Интернет-интервью с С.П. Булавиным, статс-секретарем - заместителем Министра внутренних дел РФ, и В.В. Черниковым, начальником Правового департамента МВД России:
"Концепция реформирования системы МВД России. Проект федерального закона "О полиции" - новый взгляд на российские органы правопорядка"

ФотографияФотография

Интервью состоялось 13 декабря 2010 года.

Ознакомиться с полученными ответами можно здесь

Стефан (Владивосток)

Уважаемые ответственные лица МВД! Любое преобразование того или иного учреждения предполагает материальные затраты. Хотелось бы услышать информацию о сумме расходов по направлениям: изготовление печатей, бланков и другой продукции; разработка и изготовление формы полиции и утилизация старой милицейской; суммы выплат работникам милиции за недополученную форму; другие направления; общая сумма затрат и с каких средств. Не лучше ли использовать эти средства на улучшение жизни работников милиции, работающих на земле (инспекторский и рядовой состав)? Овчинка выделки бы стоила.

Петр (Иркутская область)

У меня вопрос к Черникову Валерию Васильевичу. В соответствии с приказом МВД РФ от 27.08.2008 N 751 установлены оклады юрисконсультов гражданского персонала, которые очень низкие. Приказом МВД РФ от 14.12.2009 N 960 установлена ежемесячная юридическая надбавка, которая не распространяется на юристов гражданского персонала. Валерий Васильевич! В рамках реформы ожидается ли повышение заработной платы юристов гражданского персонала системы МВД?

Наталья (Свердловская область)

В связи с отменой 12.05.2010 совместного приказа МВД и МЗ N 4/8 от 09.01.1998 "Об утверждении инструкции о порядке взаимодействия ЛПУ и ОВД РФ при обращении граждан с телесными повреждениями насильственного характера" прошу разъяснить мне как руководителю одного из подразделений лечебного учреждения, какой инструкции или приказу должны подчиняться врачи при взаимодействии с органами ОВД при поступлении граждан с травмами насильственного характера и т.д.?

Баранов Аркадий Валентинович (Тихорецк Краснодарского края)

Заложен или нет в Федеральном законе "О полиции" инструментарий ответственности будущей полиции при поступлении в их адрес сообщения о преступлении, неправомерного обогащения за 3 - 4 года (с 2006 по 2009 г.) предпринимателя муниципального уровня на сумму 80 миллионов рублей (о причастности к получению права и распоряжению федеральным и муниципальным имуществом, при использовании механизма многочисленной перерегистрации (с целью избежания выездной проверки) и невозможностью внесения в план проверки на 2011 г. (отказ налоговой инспекции по причине неуказания отсутствия 1 млн. рублей до начисленной суммы)? На примере тихорецкого предпринимателя А. Владова.

Наталья (Приморский край)

Здравствуйте! О жилье. Моему мужу 42 года, служит в ППС ("местный бюджет"), общий стаж 20 календарей (в МВД 17 лет), 4 командировки в Чечню. Желание - дослужить до 45 лет. Собственного жилья не имеем, живем в служебной, "трясёмся, чтоб не выгнали", район сельский, строительства никакого. Почему ГЖС только "федералам" положено по закону? Что, ППС-ники не сотрудники внутренних дел?! Они виноваты, что финансируются из местного бюджета?! Служба по 12 часов в сутки, "ни выходных - ни проходных". У мужа выходной - жена на работе; у жены выходной - муж на работе. Когда-то становился на очередь на получение жилья в 90-е годы в местной администрации, сейчас даже не у кого спросить, сохранились ли списки и где они сейчас. Вопрос: как будет решен в Законе "О полиции" вопрос о предоставлении жилья с последующим правом приватизировать сотрудникам внутренних дел, не финансируемым за счет федерального бюджета, то есть предоставление ГЖС? Когда все сотрудники будут финансироваться из федерального бюджета - до этого надо ещё дожить... Заранее благодарна за пояснения!

Елена (Санкт-Петербург)

Уважаемые Сергей Петрович и Валерий Васильевич, а наш президент знает, что согласно подготовленной новой редакции социальных гарантий по п. 6 ст. 45 Закона "О полиции" инвалиды по военной травме с 1 марта 2011 года лишатся половины денежного дохода, что противоречит ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, которая гласит: "В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина"?

Павленко Валерий Петрович (Алтайский край, г. Бийск)

Когда и насколько будет повышена пенсия бывшим работникам МВД?

Акимов Виталий Важевич (г. Строитель, Белгородская область)

1. Прошу разъяснить мне, каким законодательным актом или приказом министра внутренних дел определено, что у сотрудников патрульно-постовой службы имеется план составления протоколов об административном правонарушении, такой план имеется в РОВД Яковлевского района Белгородской области. Сотрудники ППС составляли протоколы по линии ГАИ, участковых инспекторов.
2. В РОВД Яковлевского района Белгородской области сотрудникам милиции, у которых дети ходят в детский сад, возмещают суммы, уплаченные за детский сад. Бухгалтерия указанного РОВД с данных сумм взыскивает подоходный налог. Прошу разъяснить мне, с указанных сумм взыскивается налог или нет, если да, то каким нормативным документом это определено.

Сергей (Воронеж)

Президентом РФ объявлено о 20-процентном сокращении численности сотрудников органов внутренних дел. Почему руководством МВД РФ эта планка поднята до 22% и право определения количества сокращаемых должностей по каждой из служб органов внутренних дел в регионах предоставлено местным руководителям? Почему нет единого подхода к реализации решений об оптимизации структуры ОВД и единых для всех регионов нормативов сокращения численности по службам на основе анализа статистических данных о нагрузке? Почему объявленное решение, что сокращение не затронет службы, непосредственно связанные с раскрытием и расследованием преступлений, не соответствует действительности, а численность МОБ, КМ и ОПС уменьшается почти так же, как и численность вспомогательных служб?

Елена (Санкт-Петербург)

По социальным гарантиям сотрудникам полиции п. 6 ст. 45 проекта предусматривает: "В случае причинения сотруднику полиции увечья или иного повреждения здоровья в связи с выполнением им служебных обязанностей, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в полиции и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности." Вычет размера пенсии означает уменьшение в два и более раза объема ежемесячных выплат по военной травме. То есть инвалиды станут получать вдвое меньше. В Законе "О милиции" никакие вычеты предусмотрены не были, более того, предусматривалось, что эти выплаты не могут быть ниже назначенной пенсии. Данное нововведение идет вразрез с постановлением Конституционного Суда РФ от 15.07.2009 и требованиями Гражданского кодекса РФ (который является приоритетным по юридической силе), предусматривающими, что такие вычеты незаконны: п. 2 ст. 1085 ГК РФ гласит, что возмещение ущерба, причиненного здоровью, назначается независимо от получаемой пенсии. При обсуждении законопроекта по этой статье было 106 комментариев о том, что инвалиды, бывшие сотрудники милиции, окажутся в дискриминационном положении по отношению к другим категориям граждан, у которых такой вычет производиться не будет. Однако ни в докладной записке, ни в аналитическом обзоре это отражено не было. Часть 2 ст. 55 Конституции РФ также предусматривает: "В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права....человека и гражданина". Обратите, пожалуйста, на это внимание, ведь для инвалидов такое "незначительное" изменение в тексте - приговор и дорога в нищету.

Александр Петрович (Нижегородская область)

Уважаемый Валерий Васильевич и Сергей Петрович! Мне 45 лет, стаж службы более 10 лет, но я не имею права на жилищный сертификат, так как в очередь на жильё по месту службы мы встать не успели, стоим с 2008 года в местной администрации как малоимущие, встал в очередь после 2005 года. Сейчас меня уволят на пенсию. Получается, что я и моя семья уже никогда не сможем получить единую социальную выплату на покупку жилья? Скажите, пожалуйста, сможет ли наша семья получить когда-нибудь ГЖС или единую социальную выплату на покупку жилья в будущем или мы уже никому не нужны? Неужели эти соцвыплаты будут только для тех, кто перейдёт на службу в полицию, а как же такие семьи, как наша, - мы будем всю жизнь стоять в очереди на получение жилья по договору соцнайма? Где же социальная справедливость? Своего жилья у нас нет и не было, вынуждены снимать квартиру, но компенсацию за поднаем нам не выплачивают, так как я служу в г. Санкт-Петербурге, а семья проживает в Нижегородской области.

