Интернет-интервью с А.А. Каульбарсом,
директором Департамента государственного регулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела Минэкономразвития России:
"Вопросы тарифно-таможенной политики и господдержки экспорта"

Фотография

Интервью состоялось 18 апреля 2005 года.

Ознакомиться с полученными ответами можно здесь

Николай (Ростов)

Как изменится тарифная политика государства в отношении импорта продовольствия после вступления России в ВТО? Не приведет ли это к разорению отечественных крестьянских хозяйств?

Сергей Иванович (Нефтеюганск)

Уважаемый Алексей Александрович!

Какие меры принимает государство для стимулирования экспорта не сырьевых товаров, а товаров переработки, то есть товаров с добавленной стоимостью? Согласитесь, что, например, выгодней экспортировать бензин, чем сырую нефть.

Иван Петрович (Карелия)

Скажите, пожалуйста, планируется ли введение запретительных пошлин на экспорт из РФ необработанной древесины? Такая мера, на наш взгляд, позволила бы во-первых более эффективно бороться с контрабандой кругляка, во-вторых стимулировала бы иностранные компании, занимающиеся переработкой древесины, открывать производство по деревообработке на территории РФ.

Сергей (Москва)

Скажите, как по Вашему мнению повлияет планируемое снижение ввозных пошлин на автокомплектующие для сборки автомобилей на территории РФ на стоимость этих автомобилей?

Александр (Москва)

Когда и на сколько планируется снижение импортных пошлин на автокомплектующие, ввозимые на территорию России для сборки автомобилей?

Барсегян Дмитрий Эдуардович, адъюнкт Российской Таможенной Академии (Люберцы/Московская область)

Уважаемый Алексей Александрович!

В рамках вступления России в ВТО идет активная работа по отстаиванию наших интересов гражданской авиации. При этом западные производители авиационной техники активно лоббируют идею снижения ввозных таможенных пошлин на авиатехнику, не имеющую аналогов. Понятно, что такая позиция не в интересах отечественного авиапрома.

В связи с этим вопрос: Каковы направления деятельности МЭРТ по совершенствованию системы таможенно-тарифных мер по поддержке отечественной авиационной промышленности, в частности гражданской авиации?

Владимир (независимый эксперт) (Москва)

Уважаемый Алексей Александрович!

Начиная с августа 2004 года деловая общественность России весьма негативно оценивает возможность введения в Российской Федерации предотгрузочной инспекции импортируемых товаров. Положение о предотгрузочной инспекции разработано "келейно" с учетом интересов только самого МЭРТ. При этом определенно возникнет ущерб бюджету страны при оплате услуг инофирм, тогда как повышение таможенных поступлений от внедрения предотгрузочной инспекции весьма сомнительно, так как нет методики их определения.

В связи с этим вопрос:

- Что предпринимает МЭРТ для того, чтобы Госдума внесла поправку в статью 28 закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", отменяющую саму статью или ее обязательное действие?

Игорь (Москва)

Таможенным кодексом РФ (глава 25, ст. 298 ч. 2) предусмотрено, что таможенное оформление грузов, поступающих в адрес дипломатических и международных организаций, производится в упрощенном порядке. Такой порядок разработан только для дипломатических организаций. Когда будет разработан упрощенный порядок таможенного оформления для международных организаций. Ведь кодекс действует уже второй год. Этот вопрос подымался в течение 2004 года перед руководством ГТК (ФТС), но после реоганизации они стали отсылать в МЭРТ, так как ФТС лишили права нормотворческой деятельности, а международные организации продолжают проводить таможенное оформление в стандартном порядке, предусмотренном для всех участников ВЭД, что создает вопросы с определением таможенной стоимости, валютным контролем, и.т.д.

Александр (Старый Оскол (Белгородская область))

Уважаемый Алексей Александрович!

В соответствии со статьей 19 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" от 21.05.1993 N 5003-1 таможенной стоимостью ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации товара является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар на момент пересечения им таможенной границы Российской Федерации (до порта или иного места ввоза).

Таможенные органы настаивают на включении в цену сделки стоимости ж.д. транспортировки товара по территории РФ от пункта пересечения товаром таможенной границы РФ (совпадающей с государственной границей РФ) до пункта пропуска товаров, расположенного в 30 км от пункта пересечения таможенной границы, утверждая, что место ввоза - это как раз и есть пункт пропуска. При таком подходе происходит двойное обложение налогом на добавленную стоимость услуги по транспортировке товара по территории РФ (от пункта пересечения таможенной границы до пункта пропуска) - один раз НДС за эту услугу взыскивается таможенными органами при таможенном оформлении ввозимого товара, второй раз оплачивается импортером в составе платежа за перевозку российской железной дороге. Причём такую позицию в данном вопросе таможенные органы, озабоченные исключительно достижением узковедомственной цели по выполнению установленных заданий по перечислению определённых сумм платежей в бюджет, заняли относительно недавно, а теперь заводят массу однотипных дел об административных правонарушениях по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ по принятым ими же в течение последнего года декларациям. Просто "гениальная идея" по наполнению бюджета за счет штрафов, взыскиваемых с декларантов. Раньше всё было правильно, теперь таможенные органы "прозрели", но виноваты не они, а только и исключительно декларанты, поскольку, по нынешнему мнению таможни, недостоверно заявляли таможенную стоимость и вследствие этого занижали сумму налогов, пошлин и сборов.

А мы говорим о соответствии нового ТК международному праву, положениям Киотской конвенции в редакции 1999 года и требованиям Всемирной торговой организации. Кодекс кодексом, он для ВТО и других организаций, а для участников ВЭД - старый произвол таможенных органов и сведение их функций к единой цели - фискальной.

Писарев Валерий Николаевич, генеральный директор ОАО ЛХК (Череповец/Вологодская область)

Уважаемый Алексей Александрович!

Просим дать разъяснения по следующим вопросам, связанным с таможенным оформлением круглых лесоматериалов.

В связи с требованиями таможни включать при определении объема деловых неокоренных круглых лесоматериалов дополнительно к объему древесины также и объем коры, а также, учитывая требования приказа ГТК N 725 от 28.06.2004 г., но в то же время в России нет ГОСТов, в которых это было бы предусмотрено, просим разъяснить по какому ГОСТу необходимо производить определение вышеуказанных объемов? Спасибо.

Елена (Москва)

Существует ли регламентирующий документ в отношении контрактов внешнеэкономического характера с условиями поставки "без ввоза на территорию РФ" (помимо инструкции ЦБ 117-И) или в каждом конкретном случае необходимо руководствоваться Соглашениями, Положениями и пр. документами, определяющими характер взаимоотношений между конкретными участниками сделки?

Виталий (Москва)

Применяемая в настоящее время формула расчета добавленной стоимости позволяет считать товары, собранные в Особых экономических зонах России полностью из компонентов, происходящих с территории иностранных государств, российскими (достаточно выпустить для внутреннего потребления лишь часть таких компонентов, на которые приходится не менее 30% их совокупной таможенной стоимости).

Проводился ли Вашим Департаментом анализ указанной ситуации (например, в рамках проработки предложений Минэкономразвития о снижении ввозных пошлин на автокомпоненты)?

Отражает ли, по Вашему мнению, действующий подход к расчету добавленной стоимости смысл этого понятия, заложенный в федеральных законах об ОЭЗ?

Вячеслав Канатов (Вологда)

Просим Вас прокомментировать следующую ситуацию:

1. Самая эффективная продажа леса из Вологодской обл. на экспорт осуществляется по Волго-Балтийскому каналу в период летней навигации. Экспортеры леса в Вологодской обл. сегодня узнают, что в навигацию 2005 г произойдет повышение ставок фрахтов по основным направлениям отгрузки более чем на 20%. Это происходит, с одной стороны, из-за высокой мировой цены на нефть, но в большей степени из-за монополизации рынка этого вида транспортных услуг во внутренних водах России. Дело в том, что суда под иностранными флагами во внутренние воды не допускаются. Новые сухогрузы типа река-море не строятся, а компании, владеющие такими судами, стремятся монополизировать рынок. В прошлом году произошло слияние Волжского и Северо-Западного пароходств и новая компания вместе с концерном «Орими» практически монополизировали рынок.

2. Кроме того, следуя правилам таможенного контроля, российские предприятия не могут официально выступать фрахтователями судов и вынуждены либо продавать всю продукцию на условиях ФОБ иностранным компаниям, либо использовать для фрахтования западные компании, т.к. в случае отгрузки на условиях ДЕС или СИФ цена товара и его фактурная стоимость увеличатся в два раза и предприятие заплатит в два раза больше пошлину, т.к. вывозная таможенная пошлина составит 6,5% от фактурной стоимости товара. Такие правила Российской таможни ставят российские предприятия в невыгодные условия на экспортном рынке.

3. Наши предприятия также категорически не согласны с введением отдельными региональными таможнями (Вологодская таможня и СЗТУ) новых правил обмера круглого леса в коре и исчисления таможенных пошлин с объема в коре. Это незаконное решение таможенных органов увеличило пошлину на хвойные круглые сортименты на 10%. Считаем, что вопрос обмера круглых лесоматериалов не является компетенцией таможни и должен рассматриваться совершенно другими инстанциями.

Кирилл (Москва)

Могут ли быть взысканы таможенные платежи при обнаружении у физического лица автомобиля, незаконно ввезенного в РФ, если данный автомобиль был приобретен физическим лицом на внутреннем рынке?

Олег (частный предприниматель) (Обнинск)

Какие документы вправе затребовать таможенный орган для подтверждения таможенной стоимости товара?

Кулешова Алла (Московская обл.)

Разъясните, пож-ста, каков порядок исчисления сроков для принудительного взыскания таможенных платежей в случае нарушения сроков направления требования об уплате таможенных платежей?

Муравьев К.С. (Иркутск)

Каков порядок уплаты таможенных платежей в отношении товаров, являющихся предметом лизинга, и ввезенных в РФ в таможенном режиме временного ввоза?

Корольчук Оксана (Свердловская область)

Уважаемый Алексей Александрович,

Для производства некоторых товаров необходимо получить лицензию Минэкономразвиитя. Скажите, а как быть в этом случае частному предпримателю? Он занимается производством рам парамоторов, но по закону такую лицензию могут получит только юридические лица? То есть предприниматель не имеет права заниматься такой деятельностью?

Ирина Федорова (Москва)

Как было недавно сообщено, Минэкономразвития предложило правительству комплекс мер, направленных на урегулирование вопроса поставок белого сахара из стран СНГ. Что предлагает этот комплекс мер конкретно?

Алексей Большаков (Москва)

Уважаемый Алексей Александрович!

Статьей 28 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" предусмотрена возможность введения в Российской Федерации предотгрузочной инспекции импортируемых товаров. Тем не менее для начала полноценной работы в этом направлении необходимо принятие Правительством РФ ряда нормативных правовых актов. В связи с этим вопросы:

1. Когда планируется утверждение Правительством РФ положения о предотгрузочной инспекции?

2. В отношении каких товаров будет вводиться предотгрузочная инспекция?

3. На сколько будут снижены ставки пошлин на товары, являющиеся объектом предотгрузочной инспекции?

Александр (Петрозаводск)

Насколько усилится контроль за перевозку за границу незаконно вырубленного леса?

Владимир Кармазинов (Санкт-Петербург)

Известно, что морепродукты в основном поступают к нам из Норвегии. Что делается для восстановления и укрепления данной отрасли? Когда наконец рыба и морепродукты будут перерабатываться и продаваться российскими предприятиями?

Владимир Кармазинов (Санкт-Петербург)

Меры, принимаемые для укрепления продовольственной и экономической безопасности России?

Ковачевич Екатерина (Москва)

Уважаемый Алексей Александрович!

Металлургические предприятия на дальнем востоке страдают и очень сильно от бесконтрольного вывоза лома цветных и черных металлов. Выход есть - определить конкретные пункты экспорта лома, взять их под контроль государства. Ведь потом же сами (Россия) пострадает от импорта металлургической продукции Китая!!! Когда, наконец, будет решен этот вопрос? Спасибо заранее, с уважением.

Порки (Северодвинск)

Уважаемый Алексей Александрович!

Когда, наконец, дождемся потепления в области внешнеторговых связей с Украиной относительно уплаты НДС на таможне? Вроде правительство обещало, а ничего в законодательстве не изменяется.

Илья (Москва)

В свое время таможенные органы не принимали в качестве обоснования применения метода по цене сделки договоры, заключенные иностранным юридическим лицом за границей, при ввозе товаров для филиалов на территории РФ. Какова практика на данный момент? Спасибо

Александр Сергеевич Захаров, начальник Договорно-правового управления ОАО ВО СТАНКОИМПОРТ (Москва, Россия)

Уважаемый Алексей Александрович,

какие в настоящее время проводятся глобальные мероприятия, связанные с процессом совершенствования государственной поддержки экспорта в области станкостроения. Что Вы полагаете носит негативный характер в данном процессе и какие действия может предпринять Российская Федерация для искоренения и преодоления соответствующих трудностей и негативных аспектов?

В свете проведенной в Российской Федерации административной реформы Минэкономразвития России стало новой и наивысшей инстанцией во внесудебном механизме разрешения споров в области таможенного дела, а также административных споров с участием таможенных органов, не могли бы Вы сказать имеет ли данный факт позитивное отражение в свете существования такого механизма ведомственного контроля, и осуществляется ли Минэкономразвития России действительно такая разновидность ведомственного контроля за деятельностью ФТС России и ее органами или это декларативная составляющая функционирования независимых систем управления?

Спасибо за Ваше внимание.

 

Все интернет-интервью

Поделиться ссылкой: