Коронавирус признан форс-Мажором закупки

Подборка наиболее важных документов по запросу Коронавирус признан форс-Мажором закупки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Важнейшая практика по ст. 401 ГК РФПризнали обстоятельствами непреодолимой силы текущую экономическую ситуацию (введение санкций, рост лизинговых платежей, приостановку выдачи банковских кредитов и др.) и освободили от ответственности победителя закупки, который готовился исполнить контракт, но не подписал его >>>
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупки по Закону N 223-ФЗ в условиях коронавируса
(КонсультантПлюс, 2024)
...На дату получения заявки... общество не имело фактической возможности ее исполнить... так как... у поставщиков на территории РФ данного товара в достаточном количестве не имелось в связи с тяжелой эпидемиологической ситуацией в мире (распространение новой коронавирусной инфекции - COVID-19)...

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (ноябрь 2020 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)
Вместе с тем Комиссией ФАС России установлено, что согласно сведениям, размещенным в ЕИС, местом нахождения Заказчика, а также местом представления Документации, предоставления разъяснений Документации и подачи заявки на бумажном носителе является г. Москва, в связи с чем, по мнению Комиссии ФАС России, проведение закупки не в электронной форме во время введения в соответствующем субъекте Российской Федерации ограничительных мер, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCOV, признанной обстоятельством непреодолимой силы, может привести к ограничению конкуренции, а также к ограничению количества потенциальных участников закупки, не имеющих возможности представить заявку на бумажном носителе по указанному в Документации адресу, а также направить соответствующий запрос о разъяснении положений Документации.
Обзор: "Коронавирус и госзакупки: практика контрольных органов и разъяснения за март - апрель 2020 года"
(КонсультантПлюс, 2020)
Так, Санкт-Петербургское УФАС в своем решении опиралось на позицию Минфина, МЧС и ФАС, которые объявили распространение коронавируса обстоятельством непреодолимой силы. Заявитель не смог доказать иное, поэтому контрольный орган признал правомерной отмену закупки после подведения итогов аукциона. Отметим, что по условиям документации исполнитель должен был с 1 июня по 15 октября 2020 года выполнять работы по устройству ограждения территории и монтажу системы контроля и управления доступом.

Нормативные акты

Обзор: "Обзор судебной практики в связи с коронавирусом"
(КонсультантПлюс, 2023)
Суды двух инстанций отказали учреждению (заказчику) в признании недействительным решения комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок, которая признала неправомерной закупку заказчика у единственного поставщика. Заказчик ссылался на п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, поясняя, что основанием для закупки (строительство физкультурно-оздоровительного комплекса) послужили обстоятельства непреодолимой силы - распространение коронавируса.