Контроль за самовольными постройками

Подборка наиболее важных документов по запросу Контроль за самовольными постройками (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Верховного Суда РФ от 19.09.2022 N 305-ЭС22-16567 по делу N А40-61696/2021
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконными действий Госинспекции по недвижимости по организации демонтажа здания, недействующими акта и рапорта.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку Госинспекция по недвижимости действовала в рамках предоставленных ей полномочий, с соблюдением норм законодательства Российской Федерации.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.
Суды, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, правильно применив Положение о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков, утвержденное постановлением Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП, приняв во внимание обстоятельства, установленные арбитражным судом при рассмотрении дела N А40-60909/2021, решением по которому Обществу отказано в признании права собственности на спорное здание, являющееся самовольной постройкой, пришли к выводу о законности оспариваемых действий Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы по составлению рапорта о результатах планового (рейдового) обследования и акта о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования Обществом арендованного земельного участка, не предоставлявшегося для строительства (реконструкции) капитального объекта.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Особенности муниципального публично-властного контроля
(Пешин Н.Л.)
("Конституционное и муниципальное право", 2019, N 7)
И с этих позиций одно из стандартных требований, предъявляемых в таких случаях органам местного самоуправления, - выявление в рамках муниципального земельного контроля каких-либо признаков самовольной постройки, в частности строительства и реконструкции без разрешения, нарушения требований технических регламентов, строительных норм, не может рассматриваться, по сути, иначе как незаконное присвоение органами (должностными лицами) местного самоуправления полномочий по осуществлению государственного строительного надзора. "Стандартным" такое требование к органам местного самоуправления все чаще становится в силу того, что ряд признаков самовольной постройки, например, возведение здания, сооружения или другого строения на земельном участке, не предоставленном лицу в установленном порядке; возведение здания, сооружения; возведение какого-либо строения на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, в принципе возможно и в рамках земельного контроля. В частности, в процессе муниципального земельного контроля могут быть однозначно выявлены такие признаки самовольной постройки, как самовольное занятие земельного участка и использование земельного участка не по целевому назначению. Но при этом ряд признаков самовольной постройки (такие как возведение здания, сооружения или другого строения без получения на это необходимых разрешений и возведение здания, сооружения или другого строения с нарушением градостроительных и строительных норм и правил) могут быть установлены исключительно в процессе контроля строительства.
Статья: Судебная легализация самовольной постройки: некоторые вопросы материального и процессуального права
(Груздев В.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 6)
В случае приобретения права собственности на самовольную постройку оккупация совершается под контролем государства. Соответственно, юридический состав, необходимый для возникновения правоотношения собственности, завершается правоприменительным актом. Обращение заинтересованного субъекта к компетентному органу свидетельствует о том, что данный субъект выражает волю приобрести право собственности на самовольную постройку и просит завершить правоприменительным актом юридический состав, порождающий соответствующее правоотношение. При этом волеизъявление заинтересованного лица приобретает качество односторонней сделки (оккупации) после накопления всего юридического состава.

Нормативные акты