Может ли начальник отдела совмещать должность подчиненного
Подборка наиболее важных документов по запросу Может ли начальник отдела совмещать должность подчиненного (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Подбор персонала и управление им (как работодателю и работнику найти друг друга)"
(выпуск 14)
(Шкатулла В.И.)
("Редакция "Российской газеты", 2017)Для всех организаций наиболее результативной может быть централизованная модель управления персоналом. Она формируется с назначения ответственного работника за персонал, который должен подчиняться первому руководителю. Его должность может называться заместитель генерального директора - директор по персоналу (лучший вариант). Возможно совмещение двух должностей: начальник отдела управления персоналом (кадров) - директор по персоналу. Ему должны функционально подчиняться все руководители структурных подразделений по вопросам управления трудовыми отношениями, поэтому, как бы ни называли эту должность, к ней нужно добавить другую должность - директор по персоналу. Руководитель системы управления персоналом должен для выполнения своих функций проводить ежемесячные совещания по управлению персоналом с руководителями структурных подразделений для настройки системы управления персонала. По мере необходимости совещания для настройки системы управления персоналом могут проводиться чаще.
(выпуск 14)
(Шкатулла В.И.)
("Редакция "Российской газеты", 2017)Для всех организаций наиболее результативной может быть централизованная модель управления персоналом. Она формируется с назначения ответственного работника за персонал, который должен подчиняться первому руководителю. Его должность может называться заместитель генерального директора - директор по персоналу (лучший вариант). Возможно совмещение двух должностей: начальник отдела управления персоналом (кадров) - директор по персоналу. Ему должны функционально подчиняться все руководители структурных подразделений по вопросам управления трудовыми отношениями, поэтому, как бы ни называли эту должность, к ней нужно добавить другую должность - директор по персоналу. Руководитель системы управления персоналом должен для выполнения своих функций проводить ежемесячные совещания по управлению персоналом с руководителями структурных подразделений для настройки системы управления персонала. По мере необходимости совещания для настройки системы управления персоналом могут проводиться чаще.
Вопрос: Я работаю на предприятии заведующим хозяйством. Как расценивать изменения в должностную инструкцию: внесение изменений в функционал, увеличение зон обслуживания, увеличение объема работ? Законно ли вносят изменения в мою должностную инструкцию без письменного согласования со мной, а также без согласования доплаты?
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2020)Вопрос: Я работаю на предприятии заведующим хозяйством. В мои трудовые функции согласно ДИ входит хозяйственное обслуживание и содержание территории, зданий: 1.1. Хозяйственное и техническое обслуживание зданий и сооружений. 1.2. Благоустройство, озеленение и уборка территории. Хозяйственное обеспечение предприятия. 1.3. Управление обслуживающим персоналом. 1.4. Обеспечение сотрудников предметами хозяйственного обихода. Согласно приказу от 10.08.2020 по инициативе начальника отдела промышленной безопасности вносятся изменения в ДИ заведующего хозяйством. Изменения вносятся в характеристику трудовых функций путем добавления трудовых действий, а также необходимых знаний в области обращения с отходами, правил экологической безопасности. 1.1. Хозяйственное и техническое обслуживание зданий и сооружений. 1.1.1. Трудовые действия (добавляется вывоз отходов с территории предприятия (второй абзац)): Проверка состояния помещений, своевременности и качества уборки помещений здания управления, мест общественного пользования, бытовых комнат, прилегающей территории в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами, правилами благоустройства и пожарной безопасности. Вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО) и иных отходов, не входящих в состав ТКО, но разрешенных к размещению на полигоне ТКО (например: строительные отходы, отходы кухонь организаций общественного питания) с территории предприятия. Принятие мер по своевременному ремонту. Выявление при подготовке к осенне-зимнему периоду несоответствий и подача заявки в соответствующие службы для устранения несоответствий. Ремонт окон, полов, дверей, мебели и хозяйственного инвентаря. Проверка состояния освещения, систем отопления, вентиляции, канализации и другого оборудования в местах общественного пользования. Принятие мер по обеспечению соответствия состояния этих систем установленным нормам. Проверка выполнения противопожарных мероприятий и содержания в исправном состоянии пожарного инвентаря. 1.2 Благоустройство, озеленение и уборка территории. 1.2.1. Трудовые действия (вносятся изменения в 1, 4, 5 абзацы): Организация работ по озеленению и благоустройству территории предприятия, по уборке территории и своевременной очистке дорог от снега и льда, а также посыпка дорог песком (солью). Организация и контроль качества услуг по вывозу ТКО и иных отходов, не входящих в состав ТКО, разрешенных к размещению на полигонах ТКО. До изменения: Организация работ по озеленению и благоустройству территории предприятия, по уборке территории и своевременной очистке дорог от снега и льда, а также посыпка дорог песком (солью). Рациональное распределение уборочного транспорта, планирование затрат на транспортные услуги. Внедрение средств механизации труда рабочего персонала. Организация соблюдения санитарно-гигиенических требований в местах временного накопления ТКО (мусор от офисных и бытовых помещений) и иных, не входящих в состав ТКО отходов (пищевые отходы столовой, строительный мусор, смет с территорий, растительные остатки после благоустройства территории и т.д.). До изменения: Организация соблюдения санитарно-гигиенических требований в местах хранения отходов. Периодический контроль за сбором, временным накоплением и своевременным вывозом отходов (ТКО, пищевые отходы, строительные отходы и т.д.). До изменения: Периодический контроль за сбором и временным хранением отходов производства. Определение порядка работы уборщиков, рабочих по обслуживанию территории, других работников административно-хозяйственного отдела. Проверка выполнения работ по благоустройству, озеленению и уборке территории. Разработка и согласование инструкций по охране труда, ведение Журнала регистрации инструктажа, проверка сроков переаттестации персонала. С внесением вышеперечисленных изменений в ДИ мне вменяется работа с отходами, в которую входит сортировка, вывоз отходов, реализация отходов, не подлежащих захоронению на полигоне, заключение договоров с подрядными организациями, передается бюджет инженера-эколога в части работы с отходами и т.д. Увеличение объема работ, требующих в том числе и специальных знаний в области работы с отходами и экологии, со мной письменно не согласуется и, соответственно, дополнительная оплата за увеличение объема работ мне не предлагается. В моей ДИ в разделе "Права" указано: требовать от коллег исполнения правил и процедур в пределах функций, предусмотренных настоящей инструкцией и Положением о подразделении. На мой взгляд, работа с отходами не входит в мой функционал. Также в моей ДИ в разделе "Заключительные положения" сказано, что "требования, обязанности, права и ответственность должности могут быть уточнены ответственным разработчиком настоящей инструкции путем внесения изменений в порядке, установленном соответствующей внутренней регламентирующей документацией", а ответственным разработчиком является заведующий хозяйством. Работа с отходами согласно ДИ входит в функционал инженера-эколога (см. ниже п. 1.5) Описание трудовых функций из ДИ инженера-эколога (частично): 1.1. Контроль соблюдения технологических режимов природоохранных объектов предприятия, анализ их работы, контроль обеспечения нормативного состояния окружающей среды в районе расположения предприятия. 1.2. Подготовка необходимых материалов по проведению производственного экологического контроля. 1.3. Проведение технических испытаний оборудования, обеспечивающего экологическую безопасность предприятия, и определение эффективности работы оборудования. 1.4. Проведение периодических проверок соблюдения технологических режимов, связанных с загрязнением окружающей среды на предприятии. 1.5. Контроль накопления, утилизации, обезвреживания и размещения отходов на предприятии. 1.5.1. Трудовые действия к пункту 1.5: Сбор данных по количеству отходов, подлежащих утилизации и обезвреживанию. Контроль накопления и размещения отходов на предприятии. 1.5.2. Необходимые умения. Определять количество отходов, подлежащих утилизации и обезвреживанию. Проводить контроль накопления, утилизации, обезвреживания и размещения отходов на предприятии в соответствии с требованиями нормативных правовых актов по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности. 1.5.3. Необходимые знания. Экологическое законодательство Российской Федерации, основные нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды. Порядок контроля накопления, утилизации, обезвреживания и размещения отходов на предприятии. Требования нормативных правовых актов к накоплению и размещению отходов на предприятии. Требования нормативных правовых актов по утилизации и обезвреживанию отходов на предприятии. Инженер-эколог подчиняется начальнику отдела промышленной безопасности. У нас на предприятии эта должность совмещается с должностью инженера по охране труда и ТБ (справочно). Начальник отдела промышленной безопасности с приходом нового сотрудника на должность инженера-эколога решил снять с него обязанности по работе с отходами (предыдущий инженер-эколог работал с отходами, занимался их вывозом и т.д., во время отсутствия инженера эколога доплату за работу с отходами получал начальник отдела промышленной безопасности) и переложить работу с отходами на заведующего хозяйством путем внесения изменений в ДИ. Таким образом, объем работы у инженера-эколога снижается, доплата за работу не меняется, так еще и подрядная организация оказывает услуги по экологическому сопровождению и по составлению годового отчета в сфере экологии. Мне же объем работы значительно увеличили без дополнительной оплаты. 1. Как расценивать данные изменения в ДИ: внесение изменений в функционал, увеличение зон обслуживания, увеличение объема работ? 2. Законно ли вносят изменения в мою ДИ без письменного согласования со мной вышеперечисленных изменений, а также без согласования доплаты? 3. ДИ на предприятии не входит в приложение к трудовому договору. Как со мной должны согласовать данные изменения с учетом доплаты? 4. Могу ли я отказаться от выполнения вышеперечисленных изменений, внесенных в ДИ? Что для этого мне нужно сделать и в какой срок, чтобы не было дисциплинарного взыскания за невыполнение трудовых обязанностей? 5. Должна ли я в обязательном порядке расписаться за ознакомление с новой должностной инструкцией в течение 3 рабочих дней согласно приказу?
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2020)Вопрос: Я работаю на предприятии заведующим хозяйством. В мои трудовые функции согласно ДИ входит хозяйственное обслуживание и содержание территории, зданий: 1.1. Хозяйственное и техническое обслуживание зданий и сооружений. 1.2. Благоустройство, озеленение и уборка территории. Хозяйственное обеспечение предприятия. 1.3. Управление обслуживающим персоналом. 1.4. Обеспечение сотрудников предметами хозяйственного обихода. Согласно приказу от 10.08.2020 по инициативе начальника отдела промышленной безопасности вносятся изменения в ДИ заведующего хозяйством. Изменения вносятся в характеристику трудовых функций путем добавления трудовых действий, а также необходимых знаний в области обращения с отходами, правил экологической безопасности. 1.1. Хозяйственное и техническое обслуживание зданий и сооружений. 1.1.1. Трудовые действия (добавляется вывоз отходов с территории предприятия (второй абзац)): Проверка состояния помещений, своевременности и качества уборки помещений здания управления, мест общественного пользования, бытовых комнат, прилегающей территории в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами, правилами благоустройства и пожарной безопасности. Вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО) и иных отходов, не входящих в состав ТКО, но разрешенных к размещению на полигоне ТКО (например: строительные отходы, отходы кухонь организаций общественного питания) с территории предприятия. Принятие мер по своевременному ремонту. Выявление при подготовке к осенне-зимнему периоду несоответствий и подача заявки в соответствующие службы для устранения несоответствий. Ремонт окон, полов, дверей, мебели и хозяйственного инвентаря. Проверка состояния освещения, систем отопления, вентиляции, канализации и другого оборудования в местах общественного пользования. Принятие мер по обеспечению соответствия состояния этих систем установленным нормам. Проверка выполнения противопожарных мероприятий и содержания в исправном состоянии пожарного инвентаря. 1.2 Благоустройство, озеленение и уборка территории. 1.2.1. Трудовые действия (вносятся изменения в 1, 4, 5 абзацы): Организация работ по озеленению и благоустройству территории предприятия, по уборке территории и своевременной очистке дорог от снега и льда, а также посыпка дорог песком (солью). Организация и контроль качества услуг по вывозу ТКО и иных отходов, не входящих в состав ТКО, разрешенных к размещению на полигонах ТКО. До изменения: Организация работ по озеленению и благоустройству территории предприятия, по уборке территории и своевременной очистке дорог от снега и льда, а также посыпка дорог песком (солью). Рациональное распределение уборочного транспорта, планирование затрат на транспортные услуги. Внедрение средств механизации труда рабочего персонала. Организация соблюдения санитарно-гигиенических требований в местах временного накопления ТКО (мусор от офисных и бытовых помещений) и иных, не входящих в состав ТКО отходов (пищевые отходы столовой, строительный мусор, смет с территорий, растительные остатки после благоустройства территории и т.д.). До изменения: Организация соблюдения санитарно-гигиенических требований в местах хранения отходов. Периодический контроль за сбором, временным накоплением и своевременным вывозом отходов (ТКО, пищевые отходы, строительные отходы и т.д.). До изменения: Периодический контроль за сбором и временным хранением отходов производства. Определение порядка работы уборщиков, рабочих по обслуживанию территории, других работников административно-хозяйственного отдела. Проверка выполнения работ по благоустройству, озеленению и уборке территории. Разработка и согласование инструкций по охране труда, ведение Журнала регистрации инструктажа, проверка сроков переаттестации персонала. С внесением вышеперечисленных изменений в ДИ мне вменяется работа с отходами, в которую входит сортировка, вывоз отходов, реализация отходов, не подлежащих захоронению на полигоне, заключение договоров с подрядными организациями, передается бюджет инженера-эколога в части работы с отходами и т.д. Увеличение объема работ, требующих в том числе и специальных знаний в области работы с отходами и экологии, со мной письменно не согласуется и, соответственно, дополнительная оплата за увеличение объема работ мне не предлагается. В моей ДИ в разделе "Права" указано: требовать от коллег исполнения правил и процедур в пределах функций, предусмотренных настоящей инструкцией и Положением о подразделении. На мой взгляд, работа с отходами не входит в мой функционал. Также в моей ДИ в разделе "Заключительные положения" сказано, что "требования, обязанности, права и ответственность должности могут быть уточнены ответственным разработчиком настоящей инструкции путем внесения изменений в порядке, установленном соответствующей внутренней регламентирующей документацией", а ответственным разработчиком является заведующий хозяйством. Работа с отходами согласно ДИ входит в функционал инженера-эколога (см. ниже п. 1.5) Описание трудовых функций из ДИ инженера-эколога (частично): 1.1. Контроль соблюдения технологических режимов природоохранных объектов предприятия, анализ их работы, контроль обеспечения нормативного состояния окружающей среды в районе расположения предприятия. 1.2. Подготовка необходимых материалов по проведению производственного экологического контроля. 1.3. Проведение технических испытаний оборудования, обеспечивающего экологическую безопасность предприятия, и определение эффективности работы оборудования. 1.4. Проведение периодических проверок соблюдения технологических режимов, связанных с загрязнением окружающей среды на предприятии. 1.5. Контроль накопления, утилизации, обезвреживания и размещения отходов на предприятии. 1.5.1. Трудовые действия к пункту 1.5: Сбор данных по количеству отходов, подлежащих утилизации и обезвреживанию. Контроль накопления и размещения отходов на предприятии. 1.5.2. Необходимые умения. Определять количество отходов, подлежащих утилизации и обезвреживанию. Проводить контроль накопления, утилизации, обезвреживания и размещения отходов на предприятии в соответствии с требованиями нормативных правовых актов по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности. 1.5.3. Необходимые знания. Экологическое законодательство Российской Федерации, основные нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды. Порядок контроля накопления, утилизации, обезвреживания и размещения отходов на предприятии. Требования нормативных правовых актов к накоплению и размещению отходов на предприятии. Требования нормативных правовых актов по утилизации и обезвреживанию отходов на предприятии. Инженер-эколог подчиняется начальнику отдела промышленной безопасности. У нас на предприятии эта должность совмещается с должностью инженера по охране труда и ТБ (справочно). Начальник отдела промышленной безопасности с приходом нового сотрудника на должность инженера-эколога решил снять с него обязанности по работе с отходами (предыдущий инженер-эколог работал с отходами, занимался их вывозом и т.д., во время отсутствия инженера эколога доплату за работу с отходами получал начальник отдела промышленной безопасности) и переложить работу с отходами на заведующего хозяйством путем внесения изменений в ДИ. Таким образом, объем работы у инженера-эколога снижается, доплата за работу не меняется, так еще и подрядная организация оказывает услуги по экологическому сопровождению и по составлению годового отчета в сфере экологии. Мне же объем работы значительно увеличили без дополнительной оплаты. 1. Как расценивать данные изменения в ДИ: внесение изменений в функционал, увеличение зон обслуживания, увеличение объема работ? 2. Законно ли вносят изменения в мою ДИ без письменного согласования со мной вышеперечисленных изменений, а также без согласования доплаты? 3. ДИ на предприятии не входит в приложение к трудовому договору. Как со мной должны согласовать данные изменения с учетом доплаты? 4. Могу ли я отказаться от выполнения вышеперечисленных изменений, внесенных в ДИ? Что для этого мне нужно сделать и в какой срок, чтобы не было дисциплинарного взыскания за невыполнение трудовых обязанностей? 5. Должна ли я в обязательном порядке расписаться за ознакомление с новой должностной инструкцией в течение 3 рабочих дней согласно приказу?
Нормативные акты
Приказ МЧС России от 24.05.2023 N 500
"Об утверждении типовых штатных расписаний подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы"2. В штатные расписания специальных управлений вводится до четырех должностей "заместитель начальника управления", при этом три из них могут совмещаться с должностями начальников структурных подразделений.
"Об утверждении типовых штатных расписаний подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы"2. В штатные расписания специальных управлений вводится до четырех должностей "заместитель начальника управления", при этом три из них могут совмещаться с должностями начальников структурных подразделений.
Приказ ФАС России от 05.04.2016 N 409/16
(ред. от 24.04.2023)
"Об утверждении Требований к структуре и штатному расписанию территориального органа ФАС России"2.11. В структуру отдела в обязательном порядке должна включаться должность начальника отдела или должность заместителя руководителя территориального органа - начальника отдела.
(ред. от 24.04.2023)
"Об утверждении Требований к структуре и штатному расписанию территориального органа ФАС России"2.11. В структуру отдела в обязательном порядке должна включаться должность начальника отдела или должность заместителя руководителя территориального органа - начальника отдела.