Дмитрий (Нижегородская область)

Какова структура нового подразделения? Какова роль специализированных подразделений дознания?

Виктория (Старый Оскол, Белгородская обл.)

Будет ли ПНД в составе полиции?

Валерий Мельников (Тарко-Сале, ЯНАО)

Каким образом будет исчисляться размер пенсии полицейского? В то же время изменится ли размер пенсии уже у настоящих пенсионеров МВД (будет ли произведен перерасчет или они просто будут забыты)? Просто обидно, когда у слесаря или плотника, проработавшего в обыденной организации, пенсия составляет 18 - 20 тыс. р., а у пенсионера МВД, капитана-майора в отставке, - от 10 до 14 тыс. р. Спасибо.

Вера Васильевна (Ногинский район Московской области)

Уважаемые сослуживцы! Может быть, с названием и денежным содержанием у нас с обеих сторон (народ и полиция) будет улучшение. А какая пенсия будет у отставников сегодняшних? Как-то не хочется переходить на гражданскую пенсию. А если будет изменяться, то как в этом году - в количественном отношении,а не в процентном. Мы все пенсионеры! С уважением, майор вн. службы.

Юрий (Старый Оскол, Белгородская обл.)

Что будет с ПДН?

Сергей Чеченин (Чечня, Грозный)

Что будет с сотрудниками, достигшими пенсионного возраста?

Юлия (Брянск)

Когда наконец прольют свет на повышение пенсионного обеспечения бывших сотрудников МВД, еще не придумали, как дальше отработанный материал "сгноить", иначе не назовешь, или пенсия в 7 тысяч рублей у подполковника МВД в отставке - это не позор для государства, пускай молодые сотрудники задумаются, что их ждет на пенсии, не у всех есть возможность нахапать за время службы на 100 лет вперед!

Соломатенко Виктор Николаевич (Пушкино Московской области)

Сотрудники милиции задерживают граждан, уносящих свои избирательные бюллетени с избирательных участков, и требуют опустить их в ящики для голосования. Разве это не грабеж и не раскрытие тайны голосования - голос "против всех" (при выносе избирателем своего бюллетеня его голос не достается никому из кандидатов)?
Какой быть реакции полиции на защиту избирателями своих избирательных бюллетеней от безвозмездного изъятия в корыстных целях - чтобы вершить избирательный процесс вместо них и тайно от них?

Надежда (Северодвинск, Архангельская обл.)

Здравия желаю! Как и все, заинтересована в поднятии престижа служб МВД, качестве выполняемых работ. Я майор милиции в отставке с 2003 г. (по болезни). Живу на Севере, пенсия 6,500 (53%), льготная выслуга в МВД свыше 21 года, в календарях около 16 лет. Из общего стажа 35 лет, 7 лет работы вольнонаемной в МВД, которые не учитывают при назначении пенсии. Чтобы прожить, вынуждена работать (отказавшись от группы инвалидности). На сегодня гражданская пенсия на Севере выше, а стаж службы в МВД при переходе на гражданскую пенсию учитывается - сам стаж год за год без учета службы на Севере (как на юге). Поэтому сегодня вынуждена в 52 года, несмотря на болезни, зарабатывать этот северный стаж заново (для северной пенсии). Таким образом, налицо полное несоответствие правовой пенсионной системы РФ, которое ущемляет права пенсионеров МВД северных регионов. Вынуждена это делать, т.к. гражданская пенсия около 12 тыс. р.
Прошу вас:
- обратить особое внимание на улучшение положения пенсионеров МВД при решении вопросов преобразования милиции в полицию (особенно северян);
- как пожелание, хотелось бы, чтобы ужесточили требования к проверке кандидатов на службу в полицию, к образованию специалистов. С каждым годом качество работы пока еще милиции снижается, молодая смена (в большинстве) думает чаще о льготах и зарплате, чем о результатах ... Скоро настоящих профессионалов не останется, сокращение тоже повлияет. На местах в большинстве остаются те, кто ближе к начальству, а не те, кто еще способен принести пользу. Обидно!

Виктор (Новосибирская область)

Сергей Петрович, Валерий Васильевич, как вы думаете, от переименования милиции в полицию норма на участковых уполномоченных по составлению административных протоколов уменьшится или увеличится?

Александр (Амурская обл.)

В связи с принятием Закона изменится ли право на льготную пенсию, а также сроки выхода на неё?

Валерий (Липецк)

Уважаемые товарищи генералы! В интервью обязательно, пожалуйста, поясните, что ожидает после вступления Закона " О полиции " в силу пенсионеров МВД, пока об этом ни в одном из выступлений государственных лиц не говорилось, хотелось бы, чтобы на это вопрос вы ответили доступно и подробно.

Николай (Москва)

Добрый день! Президент РФ при обсуждении проекта ФЗ "О полиции" высказывал свою озабоченность по вопросу существования общественных советов при УВД и МВД, связанную с полной лояльностью к своему руководству (УВД или МВД), и в обсуждении было предложено передать создание общественных советов органам государственной власти, а именно: при МВД - Правительство РФ, при УВД - администрациям субъектов Федерации. Ваша позиция по этому вопросу? Благодарен за ваш комментарий.

Николай (Москва)

Добрый день! Объясните, почему положительный опыт города Москвы по созданию комплексной системы общественных пунктов охраны порядка (ОПОП) не имеет никакой поддержки на федеральном уровне (МВД РФ)? Почему до сих пор нет единого органа федерального уровня по координации деятельности общественных формирований правоохранительной направленности, хотя такие предложения постоянно появляются?

Гульнара (Салават)

Здравствуйте! Статья 54, п. 5 проекта Федерального закона "О полиции": сотрудники органов внутренних дел, прошедшие внеочередную аттестацию, за исключением сотрудников органов предварительного следствия, считаются сотрудниками, имеющими специальные звания, предусмотренные статьей 26 настоящего Федерального закона. За указанными сотрудниками сохраняются имеющиеся у них специальные звания и сроки выслуги в специальных званиях, которые учитываются при присвоении очередных специальных званий полиции. Очередной отпуск указанным сотрудникам предоставляется с учетом времени службы в милиции. Мой вопрос: что значит "...за исключением сотрудников органов предварительного следствия", для чего понадобилась данная формулировка? Какова дальнейшая судьба следователей милиции, в какой структуре они будут работать и будут ли сохранены за ними имеющиеся у них специальные звания и сроки выслуги в специальных званиях, которые учитываются при присвоении очередных специальных званий? И если я нахожусь в отпуске по уходу за ребенком, будет ли автоматически сохранено за мной мое место работы, я работаю в предварительном следствии почти 17 лет?

Лариса (Пермь)

Как изменится ситуация в отношении качества и эффективности расследования уголовных дел? Какую ответственность будут нести должностные лица в случае исключения недопустимых доказательств в суде, в связи с грубейшими нарушениями УПК РФ при их получении со стороны следователя? Будет ли он в этом случае нести персональную ответственность?

Иван (Надвоицы)

Уважаемые товарищи генералы! Как вы считаете, существует ли целесообразность поменять систему профессионального образования сотрудников органов внутренних дел, не пора ли готовить сотрудников в ведомственных учебных заведениях по более узкой специализации правоохранительной деятельности, направленной на изучение более профессиональных дисциплин, приближенных к практической деятельности сотрудников, а не нагружать их дисциплинами общеюридической направленности, которые они, возможно, и не применят? Если да, то расскажите, пожалуйста, подробнее. И еще один вопрос: не могли ли вы поведать, какова будет новая структура (оргштатное расписание) органов полиции? Заранее спасибо.

Денис (Уфа)

Если образовывается полиция, что будет с Управлением наркоконтроля? То есть будут две полиции?

Михаил (Москва)

Добрый день, уважаемые господа генералы! В силу своих способностей постарался изучить два замечательных пояснения (документа) под вашей редакцией, а именно: "Проект Федерального закона "О полиции": предпосылки и концептуальные идеи" и "О новеллах проекта Федерального закона "О полиции", внесенного Президентом Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (в сравнении с текстом, опубликованным для всеобщего обсуждения)". Красиво все написано, взять хотя бы это:
- "Проект исходит из необходимости безусловного обеспечения прав граждан и организаций в деятельности полиции, установления действенных гарантий законности ее деятельности";
- "Сужен круг лиц, которые могут быть вызваны в полицию. Ограничены основания для истребования документов юридических лиц и ознакомления с ними непосредственно в организациях. Эти действия теперь могут осуществляться только в рамках расследуемых уголовных дел и находящихся в их производстве дел об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений граждан о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции (пункты 2, 3, 5 части 1 статьи 13)";
- "И теперь проникновение сотрудников полиции в помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам и (или) занимаемые организациями (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций), допускается в следующих случаях:
1) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках, авариях, катастрофах природного и техногенного характера и в других чрезвычайных ситуациях;
2) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;
3) для пресечения преступления;
4) для установления обстоятельств совершения преступления либо обстоятельств несчастного случая".
Читаешь и радуешься, неужели беспредел и засилье сотрудников экономических подразделений МВД РФ в отношении организаций и их сотрудников прекратится, неужели сотрудники БЭП И УНП при проведении ОРМ "Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств" перестанут проводить его принудительно, взламывая при этом офисные помещения, сейфы, столы и шкафы, находящиеся в помещении, перестанут досматривать личные вещи сотрудников организаций, перестанут ограничивать свободу передвижения лиц, находящихся во время проведения ОРМ на рабочем месте? Вы, наверное, хотите напомнить и объяснить, что порядок проведения данного ОРМ детально изложен в приказе МВД РФ от 30 марта 2010 года N 249? Так нет, в этом ведомственном нормативном правовом акте и намека нет на ответы на эти вопросы.. Почему? Для вас, людей безусловно компетентных и профессиональных, ответы на эти вопросы однозначно понятны и ясны, но нам, простым обывателям, хотелось бы, чтобы вы их нам объяснили.

Развернуть

Добрый день, уважаемые господа генералы! В силу своих способностей, постарался изучить два замечательных пояснения (документа) под вашей редакцией, а именно: "Проект Федерального закона "О полиции": предпосылки и концептуальные идеи" и "О новеллах проекта Федерального закона "О полиции", внесенного Президентом Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (в сравнении с текстом, опубликованным для всеобщего обсуждения)". Красиво все написано, взять хотя бы это:
- "Проект исходит из необходимости безусловного обеспечения прав граждан и организаций в деятельности полиции, установления действенных гарантий законности ее деятельности";
- "Сужен круг лиц, которые могут быть вызваны в полицию. Ограничены основания для истребования документов юридических лиц и ознакомления с ними непосредственно в организациях. Эти действия теперь могут осуществляться только в рамках расследуемых уголовных дел и находящихся в их производстве дел об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений граждан о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции (пункты 2, 3, 5 части 1 статьи 13)";
- "И теперь проникновение сотрудников полиции в помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам и (или) занимаемые организациями (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций), допускается в следующих случаях:
1) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках, авариях, катастрофах природного и техногенного характера и в других чрезвычайных ситуациях;
2) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;
3) для пресечения преступления;
4) для установления обстоятельств совершения преступления либо обстоятельств несчастного случая".
Читаешь и радуешься, неужели беспредел и засилье сотрудников экономических подразделений МВД РФ в отношении организаций и их сотрудников прекратится, неужели сотрудники БЭП И УНП при проведении ОРМ "Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств" перестанут проводить его принудительно, взламывая при этом офисные помещения, сейфы, столы и шкафы, находящиеся в помещении, перестанут досматривать личные вещи сотрудников организаций, перестанут ограничивать свободу передвижения лиц, находящихся во время проведения ОРМ на рабочем месте ? Вы, наверное, хотите напомнить и объяснить, что порядок проведения данного ОРМ детально изложен в приказе МВД РФ от 30 марта 2010 года N 249? Так нет, в этом ведомственном нормативном правовом акте и намека нет на ответы на эти вопросы.. Почему? Для вас, людей безусловно компетентных и профессиональных, ответы на эти вопросы однозначно понятны и ясны, но нам, простым обывателям, хотелось бы, чтобы вы их нам объяснили.

Вопрос: уважаемые Сергей Петрович и Валерий Васильевич! Не могли бы вы прокомментировать п. 11 ч. 1 ст. 13 (права полиции) проекта Федерального закона "О полиции", внесенного в Государственную Думу 27 октября 2010 года, а именно: "Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права: производить в соответствии с федеральным законом изъятие документов, предметов, материалов и сообщений". Если данный пункт распространяется на Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности", то прошу пояснить:
- имеют ли право сотрудники правоохранительных органов проводить ОРМ "Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств" принудительно, то есть без согласия владельцев осматриваемых объектов;
- могут или нет сотрудники правоохранительных органов при проведении ОРМ "Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств" взламывать сейфы, офисные помещения, столы и шкафы, находящиеся в помещении организации;
- могут или нет сотрудники правоохранительных органов при проведении ОРМ "Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств" ограничивать свободу передвижений лиц, находящихся в помещении организации во время проведения ОРМ, тем самым нарушая право на свободу, предусмотренное ст. 22 Конституции РФ и право свободно передвигаться, выбирать место пребывания, предусмотренное ст. 27 Конституции РФ;
- могут или нет сотрудники правоохранительных органов при проведении ОРМ "Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств" проводить осмотр личных вещей, предметов и документов сотрудников организации и лиц, находящихся в помещении организации во время проведения ОРМ, нарушая тем самым право на неприкосновенность частной жизни, предусмотренное ст. 23 Конституции РФ, о также ст. 24 Конституции РФ, предусматривающей недопущение сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;
- могут или нет сотрудники правоохранительных органов при проведении ОРМ "Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств" проводить личный обыск сотрудников организации и лиц, находящихся в помещении организации во время проведения ОРМ, нарушая тем самым право на личную неприкосновенность, предусмотренное ст. 22 Конституции РФ?
Я очень надеюсь, что на все вопросы ответ будет отрицательным, а это означает, что все мы действительно живем в правовом государстве, в котором права и свободы его граждан стоят на первом месте. С уважением, Михаил Колмаков.

Свернуть
Куц Владимир Иосифович (Южно-Сахалинск)

На мой взгляд, необходимо законодательно установить техническую невозможность игнорирования входящего телефонного вызова диспетчером "02" - режим автоматического соединения при поступлении входящего вызова. На примере нашего города: в УВД почему-то четыре телефонных линии "02" на одного оператора. На "02" можно звонить часами и слышать в ответ длинные гудки дозвона. А при попытке разобраться получить стандартный ответ: "Оператор "02" физически не способен работать один на четырёх линиях. В это время шёл разговор по первой линии, а Ваш вызов поступил на вторую". Именно по "02" обыватель судит о работе милиции. Именно оперативное реагирование на сообщения граждан вызывает положительный отклик в обществе. А не появление через несколько дней равнодушного участкового - формальной реакции на потерявшее актуальность сообщение.

Елена (Архангельская область)

Здравствуйте! Разъясните судьбу подразделений по делам несовершеннолетних после реформы. Будут ли предусмотрены какие-либо льготы для многодетных сотрудников полиции, а то при таких зарплатах и такой жизни нам не выжить (к примеру: я капитан милиции, мой стаж более 8 лет, живем на Cевере и работаем вдвоем с мужем, а зарплаты хватает на 2 недели после ее получения, и это только на самое необходимое), детей летом на отдых можно отправить и то только за свой счет, а где он, этот счет, а 1 сентября, Новый год и дни рождения - это вообще катастрофа. Судите сами, о чем молчат сотрудники милиции, работающие на земле (в районах).

Паньков Юрий Александрович (г. Березники, Пермский край)

С принятием Закона "О полиции": 1. Как изменится статус пенсионеров МВД - бывших милиционеров? 2. Будет ли изменение пенсий МВД зависеть от новых окладов полицейских или полицейские будут в перспективе получать пенсии с окладов полиции, а пенсионеры милиции останутся в нищете? 3. Какие льготы будут оставлены у нынешних пенсионеров?

Александр (Камышин, Волгоградская область)

Здравствуйте! Будет ли закреплена в Законе "О полиции" данная действующая норма в Законе "О милиции":
Статья 26. Показания сотрудника милиции. Показания сотрудника милиции по делу о преступлении или административном правонарушении оцениваются наравне с иными доказательствами, полученными в установленном законом порядке.

