Изъятие земельных участков для дорог

Подборка наиболее важных документов по запросу Изъятие земельных участков для дорог (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 6 "Объекты земельных отношений" ЗК РФ"Из системного толкования норм права (ч. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ, ст. 62 ФЗ об автомобильных дорогах, Постановления Правительства РФ от 02.09.2009 г. N 717), если территория полосы отвода налагается на земельные участки, принадлежащие третьим лицам, границы которых установлены до вступления в силу законодательства, регулирующего вопросы установления полосы отвода автомобильных дорог, то данные части земельных участков могут быть изъяты у их правообладателей для государственных нужд путем выкупа в порядке, предусмотренном действующим законодательством."
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 56.3 "Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд" ЗК РФ"С учетом приведенных правовых норм и установленных обстоятельств, судебные инстанции пришли к выводу о том, что решение об изъятии земельных участков принято уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Росавтодором), наделившим учреждение полномочиями по его изъятию (заключению соглашения о выкупе). Изъятие земельных участков для государственных нужд осуществляется учреждением в целях строительства и реконструкции объекта федерального значения (автомобильной дороги)."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Изъятие земли под дороги. Анализ споров
(Матвеева К.)
("Жилищное право", 2020, N 2)
Например, Московский районный суд города Чебоксары (дело N 2-2519/2019), Чебаркульский городской суд Челябинской области (дело N 2-453/2019), Темрюкский районный суд Краснодарского края (дело N 2-798/2019) приняли решения об изъятии земельного участка для строительства дорог с выплатой собственнику возмещения.
Статья: Строительство автомобильных дорог
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)
Строительство автомобильной дороги является основанием изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Также допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения, местного значения на срок до 20 лет (абз. 9 п. 2 ст. 49, п. 3 ст. 70.1 ЗК РФ).

Нормативные акты

"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 8 (2021)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)
110. Условия компенсации в соответствии с положениями действующего законодательства имеют существенное значение для оценки того, соответствовала ли оспариваемая мера критерию справедливого баланса и, в частности, налагала ли она непропорциональное бремя на заявителей. Суд ранее отмечал, что изъятие имущества без выплаты компенсации, соответствующей его разумной стоимости, по общему правилу, представляет собой непропорциональное вмешательство. В большинстве случаев изъятия имущества в силу закона, например, изъятия земельного участка для строительства дороги или для удовлетворения иных "интересов общества", только полная компенсация может рассматриваться в качестве соответствующей его разумной стоимости... Суд не может поставить изъятие имущества в силу закона, осуществляемое в соответствии с требованиями действующего законодательства, на один уровень с конструктивным лишением имущества, направленным на сохранение той или иной фактической ситуации, возникающей в результате незаконных действий властей...