Незаконная добыча песка в водоохранной зоне водного объекта

Подборка наиболее важных документов по запросу Незаконная добыча песка в водоохранной зоне водного объекта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2008 год: Статья 61 "Охрана водных объектов при проведении работ" Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ
(Р.Б. Касенов)
Суд признал правомерным привлечение общества к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.13 КоАП РФ, поскольку в ходе проведения мелиоративных работ общество осуществляло добычу песка, что выходит за рамки, определенные рабочим проектом и экспертизой. При этом суд указал, что в силу ст. 61 Водного кодекса РФ, п. 6 Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.11.1996 N 1404 и действовавшего в период спорных правоотношений, работы, проводимые без согласования с уполномоченными органами, являются незаконными. Таким образом, суд отказал в удовлетворении заявленных требований.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

"Экологические преступления, посягающие на безопасность водных объектов: характеристика и разграничение со смежными деликтами: монография"
(Зверева А.И.)
(под ред. Ю.В. Грачевой)
("Проспект", 2019)
Обращает на себя внимание некоторая избыточность административно-правовых запретов. Наиболее ярко это проявляется при сравнительном анализе ст. ст. 8.13, 8.33 и 8.45 КоАП РФ. Так, состав нарушения правил охраны водных объектов охватывает пять самостоятельных деяний: нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления (ч. 1 ст. 8.13); невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных защитных полос в состояние, пригодное для пользования (ч. 2 ст. 8.13); незаконную добычу песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, осуществление молевого сплава древесины либо нарушение установленного порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины и наносов (ч. 3 ст. 8.13); нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 КоАП РФ (ч. 4 ст. 8.13); загрязнение ледников, снежников или ледяного покрова водных объектов либо загрязнение водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы или отнесенных к особо охраняемым водным объектам, местам туризма, спорта и массового отдыха, отходами производства и потребления и (или) вредными веществами, а равно захоронение вредных веществ (материалов) в водных объектах (ч. 5 ст. 8.13). В то же самое время ст. 8.33 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов. Ранее, обосновывая включение данной статьи в предмет нашего исследования, мы исходили из того, что средой обитания водных биологических ресурсов является не что иное, как именно водные объекты. Следовательно, ст. 8.33 фактически устанавливает ответственность в том числе за нарушение правил охраны водных объектов. Нетрудно заметить, что в таком случае она дублирует положения ст. 8.13 КоАП РФ, что вряд ли идет на пользу правоприменительной практике, запутывая законодательство.
"Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(постатейный)
(отв. ред. С.Н. Волков, науч. ред. Ю.Г. Жариков)
("Юстицинформ", 2009)
Статья 8.13 устанавливает штраф за нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления, а также за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования; за незаконную добычу песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, осуществление молевого сплава леса либо нарушение установленного порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины и наносов; за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение; за загрязнение ледников, снежников или ледяного покрова водных объектов либо загрязнение водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы или отнесенных к особо охраняемым водным объектам, местам туризма, спорта и массового отдыха, отходами производства и потребления и (или) вредными веществами, а равно захоронение вредных веществ (материалов) в водных объектах.

Нормативные акты

Распоряжение Минэкологии МО от 29.04.2020 N 571-РМ
"Об утверждении Административного регламента Министерства экологии и природопользования Московской области по осуществлению регионального государственного экологического надзора на территории Московской области в отношении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области и должностных лиц органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области"
Принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения по ч. 4 ст. 8.13 КоАП Российской Федерации за несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных защитных полос в состояние, пригодное для пользования