Интернет-интервью с А.Ю. Кинёвым,
начальником Управления по борьбе с картелями Федеральной антимонопольной службы:
"Правоприменительная деятельность в сфере борьбы с картелями"

Фотография

Интервью состоялось 30 октября 2009 года.

Ознакомиться с полученными ответами можно здесь

Сергей (г. Липецк)

Уважаемый Александр Юрьевич, Минприроды - Ростехнадзор - ФГУЗ ЦЛАТИ - это скорее всего государственный картель, который снова решил подмять под себя рынок экологического проектирования, хотя в прошлом году ФАС официально запретила им заниматься разработкой экологической документации и предписала изъять из устава соответствующие виды деятельности. Вопрос: Вы на такого типа картели не можете влиять?

Леонов Вячеслав (г. Волгоград)

Юридическое или физическое лицо (координатор) координирует экономическую деятельность других хозяйствующих субъектов (координируемых) - дает им указания о порядке ведения хозяйственной деятельности, в том числе о применяемых ценах, о порядке кредитования покупателей, о других существенных условиях заключаемых с покупателями договоров.
Являются ли при этом нарушением антимонопольного законодательства действия таких координируемых субъектов, выполняющих указания координатора?
Если являются, как следует квалифицировать эти действия - т.е. в чем состоит нарушение у координируемых?
Имеет ли при этом значение наличие у координатора экономических и/или юридических "рычагов давления" на координируемых, которые именно ВЫНУЖДАЮТ их выполнять указания координатора (под угрозой, например, отказа в выдаче кредита, досрочного взыскания задолженности и т.п.)? Т.е. несут ли ответственность координируемые субъекты при отсутствии их вины?

Лестев Игорь Анатольевич (г. Екатеринбург)

Добрый день, Александр Юрьевич! У меня следующий вопрос. Ст. 11 ФЗ "О защите конкуренции" устанавливает ряд запретов на условия соглашений, заключаемых между хозяйствующими субъектами (см. ч.ч. 1, 1.2 указанной статьи). С другой стороны, гражданское законодательство прямо или косвенно предусматривает возможность включения в посреднические договоры (комиссия, поручение, агентирование) ряда условий, которые указанными нормами Закона "О защите конкуренции" запрещены.
Например, в соответствии со ст. ст. 973, 992 ГК комиссионер (поверенный) обязан исполнить принятое на себя поручение в соответствии с указаниями комитента (доверителя), и, следовательно, комитент (доверитель) вправе давать комиссионеру (поверенному) такие указания об условиях продажи товара и требовать их исполнения. Так, в соответствии со ст. 995 ГК комитент вправе устанавливать цену товара, по которой его обязан продавать комиссионер, т.е. цену перепродажи товара. В соответствии с п. 2 ст. 990 ГК договор комиссии может быть заключен с указанием территории его исполнения, что (при наличии нескольких комиссионеров) может приводить к разделу рынка по территориальному признаку между комиссионерами. В соответствии с п. 2 ст. 1002 ГК агентским договором также может быть предусмотрено обязательство агента не заключать с другими принципалами аналогичных агентских договоров, исполняемых на той же территории. Кроме того, в силу распространения на агентский договор правил о договорах комиссии и поручения (см. ст. 1011 ГК) сказанное выше о договорах комиссии и поручения применяется и к договору агентирования. Просьба дать комментарий этому противоречию между нормами антимонопольного и гражданского права.
Будет ли антимонопольный орган квалифицировать как недопустимое соглашение (в соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона "О защите конкуренции") агентский договор, в соответствии с которым:
- принципал устанавливает условия договоров, по которым агент должен осуществлять продажу товара принципала;
- принципал устанавливает цены, по которым агент должен осуществлять продажу товара принципала;
- принципал устанавливает определенную территорию, на которой агент имеет право вести деятельность и продавать товар принципала, и условие, что не агент не имеет права заключать с другими принципалами аналогичных договоров на этой территории?
Является ли заключение и исполнение таких договоров нарушением антимонопольного законодательства?

Шустов Александр (Чита)

Если две или более компании заключают соглашение, которое способствует конкуренции, или просто о совместной деятельности (например, благотворительной), будет ли ФАС разбираться с таким соглашением, будет ли выяснять суть и выявлять нарушение или не будет, по каким признакам ФАС будет решать - есть нарушение в таком соглашении или нет?

Дина (г. Казань, Татарстан)

Существуют ли у нас международные картели? Если да, то, предположительно, в каких областях экономических отношений? Могут ли образовываться картели на местном уровне (например, в отдельно взятом городе)? И как с ними бороться?

Владимир (Владивосток)

Уважаемый Александр Юрьевич! Не думается ли Вам, что ФАС со временем может превратиться в силовое ведомство? (Предпосылки уже есть… Это и ужесточение наказаний за нарушение антимонопольного законодательства, и нежелание монополистов исполнять решения ФАС, и наверняка новые методы "противостояния" монополий и ФАС и т.п.).

Богачева Ирина (г. Энгельс, Саратовская обл.)

Планируется ли в будущем создать информационный ресурс, на котором в режиме онлайн будут приниматься жалобы на нарушителей антимонопольного законодательства, на завышенные цены, на картельные сговоры? А затем была бы возможность на том же ресурсе отследить в режиме онлайн порядок и/или результат обращения в ФАС…. Ведь каждому гражданину "с активной жизненной позицией" хочется еще и знать после подачи жалобы о результатах рассмотрения обращения и принятых мерах (если они необходимы с точки зрения законодательства)?

Мария Владиславовна (Москва)

Что такое картель? Это сговор или объединение нескольких компаний для решения проблем в сфере своей деятельности, например на рынке продаж металла? Это так или же нечто другое?

Сергей Бекетов (г. Челябинск)

Добрый день! Андрей Юрьевич, мне интересна Ваша точка зрения по такому поводу. Система организации бизнеса на основе франчайзингового договора (договора коммерческой концессии) подразумевает, что правообладатель (франчайзер) разрабатывает некоторую идеологию или (по сути) модель ведения бизнеса и предоставляет её пользователю (франчайзи) для использования в его хозяйственной деятельности. Например, это может быть описание оптимальной экономической модели, включая рекомендации по ценам продажи и ценам закупок, рекомендации по оплате труда персонала и т.д. Кроме того, франчайзер определяет некоторые правила сбытовой политики, например вводит ограничения на использование своей торговой марки, запрет на продажу товаров конкурентов в торговых точках франчайзи, правила выбора места расположения и оформления таких точек и т.д. Нет ли в этом противоречий со ст. 11 Закона "О защите конкуренции"? Могут ли быть приведенные выше в качестве примеров рекомендации и ограничения прямо закреплены в официальных договорах между франчайзером и франчайзи? Или это могут быть только рекомендации, методические материалы, выполняемые по усмотрению франчайзи? Что Вы думаете об этом?

Иннокентий (Самара)

Что нового вводит второй антимонопольный пакет в отношении борьбы с картелями?

Вагранян Юрий (Москва)

Порядок освобождения от ответственности за участие в картеле - что это означает? Прошу разъяснить, как это соотносится с действующим законодательством.

И.Г. Платонова (г. Нижний Новгород)

Здравствуйте, Александр Юрьевич! Разъясните, пожалуйста, такую ситуацию. Несколько организаций производят взаимозаменяемые товары и, соответственно, реализуют товары на одном рынке (по сути такие организации являются конкурентами). У этих организаций примерно одинаковые структуры затрат - ведь они производят конкурирующие, близкие по свойствам товары. Но у таких организаций могут быть разные цены на реализуемые товары - в силу разного качества и позиционирования продукции. Если у таких организаций одновременно и примерно одинаково изменяются цены в зависимости от изменения цен на сырье и материалы, которые, в свою очередь, достаточно четко определяются биржевыми и иными публичными общеизвестными индексами (эти индексы, собственно, и влияют на структуру затрат), то будет ли это нарушением антимонопольного законодательства? А если у таких организаций установлены одинаковые (или близкие) цены на отдельные товарные позиции, имеющие практически одинаковые качественные характеристики, будет ли в этом случае нарушение в синхронном (и обоснованном изменением затрат по индексам) повышении цен? Спасибо.

Краснопевцева Наталья (Санкт-Петербург)

Добрый день, Александр Юрьевич! Что включает в себя так называемый второй антимонопольный пакет, подготовленный Вашим ведомством?

Коровин Виктор Петрович (г. Кострома)

Какими полномочиями обладает Ваше Управление и какова его роль в структуре ФАС? Вы "карательный" орган для бизнеса или можно рассчитывать на Вашу помощь? Можете прокомментировать, как Вы работаете?

Евгения (Москва)

Федеральным законом N 164-ФЗ статья 11 ФЗ "О защите конкуренции" дополнена частью 1.1, в соответствии с которой на "вертикальные" соглашения не распространяются предусмотренные ч. 1 той же статьи запреты, в том числе запрет на соглашения, которые приводят или могут привести к разделу рынка по территориальному принципу (п. 3 ч. 1 ст. 11).
В связи с этим возникает два вопроса.
Вопрос 1. Продавец включает в договоры купли-продажи товара (которые являются "вертикальными" соглашениями), заключаемые с покупателями, условие о том, что каждый из покупателей должен перепродавать товар только в пределах определенной территории, установленной продавцом, и не вправе этого делать за пределами такой территории. Правильно ли я понимаю, что в силу указанной нормы Закона включение таких условий в договоры (и их исполнение покупателями) не является нарушением антимонопольного законодательства?
Вопрос 2. Компания-поставщик заключает с покупателями (организациями и индивидуальными предпринимателями) соглашения о поставке покупателям своих товаров и их последующем распространении. По условиям этих соглашений поставщик предоставляет покупателям право на использование своего товарного знака при перепродаже товаров, в частности продавать товары, маркированные этим товарным знаком, использовать его в рекламе товаров и деятельности покупателей, указывать на вывесках и др.
В свою очередь, покупатели обязуются прилагать все необходимые усилия для эффективного распространения товара поставщика, в том числе рекламировать этот товар, обучать и консультировать конечных покупателей по вопросам его использования, организовывать послепродажный гарантийный и послегарантийный сервис и др.
Заинтересованный в распространении своего товара поставщик включает в соглашения, заключаемые с покупателями, условия о том, что покупатели не вправе заключать аналогичные договоры с компаниями - конкурентами поставщика и не вправе распространять товары этих компаний - конкурентов.
Правильно ли я понимаю, что в силу ч. 1.2 ст. 11 Закона "О защите конкуренции" (в действующей редакции) указанные условия являются допустимыми? И что заключение соглашений с такими условиями (и их исполнение покупателями) не будут являться нарушением антимонопольного законодательства?

 

Все интернет-интервью

Поделиться ссылкой: