Какие нормативные акты законодательства о налогах и сборах могут иметь обратную силу

Подборка наиболее важных документов по запросу Какие нормативные акты законодательства о налогах и сборах могут иметь обратную силу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12.07.2023 N 88А-13374/2023
Об оставлении без изменения решения Забайкальского краевого суда от 05.08.2022, апелляционного определения Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 17.11.2022 об отказе в признании не действующим в части пункта 4 распоряжения Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 21.12.2021 N 4388/р "О внесении изменений в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определенный распоряжением Департамента от 25.12.2019 N 5994/р".
Поскольку в случае, если имущество не отвечает признакам, установленным статьей 378.2 НК РФ, налоговая база по налогу на имущество в силу прямого указания в законе подлежит определению налогоплательщиком в порядке, установленном статьей 376 НК РФ, оспариваемый нормативный акт в части придания обратной силы и указания на распространение действия вносимых изменений на период применения нормативного акта, не свидетельствует об ухудшении положения налогоплательщика, поскольку не определяет налоговые обязанности в размере большем, чем предусмотрено налоговым законодательством, создает условия законного и справедливого налогообложения, что отвечает требованиям статьи 57 Конституции Российской Федерации об обязанности платить законно установленные налоги и сбор, когда отсутствуют условия для применения в целях налогообложения кадастровой стоимости.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

"Налоговое право: Курс лекций"
(Тютин Д.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)
Соответственно, при решении вопроса о применении нормативного правового акта законодательства о налогах и сборах, имеющего обратную силу, следует учесть, что если правоотношения по уплате налога уже завершены (налоговый период окончен, налог уплачен), то одним распространением нормативного правового акта, устраняющего (снижающего) обязанность по уплате налога, на прошедший налоговый период сделать налог (либо его часть) излишне уплаченным невозможно. Законодатель в данном случае имеет возможность снизить объем неисполненных обязанностей по уплате налога. Но законодатель может также специально указать в данном нормативном правовом акте на то, что уже уплаченный налог подлежит возврату (зачету). Так, согласно ст. 2 первоначальной редакции Федерального закона от 31 декабря 2001 г. N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" плательщики ЕНВД с 1 января 2002 г. обязывались уплачивать ЕСН. Впоследствии федеральный законодатель посчитал такое дополнительное обременение излишним. Статьями 3 и 5 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" обязанность по уплате ЕСН плательщиками ЕНВД была отменена с обратной силой - с 1 января 2002 г., но также было установлено, что суммы ЕСН, уже уплаченные в 2002 году налогоплательщиками ЕНВД, подлежат зачету.
"Постатейный комментарий к части первой Налогового кодекса Российской Федерации"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2019)
Согласно статье 57 Конституции РФ законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. В развитие данного конституционного положения в пунктах 2 и 5 статьи 5 НК РФ установлен запрет на придание обратной силы актам законодательства о налогах и сборах, ухудшающим положение налогоплательщика, который распространяется и на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (Определение КС РФ от 18.10.2012 N 1998-О).

Нормативные акты

Решение Верховного Суда РФ от 24.04.2003 N ГКПИ03-186
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 3.2 - 3.4, 3.7, 3.9, 3.11 Приложения Ж к декларации по налогу на доходы физических лиц формы N 3-НДФЛ и абзаца 2 пункта 3.9 Инструкции по заполнению деклараций по налогу на доходы физических лиц, утвержденных Приказом МНС РФ от 24.10.2002 N БГ-3-04/592>
Нельзя согласиться и с доводом заявителя о противоречии оспариваемых предписаний нормативного акта статье 5 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, обратной силы не имеют.
Федеральный закон от 03.07.2016 N 243-ФЗ
(ред. от 28.12.2022)
"О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование"
е) в абзаце первом пункта 5 слова "нормативные правовые акты о налогах и сборах" заменить словами "издаваемые в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством о налогах и сборах нормативные правовые акты";