Недопустимость повторного привлечения к административной ответственности

Подборка наиболее важных документов по запросу Недопустимость повторного привлечения к административной ответственности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2022 N 14АП-11868/2021 по делу N А05-10416/2021
Требование: Об отмене постановления о привлечении к административной ответственности по ст. 7.9 КоАП РФ.
Решение: Требование удовлетворено в части.
Довод общества о недопустимости повторного привлечения к административной ответственности со ссылкой на привлечение должностного лица к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ, апелляционным судом отклоняется, поскольку привлечение общества по статье 7.9 КоАП РФ не свидетельствует о его привлечении дважды за одно и то же правонарушение.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)
6. Принцип недопустимости повторного привлечения к административной ответственности (ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ), содержание которого сводится к следующему.
Статья: Административная ответственность за неисполнение решения коллегиального органа, координирующего и организующего деятельность по противодействию терроризму: проблемы и перспективы развития
(Канунникова Н.Г.)
("Административное право и процесс", 2021, N 6)
Учитывая особое значение деятельности Национального антитеррористического комитета и его подразделений в субъектах РФ, в настоящее время недопустимым является совершение повторных правонарушений в отношении неисполнения их решений. Важно отметить, что отдельные субъекты РФ в рамках регионального административного законодательства закрепляют также ответственность за неисполнение решений соответствующих территориальных органов, однако данная практика представлена далеко не во всех субъектах, что также негативно влияет на эффективность противодействия анализируемому правонарушению <8>.

Нормативные акты

"Концепция нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"В перечень принципов необходимо включить: принцип вины; принцип презумпции невиновности; принцип недопустимости повторного административного наказания за одно и то же административное правонарушение; принцип законности (указав в том числе на недопустимость применения по аналогии норм закона, устанавливающих административную ответственность); принцип справедливости; принцип соразмерности; принцип гуманизма; принцип равенства; принцип ведения производства по делам об административных правонарушениях органом административной юрисдикции на государственном языке Российской Федерации; принципы непосредственности и формализации осуществляемого органом административной юрисдикции производства по делам об административных правонарушениях; принцип открытости (гласности) в осуществляемом органом административной юрисдикции производстве по делам об административных правонарушениях; принцип оперативности осуществляемого органом административной юрисдикции производства по делам об административных правонарушениях; принцип самостоятельности принятия решений в осуществляемом органом административной юрисдикции производстве по делам об административных правонарушениях; принцип обеспечения защиты при осуществлении органом административной юрисдикции производства по делам об административных правонарушениях; принцип обязательности постановлений и иных актов органов административной юрисдикции по делам об административных правонарушениях; принцип исполнимости административных наказаний.
Постановление Конституционного Суда РФ от 20.10.2022 N 45-П
"По делу о проверке конституционности статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами гражданки И.И. Пантелеевой"
В целях защиты прав и свобод, обеспечения законности и безопасности, а также в иных конституционно значимых целях государство вправе, в том числе в рамках законодательной дискреции, использовать доступные средства принуждения, включая установление того или иного вида юридической, в частности административной, ответственности, руководствуясь общими ее принципами, которые имеют универсальный масштаб и относятся к основам конституционного правопорядка. Одним из таких принципов является требование недопустимости повторного осуждения за одно и то же преступление (non bis in idem), которое получило закрепление в статье 50 (часть 1) Конституции Российской Федерации. Оно, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, имеет общее значение и - в виде нормативной конкретизации общепризнанного принципа справедливости, направленной на поддержание правовой определенности и стабильности, - распространяется и на законодательство об административных правонарушениях (постановления от 17 июля 2002 года N 13-П, от 14 февраля 2013 года N 4-П, от 21 марта 2013 года N 6-П, от 14 июня 2018 года N 23-П и др.).