Административные правонарушения, посягающие на права граждан

Подборка наиболее важных документов по запросу Административные правонарушения, посягающие на права граждан (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 5.27.1 "Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации" КоАП РФ"Вместе с тем правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях посягает на конституционные гарантии реализации трудовых прав граждан, и существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении к исполнению своих публично-правовых обязанностей, и требований публичного права, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, несоблюдение которых может повлечь вредные и тяжелые последствия для работников."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Правовой анализ ст. 5.61 КоАП РФ "Оскорбление" в редакции Федерального закона от 30 декабря 2020 г. N 513-ФЗ
(Руева Е.О.)
("Российский следователь", 2023, N 11)
В соответствии с Постановлением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 27 декабря 2021 г. N 16-6800/2021 <13> понятие "человеческое достоинство", так же как и "честь", определяется на основе этических норм. Оскорбление представляет собой разновидность психического насилия, которое выражается в отрицательной оценке виновным личности гражданина, подрывает репутацию последнего в глазах окружающих и наносит ущерб его самоуважению. Поскольку честь и достоинство - это нравственные категории, связанные с переживаниями конкретного человека по поводу оценки его окружающими и собственной оценки, то не представляется возможным нанести оскорбление индивидуально не определенному кругу лиц. Кроме того, данная законодательная формулировка противоречит общим логическим правилам нормотворческой юридической техники, основанным на непротиворечивости между различными частями одного правового акта или различных правовых документов <14>. Так, статья об оскорблении находится в гл. 5 КоАП РФ "Административные правонарушения, посягающие на права граждан". Исходя из названия главы объектом данного правонарушения является право конкретного человека на честь и достоинство, а не общественный порядок, как это имеет место, например, при мелком хулиганстве (ст. 20.1 КоАП РФ), или общественная безопасность, которая страдает при возбуждении ненависти либо вражды, а равно унижении человеческого достоинства (ст. 20.3.1 КоАП РФ). С правовой точки зрения не существуют "коллективные" честь или достоинство. Если человек дает негативную оценку какой-либо социальной группе (т.е. неопределенному кругу лиц), то содеянное должно рассматриваться как конституционно гарантированное право личности на свободу мысли и слова (ч. 1 ст. 29 Конституции Российской Федерации <15>). Если данное высказывание содержит неприличную или иную, противоречащую морали и нравственности форму, то содеянное должно квалифицироваться по статьям, посягающим на иные виды общественных отношений. При привлечении к административной ответственности за оскорбление индивидуально не определенного круга лиц также возникает проблема процессуального характера: кого считать потерпевшим по данной категории дел. Согласно ст. 25.2 КоАП РФ потерпевшим является физическое или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред, т.е. конкретное лицо, которым не может быть индивидуально не определенный круг лиц. По всей видимости, при использовании данной формулировки законодатель имел в виду выраженную в неприличной или иной противоречащей морали и нравственности форме негативную оценку человеком какой-либо социальной группы, сформированной по профессиональному признаку (например, врачи, учителя, полицейские), политическому (например, представители власти, должностные лица, служащие) или иному социальному признаку. Исходя из данного понимания каждый, кто относит себя к представителям данной социальной группы, может считать себя потерпевшим. При такой свободе правоприменения размываются границы ответственности за содеянное, нарушается право человека свободно высказывать свое мнение. Если довести ситуацию до абсурда, то оскорбить можно и все человечество в целом, при этом каждый представитель человеческого рода может считать себя потерпевшим и требовать компенсации за причиненный моральный и имущественный вред.
Статья: Административная ответственность за нарушение законодательства о выборах сквозь призму "индекса защищенности"
(Игнатенко В.В., Минникес И.А., Минникес И.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)
Предмет и методология исследования. В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) <8> в главе 5 "Административные правонарушения, посягающие на права граждан" в нескольких статьях (ст. 5.1 - 5.25, 5.45 - 5.50, 5.52, 5.56, 5.58 и 5.69 КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за правонарушения, связанные с выборами. Основное наказание за данный вид деяний - это административный штраф, указываемый в минимальном и максимальном размере применительно к гражданам, должностным лицам и юридическим лицам. Именно это административное наказание можно положить в основу исследования, используя "индекс защищенности".

Нормативные акты

"Концепция нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"Вместе с тем исключение должны составлять случаи наличия достаточных данных (полной информации), необходимых для возбуждения дела об административном правонарушении, например, при непосредственном обнаружении грубого нарушения обязательного требования либо при фиксации административного правонарушения, посягающего на конституционные права граждан (побои, мелкое хищение, оскорбление и т.д.).