Договор между физическими лицами налоги

Подборка наиболее важных документов по запросу Договор между физическими лицами налоги (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 420 "Объект обложения страховыми взносами" главы 34 "Страховые взносы" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
По мнению налогового органа, учреждение не отразило в налоговой базе доход, выплаченный физическим лицам - плательщикам налога на профессиональный доход за выполненную работу, и не перечислило в бюджет страховые взносы, в связи с чем налоговый орган доначислил учреждению страховые взносы. Учреждение оспорило доначисление. Суд установил, что между учреждением и физическими лицами были заключены договоры, которые по своей правовой природе являются трудовыми, о чем свидетельствует длящийся, системный характер правоотношений сторон; экономическое значение самого процесса труда физических лиц, имеющего признаки определенной трудовой функции в данной организации (профессии, специальности); ежемесячная оплата выполненных работ независимо от срока договора; формирование платы за фактически отработанные дни с учетом выходных дней; наличие большого количества обязанностей у исполнителя, обязательность инструкций заказчика для него. Учитывая, что фактически учреждением были заключены трудовые договоры, суд поддержал вывод налогового органа о том, что выплаты по таким договорам подлежат обложению страховыми взносами.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 226 "Особенности исчисления налога налоговыми агентами. Порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами" главы 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
Налоговый орган доначислил НДФЛ, сделав вывод о получении обществом необоснованной налоговой выгоды в виде занижения налоговой базы по НДФЛ и страховым взносам путем привлечения к выполнению работ граждан, зарегистрированных в качестве плательщиков налога на профессиональный доход, в целях подмены трудовых отношений гражданско-правовыми. Налоговый орган указал, что общество осуществляло контроль за деятельностью указанных физических лиц, обеспечивало их спецодеждой, материалами для исполнения услуг, компенсировало затраты на проезд. Суд признал доначисление НДФЛ и страховых взносов необоснованным, указав, что налоговый орган не отразил в решении признаки, позволяющие квалифицировать отношения между физическими лицами и обществом как трудовые. Суд также отметил, что физические лица самостоятельно уплатили налог на профессиональный доход с полученных доходов по договорам подряда.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Анализ перспектив применения специального налогового режима "Налог на профессиональный доход"
(Бобошко Д.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2019, N 5)
Перед государством всегда стоит задача повышения эффективности налогового мониторинга и, как следствие, собираемости налогов. На протяжении нескольких последних лет правительством велась работа по легализации целого ряда видов деятельности, традиционно находящихся вне системы уплаты налогов. Это так называемые самозанятые граждане: домашний персонал, няни, репетиторы, помощники по хозяйству и не только. По данным Минтруда России, количество самозанятых работников в России составляет порядка 12 - 15 млн человек <1>. Оплата наличными и отсутствие официальных договоров, с которыми можно было бы пойти в суд, не стимулировало ни работников этой сферы, ни работодателей делать трудовые отношения официальными, а значит, уплачивать налоги. На сегодняшний день легализация договоров между физическими лицами на оказание услуг влечет за собой уплату обязательных страховых взносов в размере 22% в Пенсионный фонд и 5,1% в Фонд социального страхования физическим лицом-работодателем и самостоятельную уплату работником налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в размере 13% от доходов <2>. Для отдельных видов деятельности предусмотрены специальные режимы налогообложения (упрощенная система или патент), но их применение требует регистрации работника в качестве индивидуального предпринимателя, осуществления учета доходов и самостоятельной уплаты налогов. Очевидно, что самостоятельное ведение официальной предпринимательской деятельности низкоквалифицированным самозанятым потребует, кроме затрат на налоги, затрат на услуги бухгалтера, и становится совсем не понятно, зачем платить налоги, если можно их не платить. Соответственно, государство стало искать варианты легализации деятельности самозанятых граждан и разработки простых и понятных путей уплаты налогов с доходов от их деятельности.

Нормативные акты

"Обзор правоприменительной практики за III квартал 2016 года по спорам о признании недействительными нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) Минфина России (на основании вступивших в законную силу судебных актов)"Так, Черепанов А.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании не действующими писем Минфина России от 8 сентября 2011 г. N 03-04-05/6-639 и от 15 февраля 2016 г. N 03-04-05/8113 в той мере, в какой они по смыслу, придаваемому им налоговыми органами, признают объектом налогообложения доход, полученный налогоплательщиками по заключенным между физическими лицами договорам займа, ссылаясь на то, что они обладают нормативными свойствами, по своему содержанию не соответствуют действительному смыслу разъясняемых нормативных положений статей 41, 210 и 217 Налогового кодекса Российской Федерации и допускают их произвольное толкование.
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 25.12.2023, с изм. от 25.01.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024)
Если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете и договором между органами государственной власти края (области), в состав которого входит автономный округ, и органами государственной власти соответствующего автономного округа, налоговые доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, подлежат зачислению в бюджет края (области), за исключением налога на доходы физических лиц по нормативу 15 процентов, подлежащего зачислению в бюджет автономного округа, передаваемого в полном объеме органами государственной власти автономного округа в соответствующие местные бюджеты в порядке, предусмотренном статьей 58 настоящего Кодекса.