Интернет-интервью с В.В. Кузиным,
заместителем начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ:
"Безопасность дорожного движения: разъяснение сложных правовых вопросов для водителей и пешеходов"

6 апреля 2012 года состоялось интервью с заместителем начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, генерал-майором полиции Владимиром Викторовичем Кузиным, в ходе которого он ответил на поступившие вопросы, рассказал о нормативно-правовых актах, которые действуют в сфере обеспечения безопасности движения на российских дорогах, затронул проблемы и перспективы развития действующего законодательства, а также осветил комплекс мероприятий, предпринимаемых Госавтоинспекцией для снижения общего числа ДТП, в том числе с участием пешеходов. Благодарим всех посетителей сайта, приславших свои вопросы

КонсультантПлюс: Какие основные нормативно-правовые акты действуют на данный момент в сфере обеспечения безопасности движения в Российской Федерации?

4Владимир Викторович Кузин: На сегодняшний день в сфере дорожного движения действует свыше тысячи нормативных актов различного рода, начиная с законов и заканчивая ведомственными нормативными актами. Но основной документ - это Правила дорожного движения. Их должен знать каждый участник дорожного движения, неважно - водитель, пассажир или пешеход. Именно этот документ непосредственно затрагивает его права и обязанности и регламентирует тот порядок поведения, который он должен осуществлять в условиях дорожного движения. Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" - это базовый закон, который устанавливает общие принципы и правила поведения для граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, профессиональной деятельностью которых является перевозочный процесс. Этот закон носит рамочный характер.

Каждый гражданин должен осознавать меру своей ответственности, если он совершит то или иное правонарушение. Поэтому, несомненно, у любого участника дорожного движения должно быть представление о нормах, заложенных в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в Уголовный кодекс и даже в Гражданский кодекс. Не менее важным для водителей является и Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Данный документ прописывает условия страхования, порядок страхования, порядок возмещения причиненного ущерба и другие вопросы. Также я бы рекомендовал ознакомиться с новой редакцией Федерального закона от 1 июля 2011 года N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

КонсультантПлюс: 13 апреля 2012 года в силу вступает Постановление Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 года N 254, которое вносит ряд изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации. Как Вы их оцениваете? 

Владимир Викторович: Изменения ПДД в целом направлены на приведение в соответствие иным нормативным актам, принятым за последнее время. И хотя каких-то революционных изменений данное постановление не несет,  я уверен, что оно внесет свой положительный вклад в регулирование правоотношений в сфере дорожного движения. Постановление вносит изменения в части отмены требования по обязательному нахождению у водителя и представлению сотруднику полиции талона на прохождение техосмотра, а также его наличию на лобовом стекле автомобиля. Это изменение в первую очередь связано с вступлением в силу Федерального закона от 1 июля 2011 года N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который изменил саму процедуру и периодичность технического осмотра.

Во-первых, новые автомобили, введенные в эксплуатацию не более трёх лет назад, не проходят процедуру технического осмотра. Следовательно, у водителей данной категории автомашин не может быть талона. Во-вторых, 170-ФЗ внес изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. В частности, он исключил меру ответственности за управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе талона о прохождении государственного технического осмотра. Таким образом, необходимо было внести изменения и в Правила дорожного движения, поскольку достаточно большая категория лиц в данной ситуации выпадала из сферы действия закона. Что касается особой категории автомашин - легковых такси, транспортных средств, осуществляющих перевозку крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов,  то все они, как и прежде, будут соответствующим образом проверяться.

Следующая группа изменений ПДД затронула уже упомянутые мной легковые такси. Федеральным законом от 21 апреля 2011 года N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлены требования по привлечению к ответственности за осуществление перевозки легковым такси без соответствующего разрешения, а также установлена мера ответственности за нанесение так называемых атрибутов такси - это оранжевые фонари, которые ставятся на крышу, и шашечки, наносимые на борта, - без соответствующего разрешения. К сожалению, когда был принят 69-ФЗ, соответствующие изменения в Правила дорожного движения не были своевременно внесены. Запрета на эксплуатацию таких автомашин не было, и мы не могли в полной мере применять данные нормы закона. Теперь же на основании Правил дорожного движения, на основании закона сотрудник Госавтоинспекции имеет право составить протокол по данным правонарушениям и передать его для рассмотрения в суд.

Постановление Правительства N 254 также внесло в ПДД ряд технических правок. В частности, из пункта 9.6 Правил исключена ссылка на возможность движения по попутным трамвайным путям при совершении обгона. Это связано с тем, что обгоном в настоящее время называется только такой маневр, при котором опережение транспортных средств производится с выездом на полосу, предназначенную для встречного движения. В ряде пунктов ПДД наименование "аварийная световая сигнализация" заменено наименованием "аварийная сигнализация" для единообразного понимания данного термина как в Правилах дорожного движения, так и в Техническом регламенте о безопасности колесных транспортных средств. В связи с вступлением в силу новой редакции ПДД были внесены соответствующие поправки и в экзаменационные билеты. Они были утверждены главным государственным инспектором и уже сейчас направлены на места.

КонсультантПлюс: К нам поступило достаточно много вопросов, касающихся новой редакции ПДД и сферы их применения. У граждан возникают трудности в толковании изложенных норм, например в отношении п. 13.9 ПДД, п. 14.1 ПДД РФ, а также других правил.

Владимир Викторович: Существует достаточно большое количество комментариев к Правилам дорожного движения. Например, профессиональный комментарий под редакцией Виктора Николаевича Кирьянова, бывшего главного государственного инспектора. Там четко, грамотно, со ссылками на иные нормативные акты расписаны все положения ПДД. Есть ссылки и на наше внутреннее законодательство, и на Конвенцию о дорожном движении. Там всегда можно найти полное объяснение тех вопросов, которые возникают у граждан в толковании ПДД. Но самый главный совет: внимательно читайте правила.

Как определить границы Т-образного перекрёстка, руководствуясь понятием, изложенным в п. 1.2 ПДД, если у такого перекрёстка закругления проезжих частей имеются лишь в двух местах, а не в трёх или четырёх? - Ирина (Москва)

Владимир Викторович: Само понятие "перекрёсток" четко дано в Правилах дорожного движения. И его границы можно определить исходя из этого понятия - это наиболее отдалённые от центра перекрестка закругления проезжих частей. Поэтому неважно, Т-образный перекрёсток или не Т-образный. Я понимаю, что на практике конфигурация перекрёстка может быть не такая, как указано на бумаге. Тем не менее всегда нужно придерживаться Правил дорожного движения.

Совершает ли правонарушение водитель, обгонявший по главной дороге на нерегулируемом перекрестке, если выезд на встречную полосу произвел до начала сплошной линии, а возврат на свою полосу - после проезда перекрестка, когда сплошная линия разметки закончилась? - Леонид (N)

Владимир Викторович: В данном случае имеет место правонарушение, поскольку водитель до въезда на перекрёсток, перед которым не менее чем за 20 метров нанесена сплошная линия разметки, выезжает на полосу встречного движения, двигаться по которой запрещено.

Может ли инспектор ИАЗ ОГИБДД МО МВД России составить протокол по административному правонарушению по ч. 1 ст. 12.15 КоАП РФ? - Денис (Райчихинск)

Владимир Викторович: В данном вопросе речь идет о полномочиях. Если посмотреть главу 23 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, которая определяет порядок рассмотрения дел и одновременно наделяет должностные лица полномочиями по составлению протоколов, то правонарушения по ч. 1 ст. 12.15 КоАП могут рассматривать все лица, имеющие специальные звания. Соответственно, если инспектор имеет специальное звание, то он может составить протокол, а также рассмотреть дело о данном административном правонарушении.

Хочу купить приспособление для перевозки велосипедов с креплением на фаркоп внедорожника. Устройство сертифицировано и официально продается в России. При установке на фаркоп и наличии на устройстве велосипедов закрывается задний номерной знак автомобиля. За границей в таких случаях выдают дублирующие номерные знаки, которые крепятся непосредственно на устройство для перевозки велосипедов. У нас таких знаков не предусмотрено. Как поступать? - Морозов Николай (Нижний Новгород)

3Владимир Викторович: В данной ситуации я могу только порекомендовать не нарушать закон. В нашей стране никаких дублирующих знаков не выдается. Есть два регистрационных знака, которые должны быть установлены на транспортном средстве в местах, предусмотренных для этого. И если вы хотите перевозить велосипед на автомобиле, то обязаны обеспечить возможность прочтения регистрационного знака. Иначе наступает административная ответственность.

