Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования

Подборка наиболее важных документов по запросу Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 36 "Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения" ЗК РФ"Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Ст. 36 Земельного кодекса РФ не устанавливает предельные размеры предоставляемого земельного участка для использования и эксплуатации строения, находящегося на данном земельном участке. Определение Верховного Суда РФ от 20.04.2010 N 18-В10-3."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Путеводитель по судебной практике. Продажа недвижимостиВ силу пункта 1 статьи 36 ЗК РФ, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельного участка или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства (абзац второй пункта 7 статьи 36 ЗК РФ).
Статья: Земельный участок для целей строительства и эксплуатации - константа или переменная?
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2023, N 8)
Соответственно, в переходный период, когда не во всех муниципальных образованиях были приняты ПЗЗ с градостроительными регламентами, устанавливающими предельные размеры земельных участков, их размеры определялись по правилам земельного законодательства - ст. 33 ЗК (также отмененной Законом N 171-ФЗ), которая, если быть точным, регулировала не размеры, а нормативы предоставления земельных участков. Согласно данной норме устанавливались предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность, в том числе бесплатно, из находящихся в публичной собственности земель для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, ведения садоводства, огородничества, животноводства, личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства (п. 1 ст. 33 ЗК). Для иных целей предельные размеры земельных участков устанавливались в соответствии с нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией (п. 3 ст. 33 ЗК). Что же касается определения размера земельного участка для целей эксплуатации объекта недвижимости, тут действовала малопонятная формулировка п. 7 ст. 36 ЗК, которая устанавливала критерии определения размера земельного участка, подлежащего передаче собственнику объекта недвижимости в случаях, когда не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в Государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке. Согласно данным критериям местоположение границ земельного участка и его площадь определялись с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, при этом понятие "фактическое землепользование" в законодательстве не раскрывалось. В контексте определения размеров земельного участка при его формировании данный термин употреблялся лишь в ч. 4 ст. 43 ГрК (помимо п. 7 ст. 36 ЗК) без определения его содержания <7>. Ввиду отсутствия четко установленных критериев определения размера земельного участка, подлежащего выкупу, органы власти при предоставлении земельного участка нередко определяли его площадь произвольно, по своему усмотрению.