Индексация платы за сервитут

Подборка наиболее важных документов по запросу Индексация платы за сервитут (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 22.09.2021 N 88-17037/2021 по делу N 2-2/2021
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: 1) Об установлении сервитута; 2) Об установлении условий о плате за сервитут.
Обстоятельства: Спорный земельный участок располагается перед земельным участком истца и препятствует проходу и проезду к нему.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено в части.
Вместе с тем между сторонами не была достигнута договоренность относительно размера и условий платы за устанавливаемый частный сервитут, в связи с чем судом первой инстанции была назначена судебная оценочная экспертиза, в соответствии с заключением которой исходя из правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в пункте 12 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 апреля 2017 года, суд установил плату за сервитут в размере <данные изъяты>, а также частично удовлетворил встречные исковые требования относительно определения порядка ее внесения с ежегодной индексацией пропорционально размеру индекса потребительских цен по Российской Федерации.
Определение Верховного Суда РФ от 28.12.2022 N 305-ЭС22-25800 по делу N А41-76495/2021
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу об установлении платы за сервитут, порядка ее индексации, обязании заключить договор и солидарно вносить плату за сервитут.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку публичный сервитут установлен в соответствии с главой V.7 Земельного кодекса РФ с учетом площади объекта, охранной зоны и необходимости беспрепятственной эксплуатации, капитального и текущего ремонта газораспределительной сети и ее технологических частей, порядок установления публичного сервитута в отношении спорного земельного участка соблюден.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Соблюдение баланса интересов при установлении сервитута в отношении земельных участков
(Нигматуллина Э.Ф.)
("Хозяйство и право", 2023, N 4)
Однако законодателю надлежало предусмотреть механизм индексации платы за сервитут, который бы гарантировал ее стабильность в условиях роста цен, исходя из индекса изменения цен на минеральные удобрения, сельскохозяйственные культуры, работы и услуги в сельскохозяйственном производстве.
Статья: Проблема обеспечения баланса частных и публичных интересов при определении срока публичного сервитута
(Кокурин В.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 4)
Такой подход использования публичного сервитута для отдельных целей является достаточно гибким. На мой взгляд, он позволяет учитывать и частные, и частно-публичные, и публичные интересы. Это связано с тем, что в зависимости от целей установления публичного сервитута для отдельных целей и экономической ситуации сторонам правоотношений по установлению и осуществлению публичного сервитута для отдельных целей может быть более целесообразен срочный или бессрочный публичный сервитут. Считаю, что такую модель срока действия публичного сервитута для отдельных целей можно использовать и в российском законодательстве. При этом в случае заключения бессрочного (на неопределенный срок) публичного сервитута для отдельных целей у правообладателя земельного участка должны быть определенные гарантии, в том числе право на повышенный размер платы за публичный сервитут и право на ежегодную индексацию, то есть на увеличение размера платы за публичный сервитут для отдельных целей. Это поможет избежать злоупотреблений со стороны обладателей публичных сервитутов по установлению преимущественно бессрочных публичных сервитутов для отдельных целей.

Нормативные акты

Приказ Министра обороны РФ от 24.04.2017 N 240
"Об утверждении в Министерстве обороны Российской Федерации Методики прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, в отношении которых Министерство обороны Российской Федерации осуществляет бюджетные полномочия главного администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"
7. При прогнозировании поступления доходов, получаемых в виде арендной платы, а также средств от продажи права на заключение договоров аренды за земли, находящиеся в федеральной собственности (за исключением земельных участков федеральных бюджетных и автономных учреждений), доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных органов государственной власти и созданных ими учреждений (за исключением имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений), платы по соглашениям об установлении сервитута, заключенным федеральным органом государственной власти, государственным предприятием либо государственным учреждением в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, применяется метод прямого расчета.