Ч. 3 ст. 3.8 КоАП гласит: "Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением предусмотренных ч. 1 и 3 ст. 12.8, ст. 12.26, ч. 2 ст. 12.27 случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся". Вопрос: являются ли такие водители субъектами административных правонарушений, предусмотренных, например, ч. 4 ст. 12.2, ч. 3 ст. 12.10, ч. 4 ст. 12.15 КоАП, и какая мера наказания к ним применяется? - Александра (Самара)

Владимир Викторович: В самом вопросе уже заложен ответ на него. Единственное исключение, по которому происходит лишение инвалида права управления транспортным средством, - это управление в нетрезвом состоянии, отказ от медицинского освидетельствования и оставление места происшествия. Все остальные составы, связанные с лишением права управления транспортным средством, к инвалидам не применяются.

Вправе ли судья назначить административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами водителю, не имеющему права управления транспортным средством той категории, которым он управлял, но имеющим право управления транспортным средством иной категории, в случае совершения им административного правонарушения, предусмотренного статьей КоАП, устанавливающей в качестве единственного основного наказания лишение права управления транспортными средствами? - Александра (Самара)

Владимир Викторович: Действительно, может произойти, что водитель имеет право управления несколькими категориями транспортных средств, например А и С, и в момент совершения правонарушения управлял транспортным средством другой категории. Допустим, легковым автомобилем. Естественно, за данное правонарушение он лишится права управления всеми видами транспортных средств.

КонсультантПлюс: Александр Владимирович из Нижнего Тагила просит разъяснить нормы действующего законодательства о доставлении граждан сотрудниками полиции, а также досмотре автомобильного транспорта.

Владимир Викторович: Существует норма Кодекса об административных правонарушениях о доставлении. Отдельного подзаконного акта на этот счет нет, и поэтому само по себе действие истекает из нормы закона. Согласно данной норме принудительное доставление, то есть доставление против воли гражданина, осуществляется в подразделение органа внутренних дел для установления личности гражданина и составления протокола.

На дорогах существуют так называемые "ловушки" (места с непонятной разметкой, знаки, противоречащие друг другу и разметке в том числе, и т.д.), где очень любят находиться сотрудники ДПС и собирать "урожаи", перечислять - времени не хватит. В регионах вообще парадоксальные ситуации возникают, в особенности в области перевозки КТГ (негабаритных грузов). Как с ними бороться без потери времени, куда обращаться? - Юрий Станиславович (Москва, Московская область)

Владимир Викторович: Бороться надо очень просто. Так, как было в Москве. Правозащитники и заинтересованные граждане фотографировали так называемые "ловушки", то есть места с неправильной организацией движения, и обращались с заявлением в Госавтоинспекцию. После их изучения в таких местах при необходимости вносились соответствующие изменения. Кроме того, с 2010 года усилен контроль над деятельностью организаций и должностных лиц, ответственных за организацию дорожного движения. Тогда же была проведена ревизия всех дорожных знаков и дорожной разметки, чтоб привести её в соответствие с ПДД. Если на сегодняшний день где-то существуют проблемные места, то об этом обязательно нужно сообщать, в том числе и в Госавтоинспекцию.

Перевозку КТГ в границах г. Москвы положено осуществлять с 22-00 до 07-00, а далее по Московской области только в светлое время суток. И данным обстоятельством пользуются сотрудники ДПС в целях повышения своего благосостояния. Проблема очень острая! Вопрос: возможно ли (внести поправки в соответствующие нормативные акты) согласовать и разрешить передвижение негабаритных грузов по дорогам Московской области и в ночное время суток? В результате чего снизится напряженность взаимоотношений между перевозчиками и сотрудниками ДПС, сократится коррупционная составляющая данных взаимоотношений и главное - улучшится безопасность дорожного движения на дорогах. - Юрий Станиславович (Москва, Московская область)

Владимир Викторович: Субъекты Российской Федерации вправе устанавливать свои собственные ограничения, связанные с перемещением различного вида грузов, в том числе и крупногабаритных. Для осуществления перевозок необходимо получить разрешения у местных властей, если маршрут транспортного средства проходит по их территории. При необходимости, если груз крупногабаритный, то его перевозка согласовывается в том числе и с Госавтоинспекцией. По проблемам, связанным с перемещением грузов в границах двух субъектов Российской Федерации - Москвы и Московской области, необходимо обратиться за решением в органы власти данных регионов.