Орешкина Ирина Эдуардовна (Волжский Волгоградской области)

О социальных гарантиях. Я вдова сотрудника МВД, уволенного по "ограниченно годен" в связи заболеванием и военной травмой, умершего в течение года. После смерти мужа на моем иждивении остались трое детей и нетрудоспособные родители мужа. Государством гарантированы социальные выплаты: единовременное пособие, страховые выплаты, пенсии по потере кормильца родителям и мн. др. Но в реальности в течение пяти лет мне удалось в судебном порядке получить единовременное пособие, предстоят также судебные разбирательства с "Росгосстрахом" и пенсионным обеспечением. Ни одной из гарантий я не получила без судебного решения. Какие меры планируются в защиту семей от местного произвола и бюрократии? Кто и в каком порядке будет осуществлять контроль за исполнением социальных гарантий?

Сергей Тихонов (Шахты)

Специалисты каких специальностей будут наиболее востребованы в МВД после реформы?

Николай (Москва)

Когда будет разработан механизм реализации правовой нормы предоставления дополнительной жилплощади полковникам и сотрудникам, имеющим ученые степени?

Анна (Северодвинск)

Когда будет действовать правило, что каждому сотруднику хотя бы 1 раз в 2 - 3 года можно будет пройти реальный курс лечения в санаториях МВД вместо мизерной ежегодной компенсации на санаторно-курортное лечение, сумма которой не позволяет купить путевку в обычный санаторий?

Игорь (Санкт-Петербург)

Я сотрудник милиции. Меня интересует вопрос: когда мы сможем лечиться в нормальных поликлиниках, а не в тех, где главврачи и начмеды подчиняются милицейскому начальству, которое заинтересовано не в профилактике и лечении сотрудников, а лишь в реализации схемы "либо здоров, либо увольняйся из органов"?

Игорь (Санкт-Петербург)

Здравствуйте! Планируется ли воссоздать в структуре ОВД отдельные подразделения по борьбе с организованной преступностью?

Алексей (Краснодарский край)

Подскажите, пожалуйста, что будет с сотрудниками ОВД, прикомандированными к ФМС России в процессе реформирования МВД РФ? Останется ли Федеральная миграционная служба в составе МВД РФ?

Максим (Югорск, ХМАО)

Что будет с отделом по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка?

Наталия (Волгоград)

На сегодняшний день сотрудники милиции лишены права, которое есть у других граждан России, - пользоваться услугами медицинского персонала и учреждений здравоохранения по собственному выбору, так как не имеют на руках полисов обязательного медицинского страхования. Ведомственные учреждения здравоохранения не обеспечивают весь спектр необходимых медицинских услуг, а к работающим в них сотрудникам накопились большие претензии. Например, очень трудно получить рецепт на рекомендуемое доктором лекарство, так как по действующему Закону "О милиции" лекарства должны предоставляться сотрудникам бесплатно. Или, к примеру, доктор не назначает необходимых обследований, учитывая неработоспособность аппаратуры в ведомственной поликлинике или отсутствие необходимых реагентов в лаборатории. Можно ли надеяться на изменение сложившейся ситуации и выдачу полисов будущим сотрудникам полиции?

Иосиф (Екатеринбург)

Сокращая численный состав сотрудников МВД, Вы ослабляете наиболее работоспособные структуры, нельзя ли сделать проще - вывести из состава МВД все вспомогательные структуры (ХОЗО, бухгалтерию, пенсионный отдел, отдел по работе с общественностью, печатные издания и т.д.), кроме тех, где они незаменимы. Всем известно, что это наиболее коррумпированные структуры. Необходимо в разы сократить управленческий аппарат, разросшийся в последние годы.

Сергей (Гатчина, Ленинградская обл.)

Минувшей зимой службой медвытрезвителя было спасено в нашем небольшом городе 102 жизни здоровых мужиков в возрасте от 30 до 50 лет. Сейчас вытрезвители ликвидируются. На мой взгляд, МВД поторопилось с полным отказом от этой службы, тем более накануне зимы. Никакие врачи не будут вытрезвлять бомжей, хулиганов и пр. особо буйных. Ваше мнение?

Елена (Забайкальский край)

В настоящее время в органах внутренних дел существует одна из серьезных проблем: нарушение сотрудниками порядка приема, регистрации и разрешения сообщений граждан о преступлениях. Будет ли соблюдение учетно-регистрационной дисциплины одним из приоритетных направлений в деятельности полиции России? Какие подразделения будут осуществлять контроль за данным направлением работы?

Устинов (Калужская область)

Приказом МВД РФ от 20 октября 2008 г. N 885 "О дополнительном материальном стимулировании сотрудников органов внутренних дел" предусмотрены стимулирующие выплаты руководящему составу структурных подразделений ОВД. При этом на других сотрудников ОВД данные положения не распространяются, хотя практически весь объем работы выполняется ими, но их суммарное денежное довольствие на порядок ниже, чем у соответствующего начальника подразделения. Складывается абсурдная ситуация: работу сотрудника, который работает "на земле", стимулировать деньгами не надо, а начальнику отдела в УВД, не вылезающему из своего кабинета, надо помочь деньгами. Считаю, что в первую очередь стимулирование должно быть направлено на сотрудников розыска, следствия, участковых, т.к. они находятся на первом рубеже борьбы с преступностью. Однако в Калужской области данные категории никаких выплат не получают. В свете проводимой реформы планируется ли внесение каких-либо изменений в вопросы стимулирования сотрудников ОВД, не занимающих руководящие должности?

Анна (Санкт-Петербург)

Добрый день! Скажите, пожалуйста, когда станет известна структура будущей полиции и чем она будет отличаться от нынешней милиции? Какие подразделения покинут милицию-полицию, а какие в ней останутся и какие функции будут выполнять?

Рашида (ЮФО, Астраханская область)

Здравствуйте! Почему идущие оргштатные изменения в ОВД влекут сокращение заработной платы, должностных окладов, снижение званий у сотрудников? Второй вопрос: как по регионам распределяются жилищные сертификаты? Почему выдают всего 3 сертификата на наш регион? Из выступления Президента было видно, что с этого года государство вплотную займется выдачей ГЖС сотрудникам МВД. Спасибо.

Анатолий Григорьевич Туринский (Белогорск Амурской области)

Денежное содержание работников полиции значительно увеличится. Размер пенсии работников милиции всегда был привязан к денежному содержанию действующих работников. Каким образом будут формироваться в дальнейшем пенсии сотрудников МВД, отдавших практически всю свою жизнь в ущерб семье, детям, собственному здоровью службе в милиции и ушедших на пенсию ранее переименования милиции в полицию? Предусматривается ли их увеличение пропорционально или они так и останутся на нищенском уровне?

Евгений (Московская область, г. Павловский Посад)

Будет ли аналог в законе "О полиции" данной действующей нормы:
Статья 26. Показания сотрудника милиции. Показания сотрудника милиции по делу о преступлении или административном правонарушении оцениваются наравне с иными доказательствами, полученными в установленном законом порядке.

Александр (Самара)

Не нашёл в проекте Закона "О полиции" такой социальной гарантии, как бесплатный проезд к месту проведения отпуска. Я правильно понял, что это положение отменяется?

Денис (Московская обл., г. Бронницы)

Будут ли какие нововведения в схеме получения специальных званий для сотрудника полиции?

Вячеслав (Волгоград)

Сокращение штатов, осуществляемое в рамках реформирования МВД России, неминуемо приводит к росту безработных в стране. Вместе с тем размер ежемесячной пенсии сотрудников ОВД в сопоставлении с размерами платы за коммунальные платежи, ценами на продукты питания и товары народного потребления, с расходами на содержание детей позволяет выжить (но не жить) в течение 5 - 7 дней из 30 - 31 дня календарного месяца. Безусловно, уволенные по сокращению штатов сотрудники ОВД принимают меры к трудоустройству.
Вопрос: предпринимаются ли на правительственном уровне решения по нормативному регулированию вопросов, связанных с трудоустройством данной категории граждан, с предоставлением права получить бесплатно образование по иной (не милицейской) специализации и т.п.?

Игорь (Брянск)

Меня тоже волнует вопрос, который задал Юрий из Ставрополья. Во всём цивилизованном мире нет такого деления по службам, как в нашей милиции. Любой патрульный полицейский может остановить автомобиль и выписать штраф за ПДД. У нас же всё только на бумаге, приказ МВД N 444 разрешает составлять протоколы по 12-й главе КоАП РФ сотрудникам ППС и ОВО, но что-то я не видел, чтобы сотрудник ППС составлял протокол, хотя бы за нарушение правил парковки. Ну и гаишников, задерживающих хулиганов, я тоже не видел. Считаю, что не должно быть такого деления, все службы МОБ, действующие по плану единой дислокации, должны быть объединены в единую патрульную службу. Это только увеличит плотность нарядов милиции, увеличит их эффективность.
Ну и что касается проекта закона "О полиции", то, что я увидел в п. 20 ч. 1, и ч. 2 ст. 13, вызывает у меня полное недоумение. Получается, правом остановки ТС (согласно этому пункту сотрудник вправе это делать только для обеспечения безопасности дорожного движения) и проверки документов на ТС, у нас обладают только "специально уполномоченные сотрудники полиции", т.е., как я понял, это сотрудники ГАИ. Получается, в случае кражи ТС с охраняемой ОВО стоянки сотрудники вневедомственной охраны не вправе останавливать данное ТС да ещё проверять документы на право управления ТС. Да и сами сотрудники ГАИ будут не вправе остановить похищенное ТС, если его водитель не нарушает ПДД. Такой же пример можно привести и с ППС, когда они видят, что совершается грабёж и подозреваемый скрывается на автомобиле. Получается, они не вправе его задерживать, пока он передвигается в ТС, да и инспекторам ГАИ придётся ждать, пока он нарушит ПДД, чтобы было основание для остановки.
Уважаемые генералы милиции, что делать в таких ситуациях сотрудникам полиции, которые не относятся к подразделениям ГАИ? Что делать полицейским в городах, где кроме ОВО ночью из полиции никого нет? Получается, можно совершить преступление и спокойно ехать домой на автомобиле, т.к. ОВО не вправе останавливать ТС.
И второй вопрос, который касается избавления полиции от функций, не связанных с борьбой с преступностью. В проекте Закона "О полиции" остались статьи, которые к борьбе с преступностью никакого отношения не имеют. Например, обязанности полиции осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения; выдавать в установленном порядке разрешения на установку на транспортных средствах устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, условных опознавательных знаков (сигналов); принимать экзамены на право управления автомототранспортными средствами, трамваями, троллейбусами и выдавать водительские удостоверения; регистрировать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, автомототранспортные средства, прицепы к ним и выдавать в установленных случаях свидетельства о допуске их к перевозке опасных грузов; выдавать гражданам и организациям при наличии оснований, предусмотренных федеральным законом: лицензии на приобретение гражданского и служебного оружия; лицензии на осуществление деятельности по торговле оружием и основными частями огнестрельного оружия, патронами к нему; разрешения на осуществление деятельности по экспонированию и (или) коллекционированию оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к нему; разрешения на хранение или на хранение и ношение гражданского и служебного оружия, на хранение и ношение наградного оружия, на транспортирование, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз с территории Российской Федерации указанного оружия и патронов к нему; разрешения на хранение и использование или на хранение и ношение отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового и служебного оружия, полученного во временное пользование в полиции; вести в соответствии с федеральным законом учет оружия и патронов к нему; проверять знание правил безопасного обращения с оружием гражданами, впервые приобретающими гражданское огнестрельное оружие, огнестрельное оружие ограниченного поражения, газовые пистолеты и револьверы, охотничье и пневматическое оружие, а также проверять наличие у этих граждан навыков безопасного обращения с такими видами оружия.
К чему столько обязанностей и столько служб с сотрудниками, которые фактически не ведут никакой борьбы с правонарушениями?

Черкасов Евгений (Ростов-на-Дону)

С декабря 1994 года до апреля 1995 года проходил срочную службу в Чеченской Республике. В военном билете запись засчитывать это время службы день за три. Прохожу службу в органах внутренних дел. В ЦПО пояснили, что льготная выслуга в период срочной службы в ЧР не засчитывается. Правомерно ли это?

Александр (Ивановская область, Родниковский район)

Уважаемые Сергей Петрович и Валерий Васильевич, обеими руками голосую за принятие Закона "О полиции" и как сельский житель хотел бы знать, как будут называться наши сельские участковые, какими полномочиями они будут наделены, сами понимаете - участок большой и разбросан на километры, находиться одновременно в нескольких местах невозможно, на автотранспорт бензина выделяют мизер, в настоящее время со школьных территорий исчезают железные заборы, перекладины (металл). Вопрос: будут ли участковому переданы законодательно (как это было в советские времена) добровольные дружины или что-то подобное этому? Спасибо.

Юрий (Ставрополь)

Известно множество примеров, когда сотрудники смежных милицейских служб не хотят оказывать помощь гражданам по направлениям, не входящим в круг их профильных обязанностей. Например, сотрудники ДПС не хотят преследовать грабителя-пешехода или сотрудники ОВО не реагируют на нарушения ПДД пьяными водителями. Планирует ли МВД изменить такую вот изжившую себя практику?

Рафек Исхакович (г. Елабуга, Республика Татарстан)

Добрый день, уважаемые товарищи! Хотелось бы знать ваше мнение о нашем обращении к Президенту. См. "Открытое письмо" N 14030 от 17.08.2010 "Опасения, связанные с Вашим предложением о переименовании милиции в полицию" (http://www.open-letter.ru/letter/14030).

Татьяна (Сахалинская область)

Здравия желаю! В настоящее время я служу в должности оперуполномоченного группы БЭП (по борьбе с экономическими преступлениями) районного ОВД. Уже сейчас "ходят" разговоры о том, что все сотрудники БЭП районных органов будут уволены, а вместо нас создадут межрайонные отделы, куда войдут сотрудники экономических подразделений УВД, подлежащие увольнению. То есть сохранят "увэдэшников" за счёт "земли". И такой подход к оптимизации повсеместен. Что на этот счёт мыслят в министерстве? И еще вопрос: по действующему пенсионному законодательству РФ стаж службы в МВД в районах Крайнего Севера не входит в льготный стаж для начисления льготной трудовой пенсии. Поэтому сотрудник, прослуживший в МВД на Сахалине, например, 10 лет и уволенный из органов в связи с реорганизацией, не получит ни пенсии МВД (нет срока выслуги), ни права на трудовую "сахалинскую" пенсию, так как 10 лет выслуги не войдут в сахалинский стаж. Разве это справедливо, тем более если возраст уже пенсионный? Где заработать стаж на пенсию? Получается - для МВД ты сейчас не нужен по возрасту (невзирая на опыт), а в другом месте просто-напросто не устроишься, так как работы нет, живу в маленьком провинциальном городке. Где заработать стаж на пенсию? Я сама сейчас в таком положении, и в Интернете нашла очень много подобных сообщений из разных северных районов. Знает ли об этом Правовое управление МВД? Намерено ли помогать в этом плане сотрудникам, подлежащим увольнению в связи с реорганизацией МВД?

Женя (Краснодар)

Здравствуйте! Можно узнать, когда прекратятся многочисленные "неправомерные действия" от сотрудников МВД, когда примут Закон "О полиции" или вообще никогда? Не думаете ли Вы, что с принятием Закона "О полиции" "превышение должностных полномочий" возрастет ещё больше, чем сегодня?! Ведь неоднократно люди жалуются на сотрудников МВД, и это не для кого не секрет, одних телепередач и новостей достаточно, чтобы это увидеть, не считая Интернета. Если мне память не изменяет, в России говорится: "Закон для всех одинаков". А законопроект значительно расширяет права сотрудников "Полиции"! Скажите, чего ожидать в дальнейшем будущем? Какие гарантии на то, что с "Расширением", не будет ещё большего "Превышения" и "Нарушения" со стороны сотрудников "Полиции"? Милиционер или Полицейский - неважно, он должен работать на благо Государства и его Граждан, а не во благо себе... (Я не имею в виду "Всех" сотрудников, конечно, есть честные и хорошие сотрудники, но почему-то больше слышно и видно совсем других сотрудников). Спасибо.

Юра (Москва)

Какого цвета будет парадная форма? И как изменятся звания (милиция - полиция)? Или поменяются только 2 первые буквы, а суть системы останется?

Устинова Л. (г. Москва)

Как затронет реформа Управление вневедомственной охраны при МВД? Не секрет, что по своей сути эта структура является коммерческим предприятием, работающим под государственной вывеской. Будет ли сделано из нее ГУП или ее ожидают другие изменения?

ЕКАТЕРИНА (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ)

Скажите, планируется ли разаттестация сотрудников кадрового аппарата МВД? Спасибо!

Сергей (Москва)

Здравствуйте! Какова судьба экспертно-криминалистических подразделений в итоге реформы? Их статус и место в новой структуре ОВД? Представляете ли Вы себе негативные последствия сокращения экспертных кадров ОВД? Спасибо.

Сергей (Вологда, Вологодская область)

Здравствуйте! Статья 35 отредактированного законопроекта "О полиции" изложена в следующем содержании: "На службу в полицию имеют право поступать граждане Российской Федерации не моложе 18 лет и не старше 35 лет". По сути все остается так же, как и есть в действующем законодательстве. Хотелось бы услышать ваше мнение, считаете ли вы ограничение верхнего возрастного порога поступления на службу в полицию дискриминацией по возрастному признаку и соответственно противоречащим ряду статей Конституции РФ, а именно ст. 19 ("Запрещаются любые формы ограничения прав по признакам социальной принадлежности") и ч. 4 ст. 32 ("Граждане имеют равный доступ к государственной службе"). Если эти ограничения обоснованы, то чем? В 38 лет человек может быть физически здоровым и выполнять необходимые задачи лучше 18-летнего. Спасибо.

Олег (Комсомольск-на-Амуре)

Что станет с нынешними пенсионерами МВД, будут ли они, и если да, то как привязаны к должностным окладам пенсионеров полиции? Кем и как будет происходить оплата их пенсий, соответственно их индексация? Как планируется урегулировать статус следственного аппарата МВД и соотношение их окладов с прокурорскими следователями (ведь нагрузка первых в разы выше)?

Алик (Новокузнецк)

Планируется ли объединение всех следственных подразделений в единый следственный орган, и если да, то как скоро, с какой целью и какие в этом плюсы?

Герман Владимирович (Самара)

Здравствуйте! Пожалуйста, подскажите, что изменится в работе управления лицензионно-разрешительной работы МВД РФ в процессе реформирования системы органов внутренних дел?

Виталий (Санкт-Петербург)

Я являюсь действующим сотрудником милиции, в должности участкового 6 лет 4 месяца.
В Законе "О милиции" имеется статья статья 30 "Обеспечение сотрудников милиции жилой площадью".
Сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность. До настоящего времени жилое помещение мне предоставлено не было. Подскажите, что будет, когда примут Закон "О полиции", будет ли предоставляться жилье сотрудникам, в том числе участковым, в какие сроки и по каким принципам (критериям), возможно ли будет оформление предоставленного жилого помещения в собственность?
С уважением, заранее спасибо за оказанное внимание.

Инна (Челябинск)

Будут ли сохранены звания внутренней службы? Как реформирование в системе МВД России отразится на сотрудниках тыловых, правовых, кадровых, финансово-экономических подразделений?

Владимир (Санкт-Петербург)

C 1 января 2012 года планируется повышение заработной платы действующих сотрудников. Вопрос: будет ли произведен перерасчет пенсии действующим пенсионерам МВД?

Антон (Оренбургская область)

Здравствуйте, скажите, пожалуйста, каким образом будет проходить переаттестация? Путем увольнения из милиции с прохождением заново ВВК и физической подготовки или же проще - на местах?

Эдуард (Санкт-Петербург)

В Интернете выложен проект нового штатного расписания МВД, соответствует ли он действительности? Согласно данному расписанию в МВД воссоздают УБОП и УБНОН. Хотелось бы узнать, на базе каких действующих в настоящее время милицейских подразделений их будут создавать или это будут принципиально новые подразделения? В ходе проведения реформы предполагалось убрать дублирующие функции разных подразделений. В таком случае зачем создавать УБНОН, если существует ФСКН, или последний будет упразднен? Ну и как действующий сотрудник милиции не могу не задать вопрос о денежном довольствии будущих сотрудников полиции, будет ли оно повышено и когда?

Алексей (Омск)

Сохранят ли свой статус контрольно-ревизионные отделы в регионах в таком виде, в котором они существуют в настоящее время или будут упразднены и введены в штаты финансово-экономического либо инспекторского отделов в виде отделений? Ожидается ли их сокращение ?

Наталья (Новосибирск)

В обсуждаемом проекте Закона "О полиции" (ст. 56 "Переходные положения") установлено, что с согласия сотрудников они остаются на службе в полиции на соответствующих должностях. В настоящее время все чаще с экранов от должностных лиц, в том числе и Президента, звучит, что сотрудники милиции будут переназначаться в аттестационном порядке. В связи с этим вопрос: планируется ли сохранение специальных званий сотрудников милиции при переходе на соответствующие специальные звания полиции либо специальные звания полиции будут сохранены в пределах специальных званий по занимаемым должностям, как это было сделано при реформировании МВД Украины?

Алексей (Санкт-Петербург)

Я юрист и работаю адвокатом в Санкт-Петербурге. Вот что я хочу отметить и спросить. Скажите, пожалуйста, участвовали ли в разработке закона сотрудники МВД или он делался исключительно теми, кто знает о работе милиции только по кинофильмам? И если участвовали, то когда эти "разработчики" в последний раз вникали в те процессы, которые происходят не в руководстве МВД и его подразделений, а там, где делается конкретная работа - на местах? В обвинительные приговоры в отношении сотрудников, которые выносятся в связи с имеющимися пробелами в законодательстве? Я не имею в виду преступников в погонах, таких, конечно, большинство, но имеется ряд проблем, которые толком не урегулированы законодательством и ведомственными приказами и которые дают основания надзирающим органам при желании истолковывать действия сотрудников в свою пользу. Сегодня так, завтра эдак. И такое сплошь и рядом. Ведь четкая регламентация на законодательном уровне взаимоотношений милиции и граждан защищает не только граждан от произвола сотрудников, но и сотрудников будущей полиции от граждан, а главное - от произвола надзирающих органов. Я думаю, не нужно объяснять профессионалам, что, к сожалению, в отличие от МВД прокуратура не только не пытается избавиться от "палочной" системы, но и все дальше и дальше погружается в это болото. Порой возникает ощущение, что прокуратура и законность - это параллельные прямые, которые, как известно, никак и нигде не пересекаются. Будет команда бороться в коррупцией - и завтра то, что вчера было законным, на что не обращали внимания, станет основанием для возбуждения уголовных дел. Но вопрос не об этом.

Дело в том, что почему-то при регламентации вопросов задержания лиц по подозрению в совершении преступлений законодатель и ведомственный нормотворец почему-то не различают понятий "заподозренный" и "подозреваемый" в смысле ст. 46 УПК РФ. Про второго известно все - и что с ним можно делать сотрудникам, и что нельзя. А вот первого просто не существует. Такое ощущение, что руководство МВД полагает, что преступления раскрываются не выходя из кабинета. Посидел сотрудник над материалом или уголовным делом - и догадался, кто есть преступник. И потом к нему домой приходит сразу следователь и задерживает его в порядке ст. 91 УПК РФ. То есть люди сразу, без проведения с ними каких-либо мероприятий, опросов, бесед - сразу раз - и задерживаются в порядке ст. 91 УПК РФ. Да ни один следователь такого не сделает никогда.

Развернуть

Я юрист и работаю адвокатом в Санкт-Петербурге. Вот что я хочу отметить и спросить. Скажите, пожалуйста, участвовали ли в разработке закона сотрудники МВД или он делался исключительно теми, кто знает о работе милиции только по кинофильмам? И если участвовали, то когда эти "разработчики" в последний раз вникали в те процессы, которые происходят не в руководстве МВД и его подразделений, а там, где делается конкретная работа - на местах? В обвинительные приговоры в отношении сотрудников, которые выносятся в связи с имеющимися пробелами в законодательстве? Я не имею в виду преступников в погонах, таких, конечно, большинство, но имеется ряд проблем, которые толком не урегулированы законодательством и ведомственными приказами и которые дают основания надзирающим органам при желании истолковывать действия сотрудников в свою пользу. Сегодня так, завтра эдак. И такое сплошь и рядом. Ведь четкая регламентация на законодательном уровне взаимоотношений милиции и граждан защищает не только граждан от произвола сотрудников, но и сотрудников будущей полиции от граждан, а главное - от произвола надзирающих органов. Я думаю, не нужно объяснять профессионалам, что, к сожалению, в отличие от МВД прокуратура не только не пытается избавиться от "палочной" системы, но и все дальше и дальше погружается в это болото. Порой возникает ощущение, что прокуратура и законность - это параллельные прямые, которые, как известно, никак и нигде не пересекаются. Будет команда бороться в коррупцией - и завтра то, что вчера было законным, на что не обращали внимания, станет основанием для возбуждения уголовных дел. Но вопрос не об этом.

Дело в том, что почему-то при регламентации вопросов задержания лиц по подозрению в совершении преступлений законодатель и ведомственный нормотворец почему-то не различают понятий "заподозренный" и "подозреваемый" в смысле ст. 46 УПК РФ. Про второго известно все - и что с ним можно делать сотрудникам, и что нельзя. А вот первого просто не существует. Такое ощущение, что руководство МВД полагает, что преступления раскрываются не выходя из кабинета. Посидел сотрудник над материалом или уголовным делом - и догадался, кто есть преступник. И потом к нему домой приходит сразу следователь и задерживает его в порядке ст. 91 УПК РФ. То есть люди сразу, без проведения с ними каких-либо мероприятий, опросов, бесед - сразу раз - и задерживаются в порядке ст. 91 УПК РФ. Да ни один следователь такого не сделает никогда.

Объясните мне, пожалуйста, уважаемые руководители МВД, а вернее не мне, а своим сотрудникам, как им раскрывать преступления. Учитывая резонанс с обсуждением закона каждое действие полицейского в отношении гражданина теперь будет оспариваться. Причем все будут тыкать пальцем в закон и кричать, что нет там такой статьи, чтобы с ними делали то, что с ними делали. И действия сотрудников напропалую будут признаваться незаконными!

Объясните, пожалуйста, как на основании данного закона превратить лицо, в отношении которого есть информация о совершении им преступления, в лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления. Как вовлечь негодяя в уголовный процесс на законных основаниях? Ведь нет у полицейского законных оснований для доставления такого лица в свой кабинет и общения с ним (для привода нужно, чтобы лицо уже было вовлечено в уголовный или административный процесс), если, конечно, тот не соизволит явиться по приглашению полицейского. Вы верите, что он придет? Я  нет. А перечень тех, кого можно доставить, а уж тем более задержать, исчерпывающий, и тех, в отношении кого нужно проводить мероприятия, направленные на раскрытие преступлений, там нет. Ведь даже п. 13 ст. 13 связывает доставление с решением вопроса о задержании, т.е. может применяться только к тем, кто включен в перечень, указанный в статье 14. Балбеса, который уклоняется от службы в армии, можно задерживать и помещать в камеру, назовем ее так, а вора и грабителя нельзя. Если вы думаете, что это не так, попробуйте убедить в этом прокуратуру.

Ведь даже в ситуации, когда лицо будет задержано над мертвым изрубленным телом с окровавленным топором в руках, я не вижу в законе железных оснований для доставления и задержания. Ну в описанной ситуации, наверное, все-таки можно изыскать основания, так как все достаточно очевидно, а что говорить о ситуации, когда нужно добывать доказательства. Дела будут рассыпаться по формальным признакам, а полицейские привлекаться к уголовной ответственности.

И знаете, как будет решаться проблема? Так же, как делается сейчас: полицейские будут так же, как и милиционеры, фальсифицировать материалы - писать липовые рапорты о совершении административных правонарушений, чтобы создать себе основания для задержания и работы. А это и есть главная проблема, порождающая антагонизм с гражданами. И ни один нормативный акт не урегулирует эти процессы, оставляя милицию и граждан беззащитными друг перед другом. И был шанс урегулировать это в законе, и об этом было немало комментариев при обсуждении. Не уделили внимания.

Вопрос: на основании п. 16 ст. 13 сотрудник полиции, имея основания полагать, что у некоего лица имеются при себе незаконно хранимые наркотики, досмотрел это лицо и наркотики обнаружил. Что он должен делать дальше? Прокомментируйте, пожалуйста, действия сотрудника, только, пожалуйста, обоснуйте каждое действие (доставление, задержание, препровождение в помещение полиции и т.п.) ссылкой на конкретный пункт закона или иного нормативного акта. Или полиция не собирается раскрывать преступления? Спасибо.

Свернуть
Руслан (Санкт-Петербург)

Что будет с лицензионно-разрешительной системой?

Виктор (Республика Калмыкия, г. Элиста)

В последнее время все чаще по всем средствам массовой информации обсуждается тема реформирования ОВД. К сожалению, эти обсуждения не приносят определенных положительных результатов, а сводятся лишь к одному негативному отношению практически "всего населения" страны к органам правопорядка и полному обезличиванию образа сотрудника ОВД. Конкретных предложений практически не видно. Хотелось бы обратить внимание на одно обстоятельство, которое, как мне кажется, очень сильно может повлиять на ход предстоящей реформы и как максимум очень сильно и существенно изменить в положительную сторону как отношение граждан к милиции, так и самих милиционеров, изменить существующие стереотипы и образ мышления, при этом обойтись малыми затратами и сохранением большого количества профессионалов, порядочных и честных сотрудников.

В первую очередь наравне с принятием основного Закона "О полиции", Закона "О денежном довольствии полиции" необходимо напрочь искоренить существование так называемой "палочной системы" и прогнозирование будущих показателей по выявлению как преступлений, так и административных правонарушений. Как бы руководство МВД ни объявляло об искоренении подобной практики, а воз и ныне там. Оценочная составляющая как присутствовала, так и продолжается до сих пор, а может, даже и в большей степени. Если посмотреть глубже на эту проблему, то мы увидим на местах - начиная от рядового ППС и заканчивая инспекторами и оперативными сотрудниками продолжается порочная практика любыми средствами и методами выявления преступлений и административных правонарушений, причем независимо от состояния оперативной обстановки на обслуживаемых участках, отсутствия жалоб и заявлений граждан и.т.д.

Развернуть

В последнее время все чаще по всем средствам массовой информации обсуждается тема реформирования ОВД. К сожалению, эти обсуждения не приносят определенных положительных результатов, а сводятся лишь к одному негативному отношению практически "всего населения" страны к органам правопорядка и полному обезличиванию образа сотрудника ОВД. Конкретных предложений практически не видно. Хотелось бы обратить внимание на одно обстоятельство, которое, как мне кажется, очень сильно может повлиять на ход предстоящей реформы и как максимум очень сильно и существенно изменить в положительную сторону как отношение граждан к милиции, так и самих милиционеров, изменить существующие стереотипы и образ мышления, при этом обойтись малыми затратами и сохранением большого количества профессионалов, порядочных и честных сотрудников.

В первую очередь наравне с принятием основного Закона "О полиции", Закона "О денежном довольствии полиции" необходимо напрочь искоренить существование так называемой "палочной системы" и прогнозирование будущих показателей по выявлению как преступлений, так и административных правонарушений. Как бы руководство МВД ни объявляло об искоренении подобной практики, а воз и ныне там. Оценочная составляющая как присутствовала, так и продолжается до сих пор, а может, даже и в большей степени. Если посмотреть глубже на эту проблему, то мы увидим на местах - начиная от рядового ППС и заканчивая инспекторами и оперативными сотрудниками продолжается порочная практика любыми средствами и методами выявления преступлений и административных правонарушений, причем независимо от состояния оперативной обстановки на обслуживаемых участках, отсутствия жалоб и заявлений граждан и.т.д.

Почему это происходит - потому что у данных сотрудников есть командиры, у которых, в свою очередь, есть начальники, которые ежедневно спрашивают на планерках, совещаниях, разводах и инструктажах результаты работы, отчеты о проделанной работе, ежедневно упрекают в отсутствии показателей, проводят служебные проверки, издают приказы о наказании, и т.д., и т.п. Все эти руководители, в свою очередь, ориентируются на оценочные таблицы, "прогнозы", сравнение с АППГ и соответственно докладывают и отсчитываются руководителям УВД, ГУВД на оперативных и селекторных совещаниях о выполнении данных показателей. Руководители УВД, ГУВД таким же образом, чтобы не выглядеть хуже перед другими регионами, требуют недопущения снижения показателей с АППГ и вольно невольно становятся заложниками той системы оценки, которая сложилась на протяжении множества лет.

На мой взгляд, суть предстоящей реформы должна быть сведена к тому, чтобы разорвать этот порочный круг, иначе все предложения о реформировании системы останутся пустым звуком. Все, что с годами внушалось сотрудникам милиции, воспринималось ими как должное и правильное, и не изменится никогда. И если даже уволить всех сотрудников и набрать новых, не избавившись от существующей оценки работы ОВД, все останется как и прежде.

