Нефтепродукты в почве

Подборка наиболее важных документов по запросу Нефтепродукты в почве (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 13 "Содержание охраны земель" ЗК РФ"По результатам проведенного осмотра государственный инспектор Усть-Ордынского МРО Л.В. Дархаева пришла к выводу о том, что земельный участок используется с нарушением земельного законодательства, просмотренного п. 2 ч. 2 ст. 13, абз. 2, 4, 8 ст. 42 Земельного кодекса РФ, ст. 49 ФЗ от 10.01.2002, N 7 ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 8 ФЗ от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", в связи с чем, возникает угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, выразившейся в загрязнении земель нефтепродуктами. Захламление земельного участка, площадью 9213 кв. м может привести к снижению почвенного плодородия, к истощению и деградации почвы, к пожароопасной ситуации."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

"Квалификация экологических преступлений: учебное пособие"
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)
Обязательным элементом объективной стороны является наступление последствий в виде причинения существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству. Существенный вред может состоять в возникновении заболеваний животных или растений, сокращении поголовья рыбного стада, деградации земель, крупных затратах на мелиорацию и т.д. Пленум Верховного Суда РФ указал, что вопрос о признании размера причиненного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству существенным должен решаться судом в каждом конкретном случае с учетом фактических обстоятельств дела, а также экологической ценности утраченной или поврежденной территории, акватории или природного объекта, площади распространения загрязняющих веществ, уровня деградации земель, количества уничтоженных (поврежденных) водных биологических ресурсов, животных (с учетом изменения их генетического фонда или изъятия из естественной природной среды), лесных насаждений, сельскохозяйственных культур и т.п. (п. 7 Постановления от 18 октября 2012 г. N 21). Поскольку существенный вред - это конструктивный признак состава загрязнения вод, наличие такого разъяснения частично размывает границы между уголовной, административной и гражданско-правовой ответственностью. Например, Нарьян-Марским судом Ненецкого автономного округа установлено, что 17 октября 2020 г. подсудимый, исполняя обязанности мастера бригады по транспортировке нефти, при вводе в эксплуатацию вновь построенного дюкерного перехода через реку Колву, на участке нефтепровода "Южно-Шапкино - терминал "Харьяга", нарушил утвержденный нефтедобывающей организацией порядок очистки одного из элементов участка нефтепровода. Он дал подчиненным указания, заведомо противоречащие требованиям промышленной безопасности опасных производственных объектов, что повлекло за собой разлив нефти. В результате совершенного преступления произошло загрязнение нефтепродуктами почвы земельного участка прибрежной зоны реки в границах Ненецкого автономного округа и в районе Харьягинского нефтяного месторождения. Был причинен крупный ущерб и вред Российской Федерации, почве и водным объектам в размере 24,9 млн рублей. Ущерб возмещен нефтедобывающей организацией в полном объеме, а подсудимый признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 250 УК РФ.
Статья: Экологическая безопасность России как стратегический национальный приоритет: современное состояние, угрозы и возможности государственного контроля и надзора
(Федотова Ю.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 5)
Проблемы защиты окружающей среды от вредного антропогенного воздействия, приводящего к массовой гибели животных, отравлению почв, вод и воздуха, особенно участившиеся в начале 2020-х годов, настолько масштабны и резонансны, что требуют принятия мер непосредственного реагирования и скорейшего пресечения. Систематический характер выбросов, аварий и экологических катастроф показывает слабость государственного экологического контроля и надзора. В 2020 г. в России произошло несколько экологических катастроф, загрязнений воздуха, почв и вод хозяйствующими субъектами, в частности, с негативными последствиями планетарного масштаба. В их числе взрывы на нефтеперерабатывающем предприятии в г. Ухте Республики Коми, выбросы топлива в Красноярском крае: разгерметизация топливного бака на ТЭЦ в Норильске, повлекшая выброс 21 163 т топлива, пожар площадью 600 кв. м, проникновение нефтепродуктов в почву, отравление озер, ручьев, рек, Карского моря, утечка 95 т дизельного топлива в с. Рыбное Мотыгинского района (нефтепродукты образовали пятно площадью 8 000 кв. м, часть топлива разлилась в р. Ангаре), разлив нефтепродуктов в п. Хатанга на одноименной реке, в результате нанесен вред почве в Таймырском Долгано-Ненецком районе, разлив 500 л дизельного топлива в р. Ангаре в Кежемском районе, в Приморском крае: взрыв и последующий разлив 2 500 т нефтепродуктов в г. Находке, загрязнение нефтепродуктами акватории порта Находка площадью более 37 700 кв. м, выброс нефтепродуктов в водоемы Артемовского городского округа и мор рыбы на реках Артемовка и Кневичанка, слив мазута в реку в Фокино. Произошли разлив нефти у п. Харьягинский в Ненецком автономном округе, выбросы токсичных веществ в водохранилище Аршань-Зельмень в Калмыкии, взрыв на нефтяном танкере в Азовском море и др. Остался невыясненным источник заражения ядовитыми веществами акватории Авачинского залива на Камчатке, что повлекло массовую гибель обитателей Тихого океана, были найдены токсичные вещества от распада ракетного топлива.

Нормативные акты

"Обзор судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022)
В связи с тем, что разлив нефтепродуктов на лесных почвах земель лесного фонда является загрязнением леса как экосистемы, действия лица, допустившего разлив нефтепродуктов, правильно квалифицированы по части 2 статьи 8.31 КоАП РФ.
Решение Конституционного Суда РФ от 16.07.2015
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй квартал 2015 года"
Впредь до введения нового регулирования признанные неконституционными положения подлежат применению в части определения объема (структуры) и размеров возмещения вреда, причиненного лесам вследствие загрязнения нефтью и нефтепродуктами. Суды вправе учитывать в размере вреда, исчисленного по установленным Правительством Российской Федерации таксам и методикам, необходимые и разумные расходы, понесенные причинителем вреда при устранении последствий вызванного его деятельностью загрязнения окружающей среды в результате разлива нефти и нефтепродуктов, если при этом достигается допустимый уровень остаточного содержания нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) в почвах и грунтах, а также донных отложениях водных объектов, при котором, в частности, исключается возможность поступления нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) в сопредельные среды и на сопредельные территории; допускается использование земельных участков по их основному целевому назначению (с возможными ограничениями) или вводится режим консервации, обеспечивающий достижение санитарно-гигиенических нормативов содержания в почве нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) или иных установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативов в процессе самовосстановления почвы (без проведения дополнительных специальных ресурсоемких мероприятий).