ИЖС в водоохранной зоне

Подборка наиболее важных документов по запросу ИЖС в водоохранной зоне (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Постановление Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 16.08.2021 N 16-1785/2021
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 8.13 КоАП РФ за нарушение правил охраны водных объектов.
Решение: Удовлетворено в части.
Из протокола об административном правонарушении усматривается, что 12 февраля 2020 года в 10 часов 30 минут в ходе в ходе выездной проверки, проведенной на основании обращения по вопросу захламления земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> <данные изъяты> в районе многоквартирного <адрес>, выявлено, что на указанных земельных участках с видом разрешенного использования - многоквартирные жилые дома от 3 до 5 этажей, индивидуальное жилищное строительство, принадлежащих Н., которые находятся в границах водоохранной зоны реки <данные изъяты> в хаотичном порядке складируется мусор, который не укрыт, навес отсутствует, обваловка и обособленная сеть ливнестоков не имеются.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Проблемы судебных споров о статусе территорий общего пользования
(Медведев И.Р.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2020, N 10)
Критикуемый подход воспроизведен в одном из решений Мособлсуда, в тексте которого повторяется мотивировка ВС РФ <16>. Она же слово в слово воссоздается в ряде иных судебных актов, например, в Бурятии (спор об автобусной остановке) и Свердловской области (самозахват исторически сложившейся дороги) <17>. Также отметим интересное дело в Шатурском районе Московской области, где житель пытался оспорить предоставление под индивидуальное жилищное строительство 38 земельных участков в лесном массиве и водоохранной зоне. Истец указывал, что все годы существования деревни они использовались в целях традиционного природопользования - для отдыха, сбора грибов и ягод, заготовки кормов и выпаса скота. В иске было отказано ввиду отсутствия красных линий. При этом в тексте встречается забавное суждение: согласно сообщениям главы сельского поселения данная территория "использовалась местными жителями по своей инициативе" <18>. По чьей же еще инициативе, по мнению ответчика, должно реализовываться субъективное публичное право общего пользования? Права такого рода обусловлены естественными потребностями человека и не требуют предварительного публичного санкционирования.

Нормативные акты

Письмо Минприроды РФ от 26.07.1991 N 04-19-13/1914, Роскомвода от 29.07.1991 N 1-2-82/9, Роскомзема от 29.07.1991 N 5-16/1489
"О выделении земель под жилые дома, садово - огородные и дачные участки в водоохранных зонах рек, озер и водохранилищ"
В связи с Постановлением Совета Министров РСФСР от 22.02.91 N 110 "О предоставлении гражданам земельных участков для ведения садоводства, огородничества и животноводства" массовый характер приняло выделение земель для строительства индивидуальных жилых домов, под садово-огородные и дачные участки в водоохранных зонах рек и водохранилищ без учета требований по охране водоемов и возможного затопления участков в период весенне-осенних паводков.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2010 N 45
(ред. от 28.02.2022)
"Об утверждении СП 2.1.4.2625-10"
(вместе с "СП 2.1.4.2625-10. Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы. Санитарно-эпидемиологические правила")
(Зарегистрировано в Минюсте России 18.06.2010 N 17592)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022)
4.4.10. Пользование акваторией источника питьевого водоснабжения в пределах 2-го пояса ЗСО станций водоподготовки и гидроузлов для купания, туризма, водного спорта и рыбной ловли допускается в установленных местах (зонах рекреации) при соблюдении гигиенических требований к охране поверхностных вод, а также нагрузки на территорию пляжа не более 1000 чел./га, на акваторию - не более 500 чел./га.