Единое землепользование аренда

Подборка наиболее важных документов по запросу Единое землепользование аренда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 01.11.2023 N 88-21952/2023
Категория спора: 1) Защита прав на землю; 2) Аренда земли.
Требования: 1) О признании права собственности отсутствующим; 2) Об обязании снять земельные участки с государственного кадастрового учета; 3) О признании договора недействительным в целом; 4) Об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения.
Требования: 5) О признании права собственности отсутствующим.
Обстоятельства: Истцу стало известно, что по решению администрации из земельного участка образованы земельные участки, то есть произведен двойной учет земель. Согласно выписке из ЕГРН правообладателем участков является администрация. Земельные участки были предоставлены в аренду ответчику.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Отказано; 5) Удовлетворено в части.
Из ответов ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" и Управления Росреестра следует, что одновременно с 17 октября 2008 г. на кадастровом учете по неустановленным причинам и основаниям числились земельные участки с кадастровым номером N площадью 4585 м2 и с кадастровым номером N площадью 120545 м2 как самостоятельные объекты недвижимого имущества, то есть, как отдельные участки, а не как обособленные и входящие в состав единого землепользования участка с кадастровым номером N Также из ответа Управления Росреестра от 19 января 2022 г. следует, что основания для отказа во внесении в ЕГРН записи регистрации об аренде земельных участков отсутствовали, так как договор аренды заключен администрацией на основании решений Арбитражного суда.
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 22.05.2024 по делу N А33-23264/2023
Требование: О признании недействительным приказа органа по управлению государственным имуществом об изменении вид разрешенного использования находящегося в государственной собственности земельного участка.
Решение: Требование удовлетворено.
В Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 23.01.2020 N 305-ЭС19-18488 указано, что в связи с наличием договорных отношений с собственником земельного участка изменение вида его использования (в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом) предполагает изменение соответствующего договора и невозможно без изменения такого договора. Само по себе утверждение правил землепользования и застройки и градостроительных регламентов, внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости о видах разрешенного использования, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в границах которой расположен участок, не свидетельствует об обязанности арендодателя внести изменения в договор аренды в части видов использования участка. Воля арендатора, как обладателя обязательственного права, направленная на использование земельных участков иным образом, нежели установлен в договорах, в том числе и посредством заключения дополнительных соглашений к договорам аренды об изменении вида разрешенного использования земельных участков, не является абсолютной и не может ущемлять права собственника земельного участка. Иное толкование положений статьи 85 ЗК РФ противоречило бы фундаментальным положениям гражданского законодательства о правах собственника и необоснованно ограничивало бы его права. Изменение договора аренды возможно при наличии оснований, предусмотренных статьями 450 и 451 ГК РФ.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Путеводитель по судебной практике. Аренда. Общие положенияКак следует из материалов дела, предметом договора субаренды N 335/НОД-4 от 17.04.2009 является часть земельного участка в полосе отвода Елецкого отделения Юго-Восточной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" площадью 1747 кв. м, расположенного по адресу: г. Елец, ул. Путейская, входящего в состав единого землепользования площадью 3 561 345 кв. м с кадастровым номером 48:19:000 00 00:0014.
Статья: Нарушения земельного права. Анализ нарушений
(Мартасов Д.)
("Жилищное право", 2020, N 2)
1 июля 2018 г. между YYY (субарендатор) и FFF (арендатор) заключен договор субаренды нежилого помещения, по условиям которого субарендатору за плату во временное владение и пользование (аренду) предоставлена единая обособленная часть здания, а именно: нежилое помещение на цокольном этаже.

Нормативные акты

Федеральный закон от 01.05.2016 N 119-ФЗ
(ред. от 29.12.2022)
"Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2023)
9. Собственники, землевладельцы, землепользователи, арендаторы земельных участков, собственники иных объектов недвижимого имущества, лица, которым такие объекты недвижимого имущества принадлежат на иных правах и права которых на земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, до 1 января 2018 года направляют уведомления в орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района, на территориях которых расположены такие земельные участки и (или) иные объекты недвижимости, о наличии у них прав (обременений прав) на земельные участки и (или) иные объекты недвижимости с приложением копий документов, подтверждающих эти права (обременения прав). В таких уведомлениях указывается способ связи с заявителями, в том числе их почтовый адрес и (или) адрес электронной почты.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 43-ФЗ
(ред. от 30.12.2021)
"Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
4. Решение о прекращении сервитута должно быть направлено в порядке информационного взаимодействия в орган регистрации прав в течение десяти календарных дней с момента его принятия для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости.