Коммерческая пригодность вагонов

Подборка наиболее важных документов по запросу Коммерческая пригодность вагонов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2023 N 15АП-17095/2023 по делу N А53-20133/2023
Требование: О взыскании пени за просрочку доставки груза.
Решение: Требование удовлетворено в части.
Исходя из статьи 20 УЖТ РФ, выявление технической или коммерческой неисправности вагонов в пути следования, равно как и обоснованность задержки вагонов для необходимого ремонта, само по себе не освобождает перевозчика от ответственности за просрочку доставки грузов. Связано это с тем, что перевозчик обязан не только подавать под погрузку исправные вагоны и определять коммерческую пригодность для перевозки конкретных грузов, но и обеспечивать коммерческую пригодность вагонов в пути следования. В силу этого недостаточно самого факта коммерческой непригодности вагона для увеличения срока доставки груза, необходимо, чтобы неисправность возникла по независящим от перевозчика обстоятельствам.
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2023 N 04АП-4197/2023 по делу N А78-6552/2023
Требование: О взыскании пени за нарушение сроков доставки груза по накладным.
Решение: Судом первой инстанции требование удовлетворено в части. Решение первой инстанции изменено.
Выявление технической или коммерческой неисправности вагонов в пути следования, равно как и обоснованность задержки вагонов для необходимого ремонта, само по себе не освобождает перевозчика от ответственности за просрочку доставки грузов. Связано это с тем, что перевозчик обязан не только подавать под погрузку исправные вагоны и определять их техническую (коммерческую) пригодность для перевозки конкретных грузов, но и обеспечивать техническую исправность (коммерческую пригодность) вагонов в пути следования. В силу этого недостаточно самого факта технической неисправности (коммерческой непригодности) вагона для увеличения срока доставки груза, необходимо, чтобы неисправность возникла по независящим от перевозчика обстоятельствам. Такие обстоятельства подлежат доказыванию перевозчиком, что в данном случае не доказано.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)
Перевозчик также должен содержать транспортные средства в надлежащем состоянии и перед подачей под погрузку проверять их техническую пригодность для перевозки данного груза (ст. 20 УЖТ, ст. 124 КТМ, ст. 9 УАТ). Что касается пригодности в коммерческом отношении вагонов, контейнеров (состояние грузовых отсеков вагонов, контейнеров, пригодных для перевозки конкретного груза, отсутствие внутри вагонов, контейнеров постороннего запаха, других неблагоприятных факторов, за исключением последствий атмосферных осадков в открытых вагонах, а также особенности внутренних конструкций кузовов вагонов, контейнеров, влияющих на состояние грузов при погрузке, выгрузке и перевозке), то для перевозки конкретного груза она определяется в отношении вагонов грузоотправителями, если погрузка обеспечивается ими, или перевозчиком, если погрузка обеспечивается им, а в отношении контейнеров - грузоотправителями (ст. 20 УЖТ).
"Гражданское право. Особенная часть: учебник"
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)
Последствия ненадлежащего исполнения организационного транспортного обязательства предусмотрены в соответствующих нормативных актах. Так, в случае предоставления непригодных для перевозки груза вагонов отправитель груза вправе отказаться от их использования (ст. 791 ГК РФ). В случае использования железнодорожного транспорта, если вагоны, контейнеры принадлежат перевозчику, он обязан подать взамен них исправные, пригодные для перевозки такого груза вагоны, контейнеры. При этом вагоны, контейнеры, признанные непригодными для перевозки груза, из числа поданных вагонов, контейнеров исключаются и плата за пользование ими не взимается (ст. 20 УЖТ). Различают два вида пригодности вагонов для перевозки - техническую пригодность (пригодность вагона для перевозки грузов в целом - их техническое состояние) и коммерческую пригодность (состояние грузовых отсеков вагонов, контейнеров, пригодных для перевозки конкретного груза, отсутствие внутри вагонов, контейнеров постороннего запаха, других неблагоприятных факторов, а также особенности внутренних конструкций кузовов вагонов, контейнеров, влияющие на состояние грузов при погрузке, выгрузке и перевозке). При перевозках автомобильным транспортом в случае предоставления перевозчиком транспортных средств, контейнеров, непригодных для перевозок соответствующего груза, грузоотправитель вправе отказаться от исполнения договора перевозки груза и взыскать с перевозчика штраф за невывоз груза. Ответственность за нарушение сроков предоставления транспорта, а равно нарушение сроков погрузки возлагается соответственно на перевозчика и грузоотправителя (п. 3 ст. 791 ГК РФ; ст. 62, 99 УЖТ; ст. 115 КВВТ). Непредоставление транспорта под погрузку влечет, как правило, уплату штрафа.

Нормативные акты

Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ
(ред. от 19.10.2023)
"Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
Пригодность в коммерческом отношении вагонов, контейнеров (состояние грузовых отсеков вагонов, контейнеров, пригодных для перевозки конкретного груза, отсутствие внутри вагонов, контейнеров постороннего запаха, других неблагоприятных факторов, за исключением последствий атмосферных осадков в открытых вагонах, а также особенности внутренних конструкций кузовов вагонов, контейнеров, влияющие на состояние грузов при погрузке, выгрузке и перевозке) для перевозки указанного груза определяется в отношении:
Постановление Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30
(ред. от 01.07.2010)
"О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
15. Если погрузка обеспечивается грузоотправителем, то он определяет пригодность вагонов, контейнеров в коммерческом отношении для перевозки конкретных грузов. Понятие коммерческой пригодности содержится в статье 20 Устава.