В связи с этим я предлагаю построить систему оценки работы ОВД следующим образом. Полностью отказаться от существующей оценки деятельности всех служб и подразделений, осуществляющих выявление преступлений и административных правонарушений, это прежде всего ППС, ОВО, ОУР, ОБЭП, ЛРР, прекратить спрашивать сотрудников за еженедельное, ежемесячное, ежеквартальное выявление ими преступлений и административных правонарушений, а сосредоточиться только на их профилактике и раскрытии. Это в первую очередь буквально за небольшой срок восстановит доверие граждан к сотрудникам правопорядка. Почему? Да потому, что, как правило, большинство граждан только и обижены на милицию за то, что их незаконно и необоснованно задерживают, доставляют в ОВД по малейшему поводу, а в случае несогласия или отстаивания своих прав привлекают незаконно к административной, а то и вовсе к уголовной ответственности, составляют различного рода протоколы и т.д. И это только потому, чтобы хоть каким-то способом оправдать свою значимость, показать результаты хоть какой-то работы, а в итоге быть ничем не хуже и не отставать от других все по тем же показателям, ведь в итоге начальство все равно спросит. А начальству неважен конечный результат, виновен гражданин или нет, если не жалуется, то, конечно, виноват. А жалуется у нас, как правило, 2-3 процента граждан, и то только в случае причинения им существенного материального или физического вреда или если происшествие вызвало бурный общественный резонанс.

Поэтому необходимо подготовить и внедрить совершенно иную оценку деятельности и отталкиваться в первую очередь от количества нераскрытых преступлений, состояния и динамики преступности в конкретном регионе, с учетом социально-бытовой, демографической, этнической, географической и экономической составляющей. Нельзя заниматься уравниловкой. Необходимо совершенно иначе перестроить штабные подразделения и нацелить их именно на аналитическую и прогнозируемую работу, причем не так, как это делалось раньше, в сравнении с выявленными и раскрытыми с АППГ, а наоборот, с оценки именно оперативной обстановки, состояния и динамики преступности начиная от конкретного района и заканчивая в целом по региону, состояния работы по нераскрытым преступлениям и т.д., с последующим внесением предложений к руководителям горрайорганов и других служб и подразделений по ее сдерживанию и принятию необходимых мер. В случае контроля за работой непосредственно рядового и среднего начальствующего состава, с учетом отсутствия требований по выявлению преступлений и административных правонарушений, такой контроль должен быть построен совершенно в другом направлении. Существует множество способов, а именно, как я уже говорил выше, анализ и состояние правопорядка на обслуживаемом участке, территории, местности, количество поступивших заявлений, сообщений и жалоб проживающих на данных участках граждан, социологические опросы о состоянии правопорядка и отношении данных граждан к органам правопорядка, а если это конкретный участковый, оперуполномоченный или сотрудники ППС, ДПС, обслуживающие данную территорию, то выяснять отношение граждан именно к данным сотрудникам.

В конце концов контроль за деятельностью ОВД со стороны общественных советов также существенно будет влиять на оценку деятельности ОВД, необходимо только проработать механизм такого контроля.

Для каждого подразделения можно создать свои критерии оценки, по которым можно оценивать в том числе каждого сотрудника  - это не сложно и не составит огромного труда и, главное, коренным образом изменит отношение сотрудников милиции к гражданам, они перестанут видеть в них прежде всего правонарушителей - и это самое главное, потому как доверие граждан в первую очередь должны завоевать мы, сотрудники органов внутренних дел, а не наоборот. В этом-то и заключается суть всей реформы.

Еще один важный элемент работы ОВД и непосредственно сотрудников буквально всех служб и подразделений - это самостоятельность и разумная инициатива сотрудника при исполнении им своих должностных обязанностей. Причем такая самостоятельность и инициатива должна быть закреплена как в правах, так и в обязанностях. Сотрудник милиции должен не просто отработать положенное время - он должен его отработать с повышенной ответственностью, с умением правильно проанализировать состояние оперативной обстановки, при этом учитывая состояние общественного порядка, дорожного движения, состояние потребительского рынка и многие другие факторы. Одновременно с этим сотрудник милиции обязан докладывать руководству не количество выявленных правонарушений и административных правонарушений, как это было ранее и лишь для отчета (конечно, в случае их наличия это обязательно), а вносить предложения по совершенствованию данной работы и принятию необходимых эффективных правовых, организационных и профилактических мер на закрепленном участке.

К сожалению, мной охвачена лишь часть тех необходимых мер, которые, по моему мнению, существенно повлияют, причем независимо от принятия или непринятия Закона "О полиции" на повышение имиджа сотрудников ОВД и в целом  на изменение отношения к ним граждан.

Есть также множество вопросов по комплектованию кадров, перемещению сотрудников по службе, продвижению по службе и т.д. Это трудоемкий и сложный процесс, требующий очень серьезного и внимательного обсуждения и тщательной проработки. Но эти вопросы должны быть также решены путем принятия внутрисистемных правовых актов, исключающих возможное их двусмысленное толкование. Например, чтобы решить проблему протекционизма, землячества, клановости, коррупционной составляющей, приема на службу в ОВД случайных людей, неподготовленных и даже неграмотных, необходимо напрочь избавиться от приема на службу лиц гражданского персонала, имеющих различного рода дипломы о высшем образовании. Все вакантные должности среднего и старшего начальствующего состава должны комплектоваться только из числа внутреннего резерва ОВД. Этот резерв должен создаваться из сотрудников полиции, уже занимающих различные должности среднего и старшего начальствующего состава или курсантов, окончивших средние или высшие учебные заведения МВД России. Также в целях продвижения по службе необходимо создавать резерв из числа профессионально подготовленных сотрудников младшего начальствующего состава.(ППС, ОВО, ГИБДД и т.д.). Такие сотрудники должны прослужить в своих должностях не менее 3 лет и при желании и неодновременном обучении продвигаться по службе. Кроме того, данные сотрудники в период прохождения службы на данных должностях также должны проходить ротацию. Прослужив в ППС как минимум год, они должны будут прослужить год в ГИБДД, ОВО и так далее. Таким образом мы искореним практику набора в ОВД неподготовленных и неграмотных людей, обеспечим стабильный резерв и станем избавляться от тех, кто неспособен перестроиться в новых условиях.

Свернуть
Сергей (Владивосток)

Добрый день! Скажите, когда будет отменена так называемая "палочная" система?

Мария (Архангельская область)

Какие изменения в рамках реформы МВД РФ ожидают внутреннюю службу органов внутренних дел?

Мария (Новосибирск)

В свете нового законопроекта "О полиции" каким образом будет осуществляться дальнейшая служба сотрудниками правовых подразделений в системе МВД России?

Илья (Москва)

В какой структуре останутся медвытрезвители?

Евгений (Новосибирская область)

Здравствуйте, скажите, пожалуйста, в проекте Закона "О полиции" ничего не написано про органы предварительного следствия, что с ними будет? Нужно ли действующим следователям МВД задумываться о поиске новой работы? Спасибо.

Игорь (Подольск)

В законе о полиции в отличие от закона о милиции добавлено основание для проникновения в жилище гражданина (без судебного решения) или на земельный участок, принадлежащий гражданину на праве собственности для установления обстоятельств совершения преступления либо обстоятельств несчастного случая. Указанными действиями необоснованно нарушается право на неприкосновенность жилища, а также собственности, гарантированное Конституцией, соответственно необоснованно расширяются полномочия сотрудников.
Если иные обстоятельства проникновения понятны и объяснимы, то каким образом в правовом государстве объясняется нарушение неприкосновенности жилища (что является согласно ч. 3 ст. 139 УК РФ преступлением) сотрудником полиции, в том смысле, что основание для проникновения, например, для отбора пояснений для сотрудника полиции даже важней, нежели гарантированные конституционные права на неприкосновенность жилища, ведь в данном случае в жилище не совершается преступление или правонарушение, а также не скрывается преступник? Т.е. произвольное вмешательство в личную жизнь теперь норма и факт. Тем самым в этой части закон о полиции существенно противоречит Конституции, фактически произвольно ограничивает без необходимости (ст. 55 Конституции) права граждан.

Константин (Сочи)

Подскажите, пожалуйста, какой штраф предусмотрен за установку нелегального ксенона с вступлением в силу нового техрегламента 2010?

 

Все интернет-интервью

Поделиться ссылкой: