Доступ граждан в лес

Подборка наиболее важных документов по запросу Доступ граждан в лес (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2023 N 11АП-18556/2023 по делу N А55-1181/2023
Требование: О выдаче согласия на передачу прав аренды по договорам аренды в качестве вклада в уставной капитал ООО.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Согласно Выписке из Протокола заседания Комиссии по рассмотрению обращений арендаторов о выдаче согласия на сделки с арендованными лесными участками или арендными правами от 01.12.2022, Министерством было отказано ИП Гавриленко Б.Г. в выдаче испрашиваемого им согласия, поскольку совершение сделки с арендованным лесным участком или арендными правами может повлечь нарушения требований устойчивого и рационального лесопользования, а так же прав граждан в области окружающей среды, что по мнению Министерства выражено в присутствии ограждения на арендуемых лесных участках, которые препятствуют доступу граждан на данные лесные участки, что является нарушением ст. 11 ЛК РФ.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: К юридическому определению понятия экологического туризма
(Васильева М.И.)
("Lex russica", 2020, N 4)
Как показывает текущая правотворческая практика, новые нормы, направленные на развитие экологического туризма, вносятся вне зависимости от отсутствия определения этого понятия. Так, внесенный Правительством РФ в Государственную Думу РФ проект Федерального закона N 793310-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования использования лесов при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и эксплуатации объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, а также при возведении и эксплуатации некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры" предусматривает в предлагаемой новой редакции ст. 41 Лесного кодекса РФ при использовании лесов для осуществления рекреационной деятельности допустить на площади, не превышающей 20% площади предоставленного для нее лесного участка, размещение объектов туристской индустрии, детских и спортивных лагерей, объектов спорта, туристских парков, а также иных объектов капитального строительства и некапитальных строений, сооружений, необходимых для рекреационной деятельности; строительство и реконструкция объектов капитального строительства могут осуществляться на площади до 3% от площади соответствующего лесничества. Высказываются опасения, что в связи со строительством и возведением заборов будут перекрыты пути свободного доступа граждан в лес <22>. Законопроектом предусмотрено, что возведение и эксплуатация некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (в том числе оград, объектов благоустройства), на землях лесного фонда допускаются в случаях, предусмотренных Лесным кодексом РФ. В настоящее время Лесной кодекс РФ допускает возможность возведения ограждений в целях охраны лесов, расположенных в лесопарковых зонах, и в качестве объектов охотничьей инфраструктуры, являющихся временными постройками.
Статья: Правовые способы обеспечения права беспрепятственного доступа на земли общего пользования
(Шароварова О.Д.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2019, N 9)
При определенных обстоятельствах функцию обеспечения права беспрепятственного доступа выполняет административная ответственность за использование лесов с нарушением условий документов, на основании которых предоставляются лесные участки (п. 4 ст. 8.25 КоАП РФ). Диспозиция указанной нормы предполагает, что административная ответственность может наступить только в том случае, если договорами аренды (безвозмездного пользования) предусмотрена обязанность арендатора обеспечить право граждан на пребывание в лесах, иными словами, беспрепятственный доступ к лесам как природным объектам и, соответственно, к землям, на которых они произрастают, - землям общего пользования. Однако эта обязанность имеет не договорный характер, она основана на нормах Лесного кодекса Российской Федерации. В связи с этим целесообразно предусмотреть самостоятельный состав правонарушения, объективная сторона которого будет предполагать незаконное ограничение арендатором или пользователем лесного участка права беспрепятственного доступа на земли лесного фонда, в том числе посредством огораживания лесного участка. В этом случае во избежание коллизий следует из пункта 4 статьи 8.25 КоАП РФ исключить слова "действий по нарушению прав граждан на свободное и бесплатное пребывание в лесах".

Нормативные акты

"Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ
(ред. от 04.08.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)
1) ограничивать или запрещать доступ граждан, въезд транспортных средств в леса в период действия ограничения или запрета на пребывание в лесах;
Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ
(ред. от 13.06.2023)
"Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
3. В целях обеспечения безопасности граждан доступ на земельные участки и (или) лесные участки, которые расположены в границах закрепленного охотничьего угодья и на которых расположены объекты охотничьей инфраструктуры, созданные для содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, осуществляется только с разрешения юридического лица или индивидуального предпринимателя, заключивших охотхозяйственное соглашение, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.