Методика расчета вреда причиненного почвам

Подборка наиболее важных документов по запросу Методика расчета вреда причиненного почвам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Верховного Суда РФ от 19.07.2021 N 301-ЭС21-11007 по делу N А79-401/2020
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по требованиям: 1) истца-1 об обязании ответчика разработать проект рекультивации нарушенных земель и провести их восстановление; 2) истца-2 о взыскании с истца-1 (администрации города) и ответчика в равных долях денежных средств в целях возмещения вреда, причиненного почве.
Обжалуемый результат спора: 1) В удовлетворении требования, предъявленного истцом-1, отказано; 2) Требование, предъявленное истцом-2 (Управлением Росприроднадзора), удовлетворено частично, так как факт причинения вреда окружающей среде подтвержден.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.
Проверив расчет размера вреда, выполненный экспертом в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей охраны среды, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2011 N 238, установив, с учетом результатов исследования отобранных проб отходов и почвы, применение экспертом неверного показателя, учитывающего категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка, суд первой инстанции удовлетворил требования управления частично.
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Прокурор (иной Уполномоченный орган) хочет взыскать ущерб (возместить вред), причиненный земле (недрам, почве)
(КонсультантПлюс, 2024)
Применимые нормы и разъяснения: ст. ст. 75, 77, 78 Закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ, Закон о недрах, ст. ст. 42, 76 ЗК РФ, ст. ст. 15, 1064 ГК РФ, Постановления Пленума ВС РФ от 30.11.2017 N 49, от 18.10.2012 N 21, Методика исчисления размера вреда почвам, Правила расчета размера вреда недрам, п. п. 1, 3, 4, 11, 14 - 16 Обзора судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 24.06.2022

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Особенности расчета вреда, причиненного почвам
(Ремизова В.А., Баскаков К.П.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 3)
Помимо этого, законодателю также необходимо регламентировать и закрепить на законодательном уровне процедуру применения данных формул для расчета вреда, причиненного почве как объекту охраны окружающей среды. Данное действие необходимо для того, чтобы исключить возможность возникновения правовых коллизий и неточностей в рамках проведения экспертиз и непосредственно во время судебного разбирательства.
"Социальное гражданское право в его основополагающих институтах: коллективная монография"
(отв. ред. К.М. Некрашевич)
("Статут", 2022)
В 2010 г. Минприроды России в Приказе "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды" <1> утвердило эту самую Методику в отношении земли. В ней вводятся новые технологии расчета ущерба, причиненного почвам химическими и другими загрязнителями. Однако согласно п. 3 данного Приказа на случаи загрязнения почв радиоактивными веществами, захламления их радиоактивными отходами, биологическими или медицинскими отходами данная Методика не распространяется, что также является недостатком действующего законодательства, который необходимо устранить.

Нормативные акты

Заключение Минэкономразвития России от 01.08.2013
"По итогам экспертизы приказа Минприроды России от 8 июля 2010 г. N 238 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды"
Как уже отмечалось, формулы расчета вреда по Методике 1 не учитывают, в частности, ситуации, когда содержание загрязняющего вещества в почве участка, подвергшегося загрязнению, не превышает установленного норматива качества или содержания загрязняющего вещества на фоновом участке. По данным ОАО "Сургутнефтегаз", в таких случаях при фактическом отсутствии негативного воздействия на почвы размер вреда, исчисляемого по Методике, составляет в среднем по территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры около 11,25 млн. рублей за 1 га. Реальная стоимость рекультивации почв в ценах 2012 - 2013 гг. составляет в среднем от 0,5 до 2,5 млн. рублей/га.
Приказ Росприроднадзора от 09.08.2022 N 367
"Об утверждении перечня экзаменационных вопросов для проведения квалификационного экзамена по аттестации экспертов, привлекаемых Росприроднадзором (его территориальными органами) к осуществлению экспертизы в целях государственного контроля (надзора)"
3.10. Случаи нарушения земельного законодательства, при совершении которых для расчета размера вреда применяется Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденная приказом Минприроды России от 08.07.2010 N 238.