КонсультантПлюс: Голиков Сергей из Москвы интересуется: "Согласно закону "О полиции" в п. 20 ст. 13 сотрудникам предоставляется следующее право: "… останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства"... При этом приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 марта 2009 г. N 185 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения" содержит следующую норму в ст. 63, объясняющей правила остановки транспортных средств: "проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС)". Так вот, основным в этой ситуации является вовсе даже не то, что сотрудники ДПС постоянно нарушают указанные требования и останавливают вне территории стационарных постов автовладельцев для проверки документов при отсутствии каких-либо иных оснований, самое печальное - когда пытаешься объяснить сотруднику, что он не прав, последний начинает судорожно трясти Законом "О полиции", крича, что вот тут все написано. Не хочу обсуждать степень образованности в рядах системы МВД, но элементарным знанием юридических основ, я думаю, должен владеть каждый представитель закона. Так в чем же суть? В злоупотреблении, в незнании законов, которые призваны охранять, или в чем-то ином?"

Владимир Викторович: Правом остановки транспортного средства сотрудники полиции наделены Законом "О полиции". Конкретные действия регламентированы и в Указе Президента РФ от 15.06.1998 N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения". Данный документ конкретизирует действия должностных лиц Госавтоинспекции. Если вы считаете, что действия сотрудников Госавтоинспекции были незаконными, то вы всегда можете их обжаловать в установленном порядке, обратившись либо к выше стоящему должностному лицу, либо в суд. И если будет доказано, что сотрудник Госавтоинспекции нарушил закон или свои должностные инструкции, то он будет привлечен к ответственности.

Почему сотрудники ССО по ДТП при ГСУ ГУВД, поместившие закрепленное за ними на период расследования ДТП транспортное средство на арестплощадку, не обеспечивают его надлежащее хранение? Транспортное средство нашей организации за период нахождения на арестплощадке было разукомплектовано полностью (сняты все механизмы, узлы, детали; двери, люк, сиденья). Каким образом ССО по ДТП при ГСУ ГУВД исполнит требования приговора, требования ст. 82 УПК РФ, ст. 900 ГК РФ о возвращении по вступлении приговора в силу вещи ее собственнику в том состоянии, в котором она была принята на хранение? - Светлана (Ангарск, Иркутская область)

Владимир Викторович: Скорее всего, речь идет о дорожно-транспортном происшествии с серьезными последствиями, когда было возбуждено уголовное дело. В данной ситуации следователь оформил транспортное средство как вещественное доказательство с помещением его в специально отведенное место. По причине утраты вещественного доказательства, а по сути это его утрата, поскольку оно было полностью разукомплектовано, в первую очередь надо жаловаться соответствующему должностному лицу, то есть следователю.

Как Вы относитесь к предложению на местах приема граждан в ГИБДД установить вебкамеры? - Александр (Нижегородская область)

Владимир Викторович: Я думаю, что на сегодняшний день это общее веяние, которые мы целиком и полностью поддерживаем. Установка вебкамер в служебном помещении, где осуществляется прием граждан, ни в коей мере не нарушает права граждан и сотрудников полиции.

КонсультантПлюс: Владимир Викторович, у нас есть группа вопросов, касающихся интересов пешеходов.

Владимир Викторович: Взаимоотношения водитель - пешеход всегда были конфликтными. Пока гражданин за рулем, он недоверчиво относится к пешеходу. Как только он выходит из-за руля автомашины и становится на асфальт, тут же возникает обратная реакция. Наша задача - урегулировать процесс дорожного движения таким образом, чтобы все-таки в первую очередь обезопасить пешехода. Мы должны понимать, что это наиболее незащищенная часть участников дорожного движения.

Все те изменения, которые произошли за последние годы в Правилах дорожного движения, направлены на то, чтобы сократить число наездов, которые, к сожалению, случаются по большей части по вине водителей. Хотя нельзя исключать и ответственности пешеходов, которая также прописана в Правилах дорожного движения.  Пешеход обязан убедиться в безопасности своего маневра при выходе на проезжую часть.

КонсультантПлюс: Наталья из Ростовской области спрашивает, не планируется ли ужесточение наказания пешеходам, нарушающим ПДД.

