Интернет-интервью с А.Е. Хинштейном,
членом Комитета ГД РФ по информатизации, информационной политике и связи:
"Регулирование механизма доступа к конфиденциальной информации: проект Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"

Фотография

Интервью состоялось 20 июня 2008 года.

Ознакомиться с полученными ответами можно здесь

Геннадий Ростовцев (Санкт-Петербург)

Александр Евсеевич, добрый день! Если это возможно, расскажите, пожалуйста, в какие нормативные правовые акты планируется внести изменения в случае принятия ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" и какие цели будут преследовать эти изменения?

Елена Н. (Москва)

В соответствии с текстом проекта ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" плата за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления взимается в случае, если объем запрашиваемой и полученной информации превышает определенный Правительством Российской Федерации объем информации, предоставляемой на бесплатной основе. Порядок взимания платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления также устанавливается Правительством РФ. Поступали ли из Правительства РФ предложения по объему информации, предоставляемой на бесплатной основе? Существует ли (хотя бы в проекте) некая методика определения стоимости информационных услуг, предоставляемых государственными органами, оказываемых за плату? По каким основным критериям планируется определять стоимость информационных услуг, предоставляемых органами государственной власти и местного самоуправления?

Андрей (Санкт-Петербург)

В проекте Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" устанавливаются перечни информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, обязательной для размещения в информационных системах общего пользования. Однако перечень информации о деятельности органа государственной власти, обязательной для размещения в информационных системах общего пользования, утверждается самим же органом государственной власти. Так, например, контроль за выполнением закона в части доступа информации о Госдуме будет осуществлять сама Госдума. Никто иной не сможет поправить в этом вопросе избранников народа. Такая же информационная бесконтрольность де-факто предусмотрена и для иных органов власти, а также для органов местного самоуправления. Планируется ли изменить эту ситуацию по итогам второго чтения законопроекта?

Ю.М. (г.Волгоград)

В нашей стране хоть принимай закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", хоть не принимай, открытости и известности будет не более, чем сейчас!

С.Н. (Москва)

Я входил в рабочую группу по доработке проекта Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". Ко второму чтению рабочей группой был подготовлен ряд поправок в законопроект, в частности, введено понятие "официальный сайт" и "графическая копия официального документа". Войдут ли данные поправки в последнюю редакцию законопроекта, которая будет рассматриваться во втором чтении?

Александр Васильевич (Москва)

Уважаемый Александр Евсеевич! Когда будет рассматриваться во втором чтении законопроект "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"?

Сергей Иванович (Москва)

Александр Евсеевич, законопроект "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" был запланирован к рассмотрению во втором чтении на осень 2007 года. Но внезапно, накануне дня рассмотрения, данный законопроект был снят с повестки заседания Госдумы. При этом никакой информации о причинах его изъятия из повестки не появилось, на заседании Совета Госдумы данный вопрос не обсуждался. Прокомментируйте, пожалуйста, данную ситуацию.

Хуснутдинов Радик Флюрович (Республика Татарстан, г. Казань)

Александр Евсеевич, хочу задать вопрос не совсем по заявленной теме, но близкой к ней. Я исследую тему права на информацию и на доступ к информации по российскому и по международному законодательству, пишу диплом на юр.факультете Казанского гос.университета. Меня очень интересует, будет ли в России разрабатываться и самое главное систематизироваться правовая база по вопросу о праве на доступ к информации? Как гражданин и человек сможет реализовать свое право в вопросе подачи запроса к гос.органам на выдачу информации, которая его непосредственно касается? Каким Вы видите механизм реализации этого права, какие должны быть сроки, какие основания для отказа в запросе, должен ли он быть возмездным и какие меры Вы предлагаете по улучшению имеющегося законодательства в этой сфере? Спасибо за ответ

adviser (Москва)

1. Согласны ли Вы с тем, что ст. 27 проекта Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" определяет ответственность за нарушение этого закона "в соответствии с законодательством Российской Федерации", которое не имеет определений этих самых нарушений?

2. Считаете ли Вы достаточным основанием для непредоставления информации в соответствии со ст. 22 п. 4 проекта Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" публикации в СМИ этой информации? На мой взгляд, будет справедливее дать ответ со ссылкой на наличие этой информации в соответствующей публикации СМИ.

3. Считаете ли Вы справедливым, что в соответствии со ст. 10 проекта ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" перечни информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемой в  информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, утверждаются самими этими органами? На мой взгляд, с целью устранения заинтересованности в этом вопросе было бы целесообразно прописать утверждение этих перечней перекрёстно: по п. 1 - Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации; по п. 2 - Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; по п. 3 - Президентом Российской Федерации; по пп. 4-6 - вышестоящим органом.

Лариса (Владивосток)

Уважаемый Александр Евсеевич! Мне кажется, что органы власти и местного самоуправления чересчур увлеклись препарированием первичной информации. Различные пресс-службы преподносят только то, что им выгодно, и не показывают проблемы и неудачи органов. Предлагаю внести в закон обязательство органов публиковать на своих сайтах протоколы заседаний рабочих групп, комиссий, обсуждений в Думе и на иных совещаниях. А граждане сами разберутся что к чему. Без штатных "разжевывальщиков" информации.

Дмитрий (Москва)

Добрый день, Александр Евсеевич! Вопрос, может быть, не совсем в тему, но актуален для многих граждан как никогда. В государственные органы (в частности, в налоговую инспекцию) практически невозможно дозвониться по телефону. Порой для того, чтобы узнать нужную информацию, надо потратить полдня или приезжать самому. Как это можно контролировать? Ведь это тоже получение информации, которую не дают только потому, что в основном работникам гос. органов просто лень отвечать на звонки (нет звонка - нет проблемы).

Татьяна (Москва)

Добрый день, Александр Евсеевич!  Ответьте, пожалуйста, каковы меры ответственности, предусмотренные за нарушение должностными лицами положений закона об обеспечении доступа к информации о деятельноти госорганов и органов местного самоуправления?

Дмитрий (Московская область)

Добрый день. Согласно Федеральному закону "О коммерческой тайне" сведения о системе оплаты труда не могут составлять коммерческой тайны, следовательно, та же трудинспекция де-юре может иметь доступ к документам проверяемых работодателей, регламентирующим размер заработной платы (штатные расписания, трудовые договоры, платежные ведомости и др.). При возможном принятии Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" будут ли внесены какие-либо изменения в Закон "О коммерческой тайне"? Спасибо.

Игорь (Москва)

Александр Евсеевич, здравствуйте! Можете ли Вы рассказать, почему с момента внесения Правительством РФ в ГД РФ проекта Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" до его принятия в 1-м чтении прошло всего три месяца, а второе чтение документа готовится уже целый год? Ведь, насколько мне известно, заинтересованные органы гос. власти направили (или должны были направить) свои "поправки" к документу в течение месяца после принятия в 1-м чтении? Были ли объективные причины, препятствующие своевременной проработке законопроекта (например, привлечение административного ресурса лицами, чьи интересы потенциально ущемляет документ)? Спасибо.

Карамьян Евгений (Москва)

Уважаемый Александр Евсеевич, а как будет работать этот закон, когда "по соседству" действует закон о политическом экстремизме? Допустим, журналист, получив документы, обличающие, скажем, того или иного чиновника, публикует их. Чиновник обращается в прокуратуру, которая возбуждает уголовное дело против самого журналиста. В суде журналист, потрясая документами, доказывает свою правоту о том, что фигурант его статьи - коррупционер, но суд отвергает все доказательства, и журналист отправляется на зону лет на пять. Не пора ли отменить закон о политическом экстремизме, который превращен режимом в дубину для политических репрессий против неугодных политиков и журналистов?

 

Все интернет-интервью

Поделиться ссылкой: