Немедленное отобрание ребенка

Подборка наиболее важных документов по запросу Немедленное отобрание ребенка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Вопросы изъятия ребенка из семьи: сравнительный анализ систем защиты прав ребенка в некоторых скандинавских странах и России
(Болурова З.Л.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 4)
Интересный метод защиты прав и свобод ребенка практикуют страны Скандинавии, в связи с чем предлагается детально рассмотреть ювенальную систему Норвегии. Королевство Норвегия известно как страна с наилучшим качеством жизни в мире, соответственно, в данном государстве выделяется достаточно ресурсов для поддержания подрастающего поколения. Одним из вышеназванных методов, который достоин внимания, является государственная социальная служба по помощи и поддержке детям и подросткам - Барневарн (норв. Barnevern i Norge, также Barnevernet). Ее правовая база - норвежский Закон "Об охране детства" (Lov om barneverntjenester (barnevernloven)) от 17 июля 1992 г. <2>. Согласно норвежскому законодательству основной задачей "Барневарна" является защита наиболее уязвимых детей от физического, психологического насилия. Основополагающей функцией норвежской организации принято считать объединенное функционирование контроля и поддержки детей. "Барневарн" начинает действовать с момента получения сигнала, при этом стоит отметить, что тревогу бьют буквально все: как работники полиции, медицинских учреждений, детских садов, школ, так и бдительные соседи. Законом определено, что при поступлении сообщения о нахождении несовершеннолетнего в опасных для его физического или психического здоровья условиях "Барневарн" должен действовать незамедлительно и взять на себя основные обязанности по защите ребенка. Организуется расследование, и родители уведомляются о сложившейся ситуации. Законом определен трехмесячный срок, в течение которого уполномоченный орган должен провести расследование, но данный вариант возможен в случае, если на момент проведения проверки жизни и здоровью ребенка не угрожает опасность и возможно дальнейшее его проживание с родными, но, к несчастью, возникают ситуации, что ребенка необходимо изъять из семьи в срочном порядке. При принятии решения о немедленном отобрании ребенка из семьи "Барневарн" должен руководствоваться нормами Закона "Об охране детства". Нормой права определен перечень обстоятельств, при наличии которых служба по охране детства обязана вмешаться. К ним относятся:
Статья: Разлучение родителей и детей в аспекте статьи 77 Семейного кодекса Российской Федерации
(Косова О.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 1)
В Семейном кодексе Российской Федерации <1> (далее - СК РФ) для обозначения одной из мер защиты прав детей, проживающих в семье, используется термин "отобрание": в ст. 73 применительно к ограничению родительских прав в качестве сопряженной с ним санкции; и ст. 77 - относительно "немедленного" отобрания ребенка как самостоятельной меры, применяемой в административном порядке. В то же время действия по отобранию ребенка хотя и прямо СК РФ не названы, но неразрывно связаны с процедурой лишения родительских прав (ст. 69, 70 СК РФ). Норма статьи 68 СК РФ дает основание считать, что за терминами "возврат ребенка" от лиц, без наличия правовых оснований удерживающих его, и "передача ребенка" другим лицам на основании судебного решения (родителям, органу опеки и попечительства <2>) фактически скрывается отобрание ребенка, поскольку без отобрания детей у одних лиц помимо их желания невозможна их передача другим лицам. На более широкие возможности применения отобрания указывает, на наш взгляд, правило п. 2 ст. 79 СК РФ, определяющее "принудительное исполнение решений, связанных с отобранием ребенка и передачей его другому лицу (лицам)". Оно может иметь отношение, к примеру, к случаям отнятия ребенка у суррогатной матери или быть следствием принятия судом решения о месте жительства ребенка с одним из родителей и др. Отобрание детей может приобретать и международно-правовой аспект <3>, если семейные отношения несут в себе "иностранный элемент".

Нормативные акты

"Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ
(ред. от 31.07.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 26.10.2023)
Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.11.2017 N 44
"О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав"
Под непосредственной угрозой жизни или здоровью ребенка, которая может явиться основанием для вынесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо главой муниципального образования акта о немедленном отобрании ребенка и изъятии его из семьи, следует понимать угрозу, с очевидностью свидетельствующую о реальной возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения вреда физическому или психическому здоровью ребенка вследствие поведения (действий или бездействия) родителей (одного из них) либо иных лиц, на попечении которых ребенок находится. Такие последствия могут быть вызваны, в частности, отсутствием ухода за ребенком, отвечающего физиологическим потребностям ребенка в соответствии с его возрастом и состоянием здоровья (например, непредоставление малолетнему ребенку воды, питания, крова, неосуществление ухода за грудным ребенком либо оставление его на длительное время без присмотра).