Кладбище собственность

Подборка наиболее важных документов по запросу Кладбище собственность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 19 "Муниципальная собственность на землю" ЗК РФ"При этом суды исходили из того, что земельные участки, занимаемые общественными кладбищами, находятся в муниципальной собственности в силу прямого указания в законе, и право на данные земельные участки является разграниченным в силу закона, то есть независимо от государственной регистрации права, что следует из системного толкования пункта 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации Федерального закона N 137-ФЗ, пункта 23 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ, Федерального закона N 8-ФЗ)."
Апелляционное определение Московского городского суда от 22.06.2023 по делу N 33-26144/2023
Категория спора: Возмездное оказание услуг.
Требования заказчика: О признании договора действительным, обязании подтвердить договор и исполнять его условия.
Обстоятельства: Истец указал, что между истцом и ЗАО был заключен договор о предоставлении услуг по захоронению, включая участок для семейного (родового) захоронения, который предоставляется на территории кладбища. Истец принял в пользование участок, ЗАО выдало удостоверение о семейном (родовом) захоронении. Истцу стало известно, что обязанности ЗАО в настоящее время перешли к ответчику, который отказал в подтверждении договора.
Решение: Отказано.
Ссылки в жалобе на п. 2 Постановления Правительства Москвы от 02.10.2012 N 530-ПП, согласно которому Департамент торговли и услуг города Москвы в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего постановления осуществляет подготовку и направление в Департамент земельных ресурсов города Москвы и Департамент имущества города Москвы документов для передачи в собственность города Москвы кладбищ, расположенных на территории внутригородских муниципальных образований - поселений в городе Москве, также не свидетельствуют о заключении договора с уполномоченной организацией, поскольку договор с истцом был заключен 18 мая 2013 года за пределами трехмесячного срока, с даты вступления указанного постановления в силу.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Система оснований прекращения (лишения) права собственности как необходимое условие эффективной реализации принципа неприкосновенности собственности
(Щенникова Л.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2019, N 2)
Третий стандарт (условие) экспроприации касается компенсации. Владельцы экспроприированной собственности имеют право на адекватную, эффективную и быструю компенсацию. Адекватность связывается со справедливой рыночной стоимостью имущества, включающей и другие убытки, понесенные в результате экспроприации, такие, как затраты на переход права собственности, судебные издержки и упущенную выгоду. При этом адекватная компенсация не включает в себя спекулятивные потери или субъективную стоимость имущества для владельца. В одном из своих решений (дело "Литгоу и другие против Соединенного Королевства") Европейский суд по правам человека встал на сторону государства [15], когда заявители потребовали в качестве компенсации не только возмещение полной рыночной стоимости. Суд указал, что национальные власти лучше всего знают и понимают свои ресурсы и интересы общества и могут оценить, какие меры целесообразны в ситуациях национализации. Международное право не определяет способ компенсации. Эффективная компенсация может иметь форму денег, недвижимости или другого имущества, такого, как инвестиционные ценные бумаги. Это важно, поскольку высокая инфляция может сделать денежные средства практически бесполезными, а иную недвижимость, наоборот, более надежной формой компенсации. Бывают на практике и так называемые неразрешимые ситуации, связанные с обеспечением компенсации, примером того является случай в Польше <1>. Так, польская пара в 1970-х гг. приобрела у государства сельскохозяйственную землю, в 1987 г. региональные власти объявили собственность историческим памятником, поскольку это было еврейское кладбище - одно из немногих памятников еврейской цивилизации в регионе. Статус кладбища не позволял собственникам заниматься сельским хозяйством, а местным властям не хватало средств для обеспечения денежной компенсации или приемлемой замены земли.
Вопрос: О включении здания крематория в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса МУП.
(Письмо Минфина России от 19.04.2023 N 28-01-07/35373)
При этом в соответствии с пунктом 2.1.42 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2284, запрещена приватизация крематориев и кладбищ, находящихся в федеральной собственности.

Нормативные акты

Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ
(ред. от 02.11.2023)
"О свободе совести и о религиозных объединениях"
на земельных участках, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве;