Государственная регистрация линии электропередач

Подборка наиболее важных документов по запросу Государственная регистрация линии электропередач (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2023 N 19АП-2939/2023 по делу N А48-207/2023
Требование: О признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя в рамках исполнительного производства.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Довод заявителя о том, что арестованные линии электропередач должны быть зарегистрированы в установленном порядке, основан на неверном понимании норм материального права, а именно что указанные линии электропередач не подлежит государственной регистрации. Кроме того, заявитель не лишен возможности обратиться к судебному приставу Петрову А.В. с требованием обратиться в регистрирующий орган для осуществления государственной регистрации права должника на указанное имущество.
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 16.05.2023 по делу N 88-8107/2023
Категория спора: Продажа недвижимости.
Требования продавца: Об обязании заключить договор.
Обстоятельства: Истицей осуществлен раздел спорного земельного участка путем выделения из него самостоятельных земельных участков. Один из земельных участков полностью находится в пределах охранной зоны с особыми условиями использования территорий. Истицей в адрес ответчика направлено требование о выкупе земельного участка на основании п. 7 ст. 107 ЗК РФ, которое оставлено без ответа.
Решение: Отказано.
Проявив обычную для гражданского оборота разумность при реализации своих прав, истица не могла не осознавать, что такой земельный участок нельзя использовать для строительства жилых домов. В силу чего, то обстоятельство, что государственная регистрация установленных охранных зон воздушных линий электропередачи, приведшая к ограничению (обременению) спорного земельного участка, была внесена в ЕГРН 11 октября 2013 г., не свидетельствует о нарушении ответчиком прав истицы и не является основанием для возложения на ОАО "ИЭСК" обязанности по выкупу земельного участка.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Правовые позиции Верховного суда РФ по вопросам налогообложения имущества, взятые на вооружение налоговиками
(Мокроусов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2022, N 19)
Налоговики привели в обзоре Определение Верховного суда РФ от 10.03.2022 N 305-ЭС22-774, где суды сочли необоснованным вывод инспекции о признании объектов электросетевого хозяйства компании недвижимым имуществом. В этом деле компания считала линии электропередачи (ЛЭП) и трансформаторные подстанции движимым имуществом. Линии не имеют неразрывной связи с землей, не требуют отвода земельных участков и государственной регистрации права собственности, кроме установления охранной зоны. Замена существующих опор на новые с целью их выноса с занимаемого участка не влечет за собой значительных временных и материальных затрат, в связи с чем объекты могут быть перемещены без несоразмерного ущерба их назначению. Трансформаторные подстанции устанавливаются на опоре ЛЭП, не имеют заливного фундамента, не требуют отвода земельных участков и государственной регистрации права собственности, кроме установления охранной зоны, и могут быть легко перемещены без несоразмерного ущерба их назначению.
Статья: Некоторые вопросы правового регулирования недвижимости в связи с развитием жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства
(Автономов А.С., Гаврилова И.Н.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2023, N 1)
Вводные замечания. Недвижимость, как известно, представляет собой особое имущество, причем его особость, находящая отражение в правовом регулировании, ведет к установлению в законодательстве юридических фикций, в соответствии с которыми недвижимостью законодательно признаются некоторые вещи, которые с точки зрения теории деления имущества на недвижимое и движимое не должны были бы считаться недвижимыми. Например, по российскому законодательству к недвижимости относятся подлежащие государственной регистрации воздушные, речные и морские суда, искусственные космические объекты (ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации <1> (далее - ГК РФ)), а также некоторые сложносоставные объекты, образованные совокупностью взаимосвязанных движимых и недвижимых вещей, к примеру "предприятие в целом как имущественный комплекс" (ст. 132 ГК РФ), железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и др. как "единый недвижимый комплекс" (ст. 133.1 ГК РФ) и пр. Вопросы регулирования недвижимости не носят абстрактного характера и сообразуются с ее использованием в тех или иных целях. Так, еще 20 лет назад на экспертном уровне предлагалось использовать коммерческую концессию для повышения эффективности эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) и даже высказывалось мнение о возможности внесения соответствующих изменений в гл. 54 ГК РФ ("Коммерческая концессия") <2>. Хотя развитие законодательства пошло не по пути внесения дополнений в ГК РФ (конечно, поправки в положения гл. 54 ГК РФ вносились, но безотносительно ЖКХ), а по пути принятия в 2005 г. Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (с внесенными позднее изменениями и дополнениями) <3> (далее - Закон о концессионных соглашениях), в целом экспертное обоснование обращения к договору коммерческой концессии/концессионному соглашению в сфере ЖКХ и краткое исследование проблем и возможностей по их преодолению при внедрении концессий для ведения ЖКХ сохранило и сохраняет свою актуальность <4>. Постепенно Закон о концессионных соглашениях начал внедряться в практику, причем объекты ЖКХ действительно удавалось выводить из кризисного состояния, превращая в хорошо работающие и доходные предприятия, и все же в полной мере указанный Федеральный закон заработал в сфере ЖКХ только с 2017 г. после внесения в него в 2016 г. дополнений и изменений, соответствующих специфике ЖКХ в современных российских условиях (например, наряду с другими нюансами, такое соглашение является трехсторонним: его заключают муниципальное образование, организация-концессионер и субъект РФ, в котором находится данное муниципальное образование). По состоянию на начало 2020-х годов, по данным Минстроя, в России "реализуется более полутора тысяч концессионных соглашений в области ЖКХ, при этом количество концессий удваивается из года в год" <5>. Примечательно, что Федеральным законом от 11 июня 2022 г. N 154-ФЗ "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <6> ст. 3 Федерального закона "О концессионных соглашениях" была дополнена ч. 9.1, допускающей, что концессионным соглашением может предусматриваться передача концедентом во владение и в пользование концессионеру объекта незавершенного строительства, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости. Таким образом, концессионные соглашения востребованы как в ЖКХ, так и в строительстве, в особенности на стадии, когда строительство еще не завершено, но право собственности на него уже зарегистрировано.

Нормативные акты

"Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010 - 2013 год"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 02.07.2014)
А. обратилась в суд с иском к СНТ "И" о признании недействительными и об исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записей о государственной регистрации права собственности на водопроводные сети, скважину, воздушные линии электропередачи и земельный участок, о признании за ней права собственности на 1/242 доли в праве общей совместной собственности на указанные объекты.
Постановление Правительства РФ от 29.06.2019 N 841
(ред. от 14.03.2024)
"Об организации обособленного учета имущества, созданного и (или) приобретенного в результате реализации программ, подпрограмм, проектов и мероприятий Союзного государства, и о внесении изменений в Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом"
(вместе с "Правилами заполнения карты объекта учета, созданного и (или) приобретенного в результате реализации программы, подпрограммы, проекта либо мероприятия Союзного государства, находящегося на территории Российской Федерации")
7. В строке "Наименование" указывается наименование объекта учета, например, жилой дом N ..., линия электропередач "Кабельная высокого напряжения (от ТП-1 до ТП-2)", транспортное средство "Автомобиль грузовой" или иное наименование объекта учета согласно программе, выписке из Единого государственного реестра недвижимости, Реестра регистрации транспортных средств, другого реестра или иному документу, подтверждающему наименование объекта учета. Если объект учета имеет отличительные признаки, то после его наименования они указываются в круглых скобках.