Владимир Викторович: Действительно, ответственность в отношении водителя за нарушение правила проезда пешеходных переходов была значительно ужесточена. В отношении пешеходов этого пока не было сделано. Но я не исключаю вариант, что эти санкции со временем будут пересмотрены. Тем не менее в отношении пешеходов проводится довольно большая разъяснительная работа. Мы начинаем работать уже с детского дошкольного возраста, стараемся донести до детей, каким образом правильно вести себя на дороге. Также в рамках проводимой нами социальной кампании мы активно привлекаем СМИ, запускаем рекламу на телевидении. Все эти меры направлены на то, чтобы предотвратить возникновение опасных для пешехода ситуаций на дороге.

КонсультантПлюс: Несколько вопросов пришло по поводу нерегулируемых пешеходных переходов. Людей интересует, какие меры Госавтоинспекция предпринимает в связи с этой проблемой.

Владимир Викторович: Из почти двухсот тысяч пешеходных переходов по всей России только малую часть занимают надземные или подземные пешеходные переходы - самые безопасные для пешеходов. Их строительство связано не только с высокой стоимостью, но и зачастую с невозможностью их технической реализации. Особенно это касается подземных переходов. Конечно, многие пешеходные переходы нужно делать регулируемыми. Устанавливать соответствующее светофорное оборудование. Последние действия, которые предпринимаются Госавтоинспекцией в этой связи, - это эксперимент по установке автономных систем светового оповещения. Эти системы позволяют выделить дорожный знак пешеходного перехода моргающим сигналом желтого цвета. Главная проблема - это обеспечение таких приборов питанием. Сейчас в Москве и Московской области проводятся эксперименты по использованию в таких системах солнечных батарей.

В силу п. 17.2. ПДД в жилой зоне запрещено сквозное движение транспорта. В соответствии с п. 17.4. ПДД данные требования распространяются и на дворовые территории. Водители игнорируют ПДД в этой части, чем подвергают опасности жизнь и здоровье детей и граждан. 1. Каким образом законными средствами граждане могут обеспечить собственную безопасность и безопасность детей на придомовой территории? 2. Возможно ли обратиться в ГИБДД с заявлением устранить сквозное движение по придомовой территории? - Николай Синтицкий (Ярославль)

2Владимир Викторович: Проезд транспортных средств через жилые зоны и придомовые территории по большей части связан с проблемами дорожного движения в целом. Зачастую в определенных местах, там, где образуются огромные пробки и заторы, водители изыскивают возможные пути объезда и используют для этого дворовые территории. Конечно, это абсолютно неприемлемо. Решить данную проблему может только собственник дорог, в частности в городах и населенных пунктах - это местные власти. Граждане должны обратиться с заявлением в администрацию города, чтобы они навели должный порядок. Это может быть сделано установлением запретов на движение - установка знаков, вполне возможны и некие инженерные решения.

КонсультантПлюс: Поскольку использование средств видеофиксации направлено на обеспечение безопасности всех участников дорожного движения, включая пешеходов, а не только на повышение доходной части бюджета нашего государства, Светлана из г. Ангарска предлагает средства видеофиксации устанавливать в районе пешеходных переходов. Ведь даже нередки случаи неисполнения требований соответствующей дорожной разметки и знаков даже сотрудниками ГИБДД.

Владимир Викторович: На сегодняшний день приборы видеофиксации, работающие в автоматическом режиме, используются не только для фиксации превышения скорости. Средства видеофиксации имеют и более широкое применение. Например, для фиксации проезда на запрещающий сигнал светофора на перекрестке либо на железнодорожном переезде или нарушения правил проезда пешеходных переходов. Так, в Краснодарском крае очень активно применяется система контроля именно на пешеходных переходах. В Москве, а до этого очень активно в Татарстане, развивалась система автоматической фиксации нарушений правил парковки. Поэтому система видеофиксации начинает развиваться все шире и шире и применяется для выявления различного рода правонарушений.

Как долго экипажи ДПС будут передвигаться в патрульных автомобилях без автономных средств видеофиксации? Как с этим произволом бороться гражданам? Где четкое правовое регулирование с личной должностной ответственностью? - Адвокат Нарижняк Игорь Викторович (Москва)

Владимир Викторович: Все новые автомашины, которые поступают к нам на вооружение, обязательно оборудуются системами видеорегистрации. Используемые видеорегистраторы работают не только на внешнюю среду, то есть на то, что видно за стеклом автомобиля, но и на то, что происходит внутри автомобиля. По прошествии небольшого периода времени автопарк будет обновлен и  все наши транспортные средства будут оборудованы этими приборами.

