Назначение на должность генерального прокурора

Подборка наиболее важных документов по запросу Назначение на должность генерального прокурора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Бикамеральный парламентаризм в Российской Федерации
(Червинская А.П.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 2)
В отношении изменения назначения на должность Генерального прокурора и его заместителей необходимо сказать, что у Совета Федерации осталась только возможность их согласования и было ликвидировано юридическое основание для назначения на указанные должности. Вместе с тем список лиц в этой структуре, по которым Президент РФ должен консультироваться с Советом Федерации, расширен до прокуроров регионального уровня, военных и других специализированных прокуратур. То есть по факту произошло увеличение полномочий Совета Федерации в части консультирования Президента РФ по данному вопросу, но вместе с тем Совет Федерации утратил одну из главных возможностей формального контроля - назначение на должность Генерального прокурора и его заместителей.
Статья: Влияние специальных полномочий Совета Федерации на его положение в системе разделения властей
(Тихонов Н.Б.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 5)
Во-первых, Совет Федерации лишился полномочий по назначению и освобождению от должности Генерального прокурора и его заместителей, вместо этого он получил возможность проведения консультаций с Президентом по вопросам назначения на должность Генерального прокурора, его заместителей, прокуроров субъектов и приравненных к ним прокуроров <25>. Порядок проведения таких консультаций был установлен Регламентом Совета Федерации <26> в главе 25. Важно отметить, что ни в Конституции, ни в Законе "О прокуратуре Российской Федерации" <27>, ни в Регламенте Совета Федерации не сказано, что следует за возможным отрицательным отзывом Совета Федерации по предложенным Президентом кандидатурам. Но поскольку порядок именуется консультативным, принятие решения находится в дискреции Президента, а потому он может прислушаться к мнению Совета Федерации и выбрать другую кандидатуру, а может и не согласиться с мнением сенаторов и все равно назначить Генерального прокурора (или иного нижестоящего). Таким образом, несмотря на усматриваемое на первый взгляд расширение предметов ведения Совета Федерации ввиду увеличения количества прокуроров, которые назначаются с принятием к сведению мнения Совета Федерации, фактически участие палаты в формировании прокурорского корпуса было значительно ограничено, теперь это скорее прерогатива Президента <28>.

Нормативные акты

Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1
(ред. от 25.12.2023)
"О прокуратуре Российской Федерации"
Статья 12. Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации
Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ
"О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации"
"е.1) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров;";