и техническая возможность по установке такого прибора учета, стоимость поставленной в дом тепловой энергии определяется в особом порядке. Стоимость рассчитывается исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и суммарной площади жилых и нежилых помещений в доме с применением повышающего коэффициента 1,1. Соответственно, у исполнителя коммунальной услуги возникает дополнительная финансовая нагрузка, не компенсируемая потребителями.

Нормативные акты

Постановление Правительства РФ от 29.06.2016 N 603
(ред. от 28.12.2023)
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг"
VT - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, определенный как отношение объема тепловой энергии исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, за предыдущий год к количеству календарных месяцев в году и к общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. При отсутствии показаний общедомового прибора учета за предыдущий год среднемесячный объем потребления тепловой энергии определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению;
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за 2018 год"Конституционный Суд признал оспоренное положение не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой оно, не допуская возможность раздельного внесения платы за потребление коммунальной услуги по отоплению в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает указанных потребителей, обеспечивающих в помещениях, где используются индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения.