Может ли начальник отдела совмещать должность подчиненного

Подборка наиболее важных документов по запросу Может ли начальник отдела совмещать должность подчиненного (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

"Подбор персонала и управление им (как работодателю и работнику найти друг друга)"
(выпуск 14)
(Шкатулла В.И.)
("Редакция "Российской газеты", 2017)
Для всех организаций наиболее результативной может быть централизованная модель управления персоналом. Она формируется с назначения ответственного работника за персонал, который должен подчиняться первому руководителю. Его должность может называться заместитель генерального директора - директор по персоналу (лучший вариант). Возможно совмещение двух должностей: начальник отдела управления персоналом (кадров) - директор по персоналу. Ему должны функционально подчиняться все руководители структурных подразделений по вопросам управления трудовыми отношениями, поэтому, как бы ни называли эту должность, к ней нужно добавить другую должность - директор по персоналу. Руководитель системы управления персоналом должен для выполнения своих функций проводить ежемесячные совещания по управлению персоналом с руководителями структурных подразделений для настройки системы управления персонала. По мере необходимости совещания для настройки системы управления персоналом могут проводиться чаще.
Вопрос: Я работаю на предприятии заведующим хозяйством. Как расценивать изменения в должностную инструкцию: внесение изменений в функционал, увеличение зон обслуживания, увеличение объема работ? Законно ли вносят изменения в мою должностную инструкцию без письменного согласования со мной, а также без согласования доплаты?
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2020)
Вопрос: Я работаю на предприятии заведующим хозяйством. В мои трудовые функции согласно ДИ входит хозяйственное обслуживание и содержание территории, зданий: 1.1. Хозяйственное и техническое обслуживание зданий и сооружений. 1.2. Благоустройство, озеленение и уборка территории. Хозяйственное обеспечение предприятия. 1.3. Управление обслуживающим персоналом. 1.4. Обеспечение сотрудников предметами хозяйственного обихода. Согласно приказу от 10.08.2020 по инициативе начальника отдела промышленной безопасности вносятся изменения в ДИ заведующего хозяйством. Изменения вносятся в характеристику трудовых функций путем добавления трудовых действий, а также необходимых знаний в области обращения с отходами, правил экологической безопасности. 1.1. Хозяйственное и техническое обслуживание зданий и сооружений. 1.1.1. Трудовые действия (добавляется вывоз отходов с территории предприятия (второй абзац)): Проверка состояния помещений, своевременности и качества уборки помещений здания управления, мест общественного пользования, бытовых комнат, прилегающей территории в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами, правилами благоустройства и пожарной безопасности. Вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО) и иных отходов, не входящих в состав ТКО, но разрешенных к размещению на полигоне ТКО (например: строительные отходы, отходы кухонь организаций общественного питания) с территории предприятия. Принятие мер по своевременному ремонту. Выявление при подготовке к осенне-зимнему периоду несоответствий и подача заявки в соответствующие службы для устранения несоответствий. Ремонт окон, полов, дверей, мебели и хозяйственного инвентаря. Проверка состояния освещения, систем отопления, вентиляции, канализации и другого оборудования в местах общественного пользования. Принятие мер по обеспечению соответствия состояния этих систем установленным нормам. Проверка выполнения противопожарных мероприятий и содержания в исправном состоянии пожарного инвентаря. 1.2 Благоустройство, озеленение и уборка территории. 1.2.1. Трудовые действия (вносятся изменения в 1, 4, 5 абзацы): Организация работ по озеленению и благоустройству территории предприятия, по уборке территории и своевременной очистке дорог от снега и льда, а также посыпка дорог песком (солью). Организация и контроль качества услуг по вывозу ТКО и иных отходов, не входящих в состав ТКО, разрешенных к размещению на полигонах ТКО. До изменения: Организация работ по озеленению и благоустройству территории предприятия, по уборке территории и своевременной очистке дорог от снега и льда, а также посыпка дорог песком (солью). Рациональное распределение уборочного транспорта, планирование затрат на транспортные услуги. Внедрение средств механизации труда рабочего персонала. Организация соблюдения санитарно-гигиенических требований в местах временного накопления ТКО (мусор от офисных и бытовых помещений) и иных, не входящих в состав ТКО отходов (пищевые отходы столовой, строительный мусор, смет с территорий, растительные остатки после благоустройства территории и т.д.). До изменения: Организация соблюдения санитарно-гигиенических требований в местах хранения отходов. Периодический контроль за сбором, временным накоплением и своевременным вывозом отходов (ТКО, пищевые отходы, строительные отходы и т.д.). До изменения: Периодический контроль за сбором и временным хранением отходов производства. Определение порядка работы уборщиков, рабочих по обслуживанию территории, других работников административно-хозяйственного отдела. Проверка выполнения работ по благоустройству, озеленению и уборке территории. Разработка и согласование инструкций по охране труда, ведение Журнала регистрации инструктажа, проверка сроков переаттестации персонала. С внесением вышеперечисленных изменений в ДИ мне вменяется работа с отходами, в которую входит сортировка, вывоз отходов, реализация отходов, не подлежащих захоронению на полигоне, заключение договоров с подрядными организациями, передается бюджет инженера-эколога в части работы с отходами и т.д. Увеличение объема работ, требующих в том числе и специальных знаний в области работы с отходами и экологии, со мной письменно не согласуется и, соответственно, дополнительная оплата за увеличение объема работ мне не предлагается. В моей ДИ в разделе "Права" указано: требовать от коллег исполнения правил и процедур в пределах функций, предусмотренных настоящей инструкцией и Положением о подразделении. На мой взгляд, работа с отходами не входит в мой функционал. Также в моей ДИ в разделе "Заключительные положения" сказано, что "требования, обязанности, права и ответственность должности могут быть уточнены ответственным разработчиком настоящей инструкции путем внесения изменений в порядке, установленном соответствующей внутренней регламентирующей документацией", а ответственным разработчиком является заведующий хозяйством. Работа с отходами согласно ДИ входит в функционал инженера-эколога (см. ниже п. 1.5) Описание трудовых функций из ДИ инженера-эколога (частично): 1.1. Контроль соблюдения технологических режимов природоохранных объектов предприятия, анализ их работы, контроль обеспечения нормативного состояния окружающей среды в районе расположения предприятия. 1.2. Подготовка необходимых материалов по проведению производственного экологического контроля. 1.3. Проведение технических испытаний оборудования, обеспечивающего экологическую безопасность предприятия, и определение эффективности работы оборудования. 1.4. Проведение периодических проверок соблюдения технологических режимов, связанных с загрязнением окружающей среды на предприятии. 1.5. Контроль накопления, утилизации, обезвреживания и размещения отходов на предприятии. 1.5.1. Трудовые действия к пункту 1.5: Сбор данных по количеству отходов, подлежащих утилизации и обезвреживанию. Контроль накопления и размещения отходов на предприятии. 1.5.2. Необходимые умения. Определять количество отходов, подлежащих утилизации и обезвреживанию. Проводить контроль накопления, утилизации, обезвреживания и размещения отходов на предприятии в соответствии с требованиями нормативных правовых актов по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности. 1.5.3. Необходимые знания. Экологическое законодательство Российской Федерации, основные нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды. Порядок контроля накопления, утилизации, обезвреживания и размещения отходов на предприятии. Требования нормативных правовых актов к накоплению и размещению отходов на предприятии. Требования нормативных правовых актов по утилизации и обезвреживанию отходов на предприятии. Инженер-эколог подчиняется начальнику отдела промышленной безопасности. У нас на предприятии эта должность совмещается с должностью инженера по охране труда и ТБ (справочно). Начальник отдела промышленной безопасности с приходом нового сотрудника на должность инженера-эколога решил снять с него обязанности по работе с отходами (предыдущий инженер-эколог работал с отходами, занимался их вывозом и т.д., во время отсутствия инженера эколога доплату за работу с отходами получал начальник отдела промышленной безопасности) и переложить работу с отходами на заведующего хозяйством путем внесения изменений в ДИ. Таким образом, объем работы у инженера-эколога снижается, доплата за работу не меняется, так еще и подрядная организация оказывает услуги по экологическому сопровождению и по составлению годового отчета в сфере экологии. Мне же объем работы значительно увеличили без дополнительной оплаты. 1. Как расценивать данные изменения в ДИ: внесение изменений в функционал, увеличение зон обслуживания, увеличение объема работ? 2. Законно ли вносят изменения в мою ДИ без письменного согласования со мной вышеперечисленных изменений, а также без согласования доплаты? 3. ДИ на предприятии не входит в приложение к трудовому договору. Как со мной должны согласовать данные изменения с учетом доплаты? 4. Могу ли я отказаться от выполнения вышеперечисленных изменений, внесенных в ДИ? Что для этого мне нужно сделать и в какой срок, чтобы не было дисциплинарного взыскания за невыполнение трудовых обязанностей? 5. Должна ли я в обязательном порядке расписаться за ознакомление с новой должностной инструкцией в течение 3 рабочих дней согласно приказу?

Нормативные акты

Приказ МЧС России от 24.05.2023 N 500
"Об утверждении типовых штатных расписаний подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы"
2. В штатные расписания специальных управлений вводится до четырех должностей "заместитель начальника управления", при этом три из них могут совмещаться с должностями начальников структурных подразделений.
Приказ ФАС России от 05.04.2016 N 409/16
(ред. от 24.04.2023)
"Об утверждении Требований к структуре и штатному расписанию территориального органа ФАС России"
2.11. В структуру отдела в обязательном порядке должна включаться должность начальника отдела или должность заместителя руководителя территориального органа - начальника отдела.