Интернет-интервью с Е.А. Кругловой,
начальником Управления налогообложения юридических лиц ФНС России:
"Актуальные изменения в налоговом администрировании: разъяснение сложных вопросов по заполнению форм налоговых деклараций по НДС и налогу на прибыль"

В октябре состоялось интервью с начальником Управления налогообложения юридических лиц Федеральной налоговой службы Российской Федерации Евгенией Анатольевной Кругловой. В ходе интервью она осветила наиболее важные изменения в процедуре представления налоговой отчетности - новые требования по заполнению налоговой формы декларации по НДС и проект новой формы декларации по налогу на прибыль, а также ответила на наиболее интересные из поступивших вопросов.

КонсультантПлюс: Евгения Анатольевна, с 2015 года организации будут отчитываться по обновленной форме налоговой декларации по НДС. Новый бланк значительно отличается от действующего и включает в себя новые разделы. Каковы основные предпосылки перехода на новые правила представления отчетности по НДС? На какие изменения налогоплательщикам стоит обратить особое внимание при заполнении новой формы декларации?

1Евгения Анатольевна Круглова: Необходимость обновления формы декларации по НДС вызвана изменениями, внесенными Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ в главу 21 НК РФ. Так, с 2015 года налоговые органы будут проводить проверки по НДС по новым правилам. В силу подпункта 8.1 статьи 88 кодекса налоговый орган начиная с 01.01.2015 будет осуществлять проверку соответствия (несоответствия) сведений об операциях, содержащихся в налоговой декларации по НДС, представленной покупателем, сведениям об этих операциях, содержащимся в налоговой декларации по НДС, представленной продавцом.

В новых разделах декларации налогоплательщики будут отражать сведения, указанные в книге покупок и продаж. Лица, осуществляющие посреднические операции (комиссионеры, агенты, экспедиторы, застройщики), должны будут отражать в налоговой декларации по НДС сведения из журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур. Данные правила установлены требованиями нового подпункта 5.1 статьи 174 НК РФ.

Кроме того, в новой форме декларации появятся дополнительные разделы, в которых будут отражаться сведения из книги покупок и книги продаж (дополнительных листов к этим книгам) об операциях, отражаемых за истекший налоговый период (разделы 8, 9 и приложения 1 к ним); сведения из журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении операций, осуществляемых в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров или на основе договоров транспортной экспедиции, отражаемых за истекших налоговых период (разделы 11, 10), а также сведения из счетов-фактур, выставленных лицами, указанными в пункте 5 статьи 173 НК РФ (раздел 12). Сведения из этих документов будут представляться в декларации развернуто. Налогоплательщику необходимо отражать в декларации показатели из каждой строки журнала учета, книги покупок и книги продаж. Новые разделы заполняются в том количестве экземпляров, которое соответствует числу записей в журнале учета, книге покупок и книге продаж. При этом в силу требований пункта 5 статьи 174 НК РФ распечатывать налоговую декларацию по НДС налогоплательщику не требуется.

КонсультантПлюс: В свете последних изменений действующего налогового законодательства планируется, что и форма декларации по налогу на прибыль также будет скорректирована. Расскажите, пожалуйста, об основных новациях, которые затронут порядок заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль и сроки ее представления в 2015 году.

Евгения Анатольевна: Форма налоговой декларации, действительно, изменится. Это обусловлено тем, что с 1 января 2014 года вступили в силу существенные изменения и дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации. Более того, с 1 января 2015 года вступает в силу ещё один пакет поправок. Причём характер новаций столь серьёзен, что применение действующей формы налоговой декларации по налогу на прибыль и порядка её заполнения становится крайне затруднительным, а по отдельным позициям - и вовсе невозможным.

Поэтому ФНС России разработала проект новой формы налоговой декларации. Дабы облегчить работу налогоплательщиков, мы старались ограничиться минимальными изменениями. Но даже таких изменений набралось достаточно.

В проекте декларации появился отдельный расчёт налога для организаций, осуществляющих деятельность на новом морском месторождении углеводородного сырья. Специальный порядок определения налоговой базы такими организациями вступил в силу с 2014 года, поэтому в действующей (пока ещё) форме декларации он не мог быть предусмотрен.

Принципиальные изменения внесены в расчёт налога на прибыль организаций с доходов в виде дивидендов. Это связано с тем, что с 2014 года кардинально поменялся порядок исчисления и удержания налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций с таких доходов. Обязанности налогового агента по удержанию и перечислению в бюджет сумм налогов частично перенесены с эмитента ценных бумаг на организацию, производящую перечисление дивидендов непосредственно лицу, имеющему право на их получение. Как правило, такой организацией является депозитарий, который ведёт учёт прав на ценные бумаги.

Проект новой формы налоговой декларации адаптирован к такому порядку и позволяет заполнять налоговый расчёт и налоговому агенту - эмитенту ценных бумаг, и налоговому агенту - депозитарию.

Также стоит обратить внимание на заполнение расчёта налоговой базы по налогу на прибыль по операциям с ценными бумагами (лист 05). Отмечу, что в проекте новой формы декларации содержатся два листа 05. Это связано с тем, что с 2015 года вступают в силу изменения в порядке исчисления налоговой базы по операциям с ценными бумагами. Иными словами, поступательно следуя за изменениями, нам пришлось бы через год снова менять лист 05 декларации. Поэтому мы приняли решение уже сейчас включить этот "второй" лист 05 в декларацию, хотя налогоплательщики будут заполнять его только начиная с отчётных периодов 2015 года.

И ещё один важный момент. Декларация пополнилась приложением N 2, в котором налоговому агенту нужно будет отражать сведения о доходах физических лиц, которым этот налоговый агент выплачивал доходы от операций с ценными бумагами, операций с финансовыми инструментами срочных сделок, а также при осуществлении выплат по ценным бумагам российских эмитентов.

Это дополнение обусловлено изменениями в статье 230 Налогового кодекса Российской Федерации, установившими для таких налоговых агентов специальный порядок представления сведений о доходах физических лиц вместо действовавшей ранее "универсальной" формы N 2-НДФЛ.

На настоящий момент проект новой формы декларации прошёл публичное обсуждение на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Работа над проектом находится в завершающей стадии, и мы надеемся, что налогоплательщики смогут использовать его уже с 2015 года.

КонсультантПлюс: Евгения Анатольевна, давайте теперь остановимся на вопросе сдачи налоговой отчетности в электронной форме через телекоммуникационные каналы связи. Будет ли в 2015 году меняться порядок сдачи электронной отчетности по НДС и налогу на прибыль? Как организациям избежать распространенных ошибок при ведении электронного документооборота, не нарушить сроки сдачи и не получить от инспекции отказ в приеме документов?

Евгения Анатольевна: Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ статья 23 кодекса дополнена пунктом 5.1, вступающим в силу с 01.01.2015, в соответствии с которым лица, на которых кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, должны обеспечить получение от налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Указанные лица обязаны передать налоговому органу квитанцию о приеме таких документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом.

Таким образом, при выполнении условий, указанных в данном пункте, налогоплательщики смогут избежать ошибок при ведении электронного документооборота, не нарушить сроки сдачи отчетности, а также не получат от налоговых органов отказ в приеме документов.

КонсультантПлюс: Анастасия Ивановна из Тамбовской области спрашивает: "С 2014 года наша организация перешла на сдачу декларации по НДС в электронном виде. До этого сдавали документы на бумаге. Насколько я поняла, с 2015 года закон обязывает нас вместе с отчетностью по НДС также предоставлять электронный вариант книги покупок и книги продаж. Значит ли это, что к 2015 году все организации обязаны будут полностью перейти на электронный документооборот и в принципе отказаться от документов на бумаге? Целесообразно ли распечатывать и хранить на бумажных носителях электронные документы в качестве архива?"

Евгения Анатольевна: Нормами закона N 134-ФЗ с 01.01.2015 установлена только обязанность налогоплательщика по предоставлению декларации по НДС в электронном виде, в которую включены сведения из книги покупок и книги продаж, журнала учета полученных и выданных счетов-фактур.

При этом статьей 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика в течение 4 лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено НК РФ.

Кроме того, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и о бухгалтерском учете не установлена обязанность налогоплательщиков хранить бухгалтерские и налоговые документы только в электронном виде. Таким образом, налогоплательщик самостоятельно решает, каким образом осуществлять хранение документов: в электронном виде или на бумажных носителях.

Организация работает на УСНО (доходы). Мы арендуем муниципальную землю, должны ли мы начислять и платить НДС и сдавать декларации по НДС? - Эльнара (г. Бирск)

Евгения Анатольевна: Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказания услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. При этом пунктом 2 данной статьи определен перечень операций, не признаваемых объектом налогообложения НДС.

В соответствии с пунктом 3 статьи 161 НК РФ при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как сумма арендной платы с учетом налога. В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. При этом налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества.

Таким образом, обязанности налогового агента, предусмотренные пунктом 3 статьи 161 НК РФ, возникают у тех лиц, которые арендуют указанное имущество непосредственно у органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления, то есть когда арендодателем выступает орган государственной власти и управления, орган местного самоуправления. Кроме того, требованиями абзаца 2 пункта 3 статьи 168 НК РФ установлено, что организация - налоговый агент обязан составить соответствующий счет-фактуру в порядке, предусмотренном подпунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ.

Учитывая, что в силу требований подпункта 17 пункта 2 статьи 149 кодекса не подлежит налогообложению реализация услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, таможенных сборов за хранение, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (в том числе платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами, к которым в силу требований статьи 9 Конституции РФ, пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ относится земля), платежи в бюджет за право пользования земельными участками, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами, НДС не облагаются.

До 31.12.2013 организация находилась на упрощенной системе налогообложения (доходы - расходы). По результатам 2013 года был понесен убыток в сумме 1 млн 109 тыс. руб. С 01.01.2014 в соответствии с пп. 20 п. 3 ст. 346.12 организация была переведена на общую систему налогообложения. С 01.01.2015 организация вновь намерена перейти на УСН (доходы - расходы). Вопрос: вправе ли организация при определении налоговой базы по УСН в 2015 году учесть убытки, понесенные в 2013 году (в первый период применения УСН)? - Жанна (Москва)

Евгения Анатольевна: При переходе на общий налоговый режим вы не можете учесть убытки, полученные в период применения УСН с объектом "доходы минус расходы". Но вы вправе сделать это в 2015 году, в котором снова будете применять УСН с тем же объектом налогообложения, так как с момента получения убытка десять лет не истекло.

Налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущие налоговые периоды в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток. Налогоплательщик вправе перенести на текущий налоговый период сумму полученного в предыдущем налоговом периоде убытка. Убыток, не перенесенный на следующий год, может быть перенесен целиком или частично на любой год из последующих девяти лет.

Убыток, полученный налогоплательщиком при применении иных режимов налогообложения, не принимается при переходе на упрощенную систему налогообложения. Убыток, полученный налогоплательщиком при применении упрощенной системы налогообложения, не принимается при переходе на иные режимы налогообложения.

Таким образом, налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения в 2015 г., вправе уменьшить полученные доходы на суммы убытков, полученных им ранее в период применения упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов (2013 г.), после которого следовал период применения общего режима налогообложения (аналогичная позиция высказана Минфином России в письме от 28.01.2011 N 03-11-11/18).

Наша компания зарегистрирована в августе 2014 года. Можем ли мы применять новые правила ведения журнала учета счетов-фактур, книги покупок и книги продаж в текущем налоговом периоде (3 квартал 2014 года)? - Марина (Тверская область)

Евгения Анатольевна: Согласно Указу Президента РФ от 23.05.1996 N 763 акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования, если в самом акте не установлен иной порядок вступления в силу.

В то же время согласно пунктам 1 и 5 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении 1 месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Данные правила распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

В соответствии с позицией, отраженной в письме Минфина России от 18.09.2014 N 03-07-15/46850, буквальное толкование статей 1, 4 и 5 НК РФ не распространяется на акты Правительства Российской Федерации, связанные с налогообложением и со сборами.

Поэтому, учитывая названные нормы кодекса и разъяснения Минфина России, налогоплательщикам необходимо применять новые формы журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок, книги продаж и дополнительных листов к ним, отраженные в Постановлении Правительства Российской Федерации от 30.07.2014 N 735, начиная с 1 октября 2014 г.

В 2012 г. зарегистрировалась в качестве ИП. Тогда же провела несколько операций по покупке и дальнейшей перепродаже, о чем своевременно отчиталась в налоговой инспекции. После этого деятельность не вела, соответственно за 2013 и 2014 год не сдана нулевая декларация. Сейчас хочу закрыть ИП. Надо ли мне сдавать отчетность за прошедший период времени или достаточно уплатить штраф и подать документы на прекращение деятельности? Какова будет сумма штрафа? - Ирина (Владимир)

Евгения Анатольевна: В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган влечет применение меры ответственности, предусмотренной статьей 119 кодекса.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей. Однако необходимо отметить, что при наличии смягчающих обстоятельств, предусмотренных в пункте 1 статьи 112 НК РФ, сумма штрафа может быть снижена.

Таким образом, вам придется сдать отчетность, уплатить штраф и после этого прекратить деятельность.

Какие санкции нам грозят, если в декларации по налогу на прибыль был ошибочно указан неверный код налогового периода? Нужно ли нам повторно отправлять отчет с исправленным кодом? - Эльвира (Уфа)

Евгения Анатольевна: В титульном листе налоговой декларации указывается:

- за какой отчетный период она представлена;

- является ли она первичной или уточненной.

При приеме декларации налоговым органом проверяется совокупность этих данных.

Давайте рассмотрим действия налоговых органов при получении отчетности с неверным кодом налогового периода.

1. Если декларация представляется в электронной форме и в ней неверно указан код налогового периода.

Например, была представлена первичная налоговая декларация за полугодие с указанием правильного кода - 31. Затем налогоплательщик, направляя первичную декларацию за 9 месяцев, указал в ней ошибочно тот же код, то есть 31 вместо 33.

Налоговым органом будет сформирован отказ в приеме такой декларации, поскольку декларация за отчетный период - полугодие уже представлена, а представляемая декларация не является уточненной по отношению к ней.

2. Если декларация представляется по почте и в ней неверно указан код налогового периода.

Вопрос о её принадлежности в части отчетного периода возникнет при обработке налоговым органом поступившей декларации. Будет сформировано уведомление об отказе в принятии декларации по указанным выше основаниям.

Таким образом, декларация  с неверно указанным налоговым периодом приведет к неправильному отражению (неотражению) налоговых обязательств налогоплательщика.

Кроме того, налогоплательщику необходимо помнить, что на основании пункта 1 статьи 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

Так же пунктом 3 статьи 88 НК РФ устанавливается правило о том, что  в случае выявления в ходе камеральной налоговой проверки ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявления несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Исходя из вышесказанного я бы порекомендовала сдать декларацию с правильно указанным кодом налогового периода.

Может ли наша организация уменьшить налогооблагаемую прибыль за счет затрат на оборудование в офисе кухни для сотрудников (был приобретен холодильник, СВЧ-печь, кофемашина и электрочайник)? - Наталья (г. Орск)

Евгения Анатольевна: Согласно ст. 223 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников организаций в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В этих целях в организациях по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, комнаты для отдыха в рабочее время и помещения, специально предназначенные для психологической разгрузки.

Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Согласно пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы налогоплательщика на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, расходы на гражданскую оборону в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации.

Таким образом, расходы, связанные с оборудованием и содержанием помещения для приема пищи в рабочее время сотрудниками, могут учитываться в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией. Обращаю ваше внимание, что если приобретенное оборудование относится к амортизируемому имуществу в соответствии с нормами налогового законодательства, то расходы на его приобретение включаются в состав расходов, связанных с производством и (или) реализацией, посредством начисления ежемесячных сумм амортизации.

Аналогичная позиция была высказана и в письме Минфина РФ от 26.09.2011 N 03-03-06/2/149.

КонсультантПлюс: Благодарим Вас за участие в нашем интернет-интервью и подробные ответы.


Интервью подготовлено корреспондентом компании "КонсультантПлюс" А. Епифановой

Все интернет-интервью

Поделиться ссылкой: