Лицензирование медкабинета предрейсового осмотра водителей

Подборка наиболее важных документов по запросу Лицензирование медкабинета предрейсового осмотра водителей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Лицензирование медкабинета предрейсового осмотра водителей

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 19.02.2018 N 86-АПГ17-7
Об оставлении без изменения решения Владимирского областного суда от 28.08.2017, которым были признаны частично недействующими Положение о конкурсе на право заключения договора на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на регулярных (постоянных) городских муниципальных маршрутах и приложение к нему, утвержденные решением Совета народных депутатов города Александрова Владимирской области от 26.03.2015 N 23.
- в случае проведения предрейсового, послерейсового медицинского осмотра водителей медицинским работником соискателя - копии трудового договора с медицинским работником, который вправе осуществлять предрейсовый, послерейсовый медицинский осмотр водителей с приложением копии сертификата, подтверждающего прохождение специального обучения, а также данных о наличии оборудованного медицинского кабинета и лицензии на проведение предрейсового, послерейсового медицинского осмотра (абзац 8);
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Определение Верховного Суда РФ от 06.04.2018 N 301-КГ18-2148 по делу N А43-11297/2017
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным пункта предписания.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суд пришел к правильному выводу о том, что медицинские осмотры (предрейсовые, послерейсовые) являются медицинской деятельностью и подлежат лицензированию.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у управления отсутствовали основания для выдачи предписания, поскольку осмотр водителей проводит состоящий в штате учреждения медицинский работник, имеющий медицинское образование, прошедший специальную подготовку, а осмотр проводится в сертифицированном медицинском кабинете, в связи с чем лицензия на осуществление медицинской деятельности не требуется, и удовлетворил заявленное требование.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Лицензирование медкабинета предрейсового осмотра водителей

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Перевозки и автотранспорт"
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Семенихин В.В.)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2019)
Обратите внимание! Если осмотр водителей проводит состоящий в штате организации медицинский работник, имеющий медицинское образование, прошедший специальную подготовку, а осмотр проводится в сертифицированном медицинском кабинете, но организация при этом не имеет лицензии на осуществление медицинской деятельности, то в ходе проверки организации на предмет соблюдения действующего законодательства в области безопасности дорожного движения проверяющие могут установить, что организация не обеспечила проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей медицинским работником или медицинской организацией, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности.
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Комментарий к Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(постатейный)
(Шашкова О.В., Хлистун Ю.В., Савина Л.В., Кайль А.Н.)
(под ред. О.А. Слепенковой)
("ЭлКниги", 2015)
Так, в ходе проверки территории и помещений ОАО "Радиоприбор" Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю установило, что медицинский кабинет у общества отсутствует, предрейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся в кабинете хозяйственно-транспортного отдела, при этом санитарно-эпидемиологического заключения и лицензии на медицинский вид деятельности общество не имеет. Указанное нарушение и иные, выявленные в ходе проверки, отражены в акте. По результатам проверки обществу выдано предписание, в котором указано в том числе на необходимость оформления в срок санитарно-эпидемиологического заключения и лицензии на медицинский вид деятельности. ОАО "Радиоприбор" посчитало предписание нарушающим права и законные интересы, однако суды с доводами общества не согласились (см. Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14 июля 2014 г. N 05АП-8028/2014).

Нормативные акты: Лицензирование медкабинета предрейсового осмотра водителей

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Решение Башкортостанского УФАС России от 31.05.2021 N ТО002/06/105-996/2021
Обстоятельства: По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен Закон о контрактной системе, а именно документация составлена не в соответствии с действующим Законодательством РФ.
Решение: Признать жалобу необоснованной.
Согласно письменным пояснениям Заказчика "Согласно ст. 36.2 Федерального закона "Об охранах здоровья граждан" от 21.11.2011 N 323-ФЗ Телемедицинские технологии - информационные технологии, обеспечивающие дистанционное взаимодействие медицинских работников между собой, с пациентами при проведении консультаций, дистанционного медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента. Термин "медицинский осмотр" раскрыт в ст. 42 Федерального закона N 323-ФЗ как комплекс медицинских вмешательств (п. 5 ст. 2 Федерального закона N 323-ФЗ), направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития. Предсменные / предрейсовые и послесменные / послерейсовые - это уже виды медицинских осмотров. 2) Телемедицинские технологии и проведение предрейсового осмотра имеют различия в цели своего проведения. Целью применения телемедицинских технологий является профилактика, сбор, анализ жалоб пациента и данных анамнеза, оценка эффективности лечебно-диагностических мероприятий, медицинское наблюдение за состоянием здоровья пациента; принятие решения о необходимости проведения очного приема (осмотра, консультации) согласно П.2. ст. 36.2 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" N 323-ФЗ. Цель предрейсового (предсменного) медосмотра - выявление признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения (п. 4 ст. 46 Федерального закона N 323-ФЗ, п. 4 Приказа N 835н). Исходя из положений ст. 12 Федерального закона N 323-ФЗ медицинский осмотр относится к сфере профилактики, а не лечения, когда под лечением понимается п. 8 ст. 2 Федерального закона N 323-ФЗ - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни; а под профилактикой п. 6 ст. 2 Федерального закона N 323-ФЗ - комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания. На основании вышеизложенного, ст. 36.2 Федерального закона "Об охранах здоровья граждан" от 21.11.2011 N 323-ФЗ, а также Приказ N 965н от 30.11.2017 "Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий" не применяются к проведению предрейсовых осмотров водителей. 3) Телемедицинские технологии и проведение предрейсового осмотра имеют различия в субъектном составе. Согласно п. 9. ст. 2 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" N 323-ФЗ "Пациент" - физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния. Согласно п. 13. ст. 2 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" N 323-ФЗ "Медицинский работник" - физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность. "Водитель" - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем (абз.2 ст. 20 ТК РФ). "Работник" - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем (ст. 20 ТК РФ). Согласно п. 8 Приказа Минздрава России от 15.12.2014 N 835н "Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров" "Медицинский работник" - имеющее высшее и (или) среднее профессиональное образование, медицинская организация или иная организация, осуществляющая медицинскую деятельность (в т.ч. медицинский работник, состоящий в штате работодателя при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинским осмотрам (предсменным, послесменным). Таким образом, очевидно, что субъектный состав при применении телемедицинских технологий не содержит таких специальных субъектов как водитель и работник и подразумевает исключительно пациентов - т.е. любых граждан Российской Федерации, которые в соответствии с полисом ОМС или в порядке оказания платных услуг населению вправе обратиться за врачебной помощью в лечении. Кроме того, очевиден и различный субъектный состав в отношении медицинских работников, а именно: не каждый медицинский работник вправе проводить предрейсовые медицинские осмотры, а только имеющий специальную лицензию согласно п. 8 Приказа Минздрава N 835н. 4) Телемедицинские технологии и проведение предрейсового осмотра имеют различия в нормативно-правовом регулировании. Перечень нормативно-правовых актов, регулирующих применение телемедицинских технологий: а) ст. 36.2. Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" N 323-ФЗ; б) п. 1. ст. 8, ст. 9, 12 Закона РФ "О защите прав потребителей"; в) Порядок оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, утвержденном Приказом Минздрава РФ от 30 ноября 2017 г. N 965н - основной; г) Письмо от 9 апреля 2018 г. N 18-2/0579 "О разъяснении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий"; д) Постановление Правительства РФ от 5 мая 2018 г. N 555 "О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения"; Перечень нормативно-правовых актов, регулирующих применение предрейсовых осмотров: а) ст. 24, 46 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" N 323-ФЗ; б) Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.12.2014. N 835н "Об утверждении порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров" - основной; в) часть 3 ст. 213, ч. 5. ст. 330 ТК РФ; г) ст. 2. пп. 14 "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" ФЗ от 08.11.2007 N 259-ФЗ; д) ст. 20, 23 Федерального закона Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"; е) ст. 2, 5, 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи". 5) Телемедицинские технологии и проведение предрейсового осмотра имеют различия в медицинской лицензии на данный вид услуг. На основании письма Министерства здравоохранения РФ от 9 апреля 2018 г. N 18-2/0579 оказание медицинской помощи с применением телемедицинских технологий не является отдельным видом медицинской деятельности, и телемедицинские технологии используются как технологическая составляющая при выполнении работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность. В то время как на (предрейсовые, послерейсовые) медицинские осмотры (предсменные, послесменные) предусмотрена специальная лицензия на медицинские осмотры в соответствии с Приложением Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "С")". 6) Телемедицинские технологии и проведение предрейсового осмотра имеют различия в составе участников обязательственных отношений, основаниях их возникновения. Так, договор оказания медицинской помощи (услуг) с применением телемедицинских технологий - заключенное в письменной или иной предусмотренной законом форме соглашение между пациентом (его законным представителем) и (или) учреждениями здравоохранения (медицинской организацией, где пациенту непосредственно и очно оказывается медицинская помощь (услуги), и (или) консультирующей организацией) и (или) владельцем агрегатора информации о товарах (услугах) на добровольной основе. Согласно абз.12 ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя в соответствии со ст. 212 ТК РФ "...организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, ...с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;..." На основании всего вышеизложенного: Предрейсовый (и аналогичные ему) медосмотры: (1.) проводятся медицинским работником (п. 13 ст. 2 Федерального закона N 323-ФЗ), а не лечащим врачом (п. 15 ст. 2 Федерального закона N 323-ФЗ); (2.) проводятся в отношении лиц в целях допуска их к трудовой функции и они не выступают пациентами (п. 9 ст. 2 Федерального закона N 323-ФЗ) по отношению к медработнику; (3.) не являются медицинским вмешательством по отношению к пациенту; (4.) обследуемому контингенту не оказывается медицинская помощь. (5.) проводятся только при наличии специальной медицинской лицензии. Предрейсовый осмотр подлежит квалификации как обследование лиц, выполняющих трудовую функцию, в целях профилактики и выявления обстоятельств, перечисленных в п. п. 4 - 5 Приказа N 835н. Положения статьи 36.2 Федерального закона "Об охранах здоровья граждан" от 21.11.2011 N 323-ФЗ применяются к следующим субъектам: медицинский работник и пациент; своей целью является взаимодействие медицинских работников (1) между собой (2) с пациентами при проведении консультаций и коррекции ранее назначенного лечения; для проведения предрейсовых медицинских осмотров необходима специальная медицинская лицензия на данный вид деятельности, в отличие от оказания услуг телемедицинских технологий. На основании вышеизложенного ст. 36.2 Федерального закона Об охранах здоровья граждан" от 21.11.2011 N 323-ФЗ, а также Приказ N 965н от 30.11.2017 "Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий" не применяются к проведению предрейсовых осмотров водителей, и ссылка Заявителя на данные нормативные акты в отношении предрейсовых медицинских осмотров заведомо несостоятельна. Заявитель в обоснование своей жалобы указывает, что услуги должны оказываться в соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи", Федеральным законом "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ, Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. N 835н "Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров", Приказом Минтранса России от 11.09.2020 г. N 368 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов". Между тем, вопреки доводам жалобы данные нормы не запрещают дистанционный способ медосмотра. Когда отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, применяется аналогию закона и аналогию права (ст. 6 ГК РФ). Доводы Заявителя о том, что на условиях описания обжалуемой закупки не обеспечивается достоверное определение признаков опьянения и подобного рода признаков, препятствующих допуску водителя к управлению ТС, о неспособности видеокамер передать состояние видимых слизистых и кожных покровов, являются оценочными суждениями заявителя и не основаны на обстоятельствах технического задания Заказчика. Между тем техническим заданием предусмотрена обязанность Исполнителя оказать услуги по предрейсовым, послерейсовым медицинским осмотрам водителей в объеме предусмотренном Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. N 835н "Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров", а в случае невозможности оказания услуг с помощью программно-аппаратных комплексов по каким-либо причинам в требуемом объеме, Исполнитель обязан обеспечить проведение медицинских осмотров в своем лицензированном медицинском кабинете, расположенном в радиусе 500 м от местонахождения Заказчика. Далее Заявитель в своей жалобе приводит следующий довод: "УКЭП расшифровывается как усиленная квалифицированная электронная подпись. Из текста технического задания усматривается, что допуск к работе в путевом листе медицинским работником должен проставляться путем заверения УКЭП. Однако, Приказ N 368 не предполагает оформление путевых листов в электронной форме, единственный документ, который позволительно оформлять в соответствии с Приказом N 368 - это журнал регистрации путевых листов, что значительно отличается от самого путевого листа. Таким образом, требование заказчика в техническом задании не позволяет оказывать услуги в строгом соответствии с Приказом N 368." Данный довод жалобы является необоснованным в связи со следующими обстоятельствами. Ространснадзором от 20.03.2019 г. N 01-10/3-301 разъяснено, что Федеральным законом N 196-ФЗ, Приказом Минтранса N 152, Приказом Минздрава N 835н не установлен запрет на проставление штампа "прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен" в электронном виде. Порядок использования электронной подписи установлен Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи". На основании изложенного, использование медицинским работником, проводившим предрейсовый осмотр, электронной подписи в путевом листе не противоречит требованиям законодательства при условии соблюдения Федерального закона N 63, Порядка медосмотров и Порядка заполнения путевых листов. Минтранс от 17.08.2019. N 03-1799ПГ также указал на то, что действующими нормативными правовыми актами РФ не установлен запрет на ведение документации в области БДД в электронной форме. Кроме того, оспариваемым техническим заданием, предусмотрено, что по результатам прохождения предрейсового осмотра при вынесении заключения об отсутствии признаков, состояний и заболеваний, препятствующих управлению транспортным средств, на путевых листах, представленных Заказчиком, ставится штамп (или обеспечивается распечатка термонаклейки) "прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен", подпись (УКЭП) и Ф.И.О. медицинского работника, проводившего медицинский осмотр. Аналогичные требования установлены в отношении послерейсового осмотра. Таким образом, в техническом задании установлено требование именно о проставлении штампа и подписи медицинского работника, что, вопреки доводам жалобы, полностью соответствует требованиям Приказа Минтранса России от 11.09.2020 N 368 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов". Необоснованным является и довод заявителя о том, что: прохождение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров с использованием телемедицинских технологий удаленным способом не соответствует положениям Федерального закона N 196-ФЗ, что фактически будет неисполнением заказчиком обязанности по его прохождению, а денежные средства, оплаченные за закупаемые услуги будут нецелевым расходованием бюджетных средств, поскольку, в настоящее время действующим законодательством РФ не предусмотрена возможность прохождения дистанционных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров с использованием телемедицинских технологий удаленным способом. Законодательные нормы трактуются в их совокупности и системной взаимосвязи. Термин "медицинский осмотр" раскрыт в ст. 42 Федерального закона N 323-ФЗ как комплекс медицинских вмешательств (п. 5 ст. 2 Федерального закона N 323-ФЗ), направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития. Предсменные / предрейсовые и послесменные / послерейсовые - это уже виды медицинских осмотров. Цель предрейсового (предсменного) медосмотра - выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения (п. 4 ст. 46 Федерального закона N 323-ФЗ, п. 4 Приказа N 835н). Цель послесменного / послерейсового медосмотра - выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (п. 5 ст. 46 Федерального закона N 323-ФЗ, п. 5 Приказа N 835н). Таким образом, предрейсовый (и аналогичные ему) медосмотры: (1.) проводятся медицинским работником (п. 13 ст. 2 Федерального закона N 323-ФЗ), а не лечащим врачом (п. 15 ст. 2 Федерального закона N 323-ФЗ); (2.) проводятся в отношении лиц в целях допуска их к трудовой функции и они не выступают пациентами (п. 9 ст. 2 Федерального закона N 323-ФЗ) по отношению к медработнику; (3.) не являются медицинским вмешательством по отношению к пациенту; (4.) обследуемому контингенту не оказывается медицинская помощь. Предрейсовый осмотр подлежит квалификации как обследование лиц, выполняющих трудовую функцию, в целях профилактики и выявления обстоятельств, перечисленных в п. п. 4 - 5 Приказа N 835н. Осмотры в объеме, согласно п. 10 Приказа N 835н, достаточные для допуска водителя к работе, выполняются. Приказ N 835н не предусматривает и не может предусматривать, но и не запрещает автоматизацию как способ предрейсового осмотра, так как способов может быть много, а Заказчик выбирает наиболее приемлемый способ, позволяющий оптимизировать проведение медосмотров наиболее эффективно по времени, пропускной способности, беспристрастности и т.д. Названный вывод подтвержден решением Балашихинского районного суда от 24.01.2018 г. по делу N 2-168/2018.

: Лицензирование медкабинета предрейсового осмотра водителей

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Вопрос: Какие нормативно-правовые акты обязывают работодателя иметь на предприятии медицинский кабинет (медпункт)? Предприятие с численностью 200 чел. Имеются и водители, но их предрейсовый осмотр осуществляет наемная организация, имеющая соответствующую лицензию. Как должен быть оборудован медицинский кабинет, в соответствии с требованиями действующего законодательства?
(Консультация эксперта, 2016)
Вопрос: Какие нормативно-правовые акты обязывают работодателя иметь на предприятии медицинский кабинет (медпункт)? Предприятие с численностью 200 чел. Имеются и водители, но их предрейсовый осмотр осуществляет наемная организация, имеющая соответствующую лицензию. Как должен быть оборудован медицинский кабинет, в соответствии с требованиями действующего законодательства?