Почему руководство ГИБДД не проявляет инициативы в выявлении инспекторов ГИБДД, которые самостоятельно устанавливают любительские видеокамеры в патрульных авто? - Сергей (Москва)

Владимир Викторович: Что касается возможности использования сотрудниками полиции личных видеорегистраторов, то независимо от того, личные они или служебные, при рассмотрении в суде показаний данных приборов они будут являться и являются на сегодняшний день дополнительным доказательством виновности либо невиновности лица, которое якобы совершило правонарушение. И уже это право суда - принять это как доказательство либо отвергнуть.

КонсультантПлюс: Расскажите, пожалуйста, про оформление полиса ОСАГО. Александр из г. Владивостока планирует приобрести у физического лица автомобиль японского производства с последующей отправкой его из Владивостока в Петрозаводск. Его интересует, как продлить срок действия ОСАГО, заключенного предыдущим хозяином авто, после снятия его с регистрационного учета на транзитный номер и заключения договора купли-продажи.

Владимир Викторович: Во-первых, полис обязательного страхования по договору не продлевается. Поскольку появляется новый собственник, то он обязан застраховать свою гражданскую ответственность или тех лиц, кого он допускает к управлению транспортным средством. Что касается талона технического осмотра, то при изменении собственника талон просто переоформляется на нового владельца без проведения дополнительного осмотра.

Получил ОСАГО 30.12.2011. Надо ли проходить ТО в 2012 г.? Или ОСАГО является ТО до 30.12.2012? - Александр (Курск)

Владимир Викторович: Как мы уже говорили, с 1 января вступил в силу новый Закон N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Он ввел новые особенности прохождения технического осмотра. Раньше, как вы помните, нужно было застраховать транспортное средство, потом его зарегистрировать и затем в течение тридцати суток пройти государственный технический осмотр. Теперь первое действие, которое должен осуществить владелец транспортного средства, - это пройти технический осмотр, после этого получить полис обязательного страхования гражданской ответственности и только после этого зарегистрировать транспортное средство.

Поскольку сейчас в эксплуатации находятся транспортные средства, которые уже имеют талон технического осмотра, то законом предусмотрено, что гражданин должен пройти процедуру технического осмотра для получения страхового полиса только в том случае, если срок действия талона составляет менее шести месяцев. Многие высказывают сомнения по поводу такой системы. Сейчас готовятся поправки и в N 170-ФЗ, и в N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Эти поправки должны дать возможность гражданам страховаться на более короткий период времени либо изменять срок действия страховки в зависимости от срока действия талона. Например, если талон действует три месяца, то и страховку можно будет оформить на три месяца. Мы надеемся, что в ближайшее время эти поправки будут внесены в Государственную Думу.

КонсультантПлюс: Как Вы считаете, спрашивает Евгений из Приморского края, возможно ли со стороны Правительства введение запрета на ввоз и эксплуатацию праворульных машин? Если возможно, то на основании каких причин или статистических данных?

Владимир Викторович: Последние заявления Правительства введения подобных запретов не предусматривают. Да, этот вопрос постоянно поднимается. Сейчас в рамках Таможенного союза в Казахстане и Республике Беларусь подобный запрет существует. Но в силу сложившейся ситуации, в силу географического положения Российской Федерации на сегодняшний день одномоментно ввести подобный запрет, наверное, невозможно. Нужно предпринимать другие усилия, с тем чтобы заинтересовать граждан покупать машины отечественного и европейского производства. Я думаю, что государство планирует реализовывать именно такую политику.

КонсультантПлюс: Гогусев Андрей Владимирович из Красноярского края спрашивает, как правильно внести изменения о маршруте движения в путевой лист?

1Владимир Викторович: Путевой лист - это документ, который учитывает режим работы водителя и транспортного средства. Он выдаётся соответствующим транспортным предприятием, которое эксплуатирует данное транспортное средство. Там есть целый набор и перечень реквизитов, которые должны быть заполнены. В том числе указывается маршрут движения. Определяет маршрут движения работодатель. Самостоятельно водитель его изменить не может. И если маршрут по каким-то причинам меняется, он должен согласовать это с работодателем. Госавтоинспекция в данной ситуации просто проверяет наличие данного документа у водителя в процессе движения, поскольку это предусмотрено правилами.

КонсультантПлюс: Михаил  из п. Жигалово Иркутской области просит Вас разъяснить официальную позицию по толкованию пунктов 11, 32 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. N 1396 в ред. от 14 февраля 2009 г. Так, при буквальном толковании указанного нормативного правового акта можно сделать вывод о возможности получения в таком случае водительского удостоверения не только в 18 лет, но и позднее, например в 28 лет, т.е. по прошествии 10 и более лет. В связи с этим весьма интересной представляется официальная позиция сотрудников Госавтоинспекции по вопросу о том, в какой срок и при наличии каких документов (возможно, в отсутствие определенного срока) должны получить водительское удостоверение граждане, которые были допущены к экзаменам на получение права на управление транспортными средствами категорий "В" и "С", достигшие семнадцатилетнего возраста и прошедшие соответствующую подготовку в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального образования, если такая подготовка предусмотрена образовательными программами, специализированных юношеских автомобильных школах, а также в иных организациях, осуществляющих подготовку водителей транспортных средств по направлениям военных комиссариатов, которые успешно сдали теоретический и практический экзамены, но после достижения 18-летнего возраста по различным причинам (отдаленность органов Госавтоинспекции, сложное материальное положение, служба в ВС РФ по призыву и контракту и т.п.) не получившие водительского удостоверения.

Владимир Викторович: Действительно, Правила сдачи квалификационных экзаменов предусматривают возможность сдать на права в возрасте семнадцати лет, в случае если гражданин прошел обучение по специальной образовательной программе. Но при этом водительское удостоверение можно получить лишь по достижении восемнадцати лет. И даже позже, допустим в 20 лет или даже в 28 лет. Но здесь нужно учитывать следующее. Дело в том, что срок хранения документа, на основании которого сдан квалификационный экзамен, составляет 10 лет. Если гражданин не получил водительское удостоверение, допустим, в 18 лет, но обратится к нам до 28 лет, ему выдадут водительское удостоверение на основании данного документа. Если он придет, допустим, в 30 лет, то получить удостоверение он уже не сможет. Допустим, гражданин в 18 лет получит удостоверение, но по каким-то причинам его не востребует. Данные о выданном водительском удостоверении будут храниться в течение 60 лет. И в любой период времени можно прийти и восстановить своё водительское удостоверение.

КонсультантПлюс: Светлана из г. Ангарска поднимает тему контроля за состоянием дорожного полотна. "В соответствии со ст. 10 Закона "О милиции", п. 11 Положения о ГИБДД МВД РФ контроль за соблюдением требований к состоянию автомобильных дорог возложен на ГИБДД, в отделениях которой даже имеется специальный инспектор, который обязан контролировать состояние дорог и отмечать появление каждой новой выбоины на дороге. Почему фактически эта функция не исполняется и почему при расследовании ДТП сотрудники ГИБДД делают все возможное, чтобы пропустить мимо ушей и глаз все устные и письменные указания на состояние дорожного покрытия как на причину ДТП?" - спрашивает она.

Владимир Викторович: Так называемому дорожному фактору, дорожной составляющей на сегодняшний день мы уделяем самое пристальное внимание.  При оформлении дорожно-транспортных происшествий вся информация заносится в федеральную базу данных, где в обязательном порядке указываются неудовлетворительные дорожные условия, которые способствовали совершению ДТП. Кроме того, сотрудник дорожно-патрульной службы при заступлении на службу обязан проверить наличие и соответствие установленным требованиям дорожных знаков и дорожного полотна на своем участке работы и в случае необходимости своевременно информировать дежурную часть об изменении дорожных условий. Дежурная часть в свою очередь информирует дорожно-коммунальные службы и собственника дороги о выявленных нарушениях, которые они должны устранить в течение суток.

КонсультантПлюс: Мы благодарим Вас за интервью.


Интервью с В.В. Кузиным подготовлено  корреспондентом компании "КонсультантПлюс" А.В. Епифановой и редактором сайта КонсультантПлюс Н. Лашкиной.
Фото - Т.М. Тверецкий.

Все интернет-интервью