Мажоритарная и пропорциональная система

Подборка наиболее важных документов по запросу Мажоритарная и пропорциональная система (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Тенденции законодательства о выборах органов местного самоуправления в Северо-Кавказском федеральном округе
(Хубаева Д.Ф.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 7)
Исключение из общего правила составляет муниципальное образование город Владикавказ, представительный орган которого состоит из депутатов, избираемых на основе смешанной мажоритарно-пропорциональной системы. Половина от общего числа депутатов (32) избирается по мажоритарной избирательной системе относительного большинства по одномандатным избирательным округам, а вторая половина депутатов избирается по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями.
Статья: Конституционные гарантии реализации избирательных прав граждан и политических партий
(Ерыгина В.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 6)
Конституционный Суд РФ в одном из своих постановлений признал, что смешанная избирательная система на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации является одной из самых удачных, поскольку при ней и народ может выразить свою волю, и политические партии готовы представить полную палитру своих кандидатов и предвыборных программ <9>. С.А. Авакьян назвал сочетание мажоритарной избирательной системы по территориальным округам и избрания по спискам избирательных объединений (политических партий), или пропорциональной избирательной системы, "перетягиванием канатов" <10>. Именно смешанная мажоритарно-пропорциональная система применялась на федеральных выборах современного российского парламента с момента его зарождения в 1993 г. Однако в 2005 г. данная система выборов была заменена на полностью пропорциональную, дающую политическим партиям возможность увеличивать свои списки кандидатов почти в два раза, тем самым значительно расширяя их избирательные права. Негативными последствиями данной избирательной реформы были "фактическое отторжение рядового гражданина от порядка выдвижения кандидатов на выборах" <11>, кулуарный порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов, а затем внутри партийного списка в соответствии с волей политической партии, а вернее - ее руководства.