Главная Правовые ресурсы Интернет-интервью Интернет-интервью с Н.Н. Антипиной

Интернет-интервью с Н.Н. Антипиной,
руководителем Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии:
"Оптимизация процедуры регистрации собственности: новые возможности и перспективы развития государственных услуг"

11 марта 2013 г. состоялось интервью с Н.Н. Антипиной, руководителем Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. В ходе интервью она ответила на ряд актуальных вопросов, касающихся сферы оказания услуг по регистрации прав на недвижимость, остановилась на вопросах кадастрового учета, а также рассказала об особенностях работы Росреестра и перспективах развития его электронных сервисов. Благодарим всех посетителей сайта, приславших свои вопросы.

КонсультантПлюс: Перед Вашим ведомством поставлена масштабная задача по оптимизации процедур оказания государственных услуг в сфере регистрации прав на недвижимое имущество и кадастрового учета. Утвержденная Правительством РФ "дорожная карта" грядущих преобразований призвана сделать процесс управления недвижимостью простым, прозрачным и удобным как для граждан, так и для организаций. Какие положительные изменения в работе Росреестра Вы как его руководитель можете отметить уже сегодня?

1Наталья Николаевна Антипина: В настоящее время деятельности Росреестра уделяется большое внимание. И не случайно одним из важнейших событий 2012 года стало утверждение распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2012 г. N 2236-р "дорожной карты" "Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастра недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", реализация которой призвана повысить эффективность учетно-регистрационной системы, доступность и качество оказания государственных услуг в целом.

В рамках развития системы обеспечения удаленного доступа граждан к системе оказания услуг в электронном виде Росреестром на основе использования современных информационно-коммуникационных технологий с мая 2010 года введен в эксплуатацию интернет-портал, обеспечивающий возможность предоставления следующих государственных услуг (функций) в электронном виде на всей территории Российской Федерации:

- предоставление сведений, содержащихся в ЕГРП;
- предоставление сведений, содержащихся в ГКН;
- постановка объектов недвижимости на государственный кадастровый учет.

Ежедневно сервисами портала пользуются 35 - 40 тысяч человек. В пиковые дни число пользователей достигает 50 - 60 тысяч человек. Производится более 150 тысяч просмотров страниц. Кроме того, на указанном интернет-портале в полном объеме (до уровня кадастровых районов и земельных участков) размещены публичные кадастровые карты по всем субъектам Российской Федерации. С помощью данного сервиса пользователь, не выходя из дома, может получить справочную информацию о полном кадастровом номере земельного участка, его кадастровой стоимости, виде права, адресе и его площади, а также информацию о подразделениях территориального органа Росреестра, обслуживающих объект недвижимости, с указанием наименования подразделения, адреса и телефона офиса приема документов. Для наглядности публичная кадастровая карта позволяет соотнести сведения кадастра с картографической основой. Также на интернет-портале государственных услуг, оказываемых Росреестром, реализована возможность посредством сервиса онлайн-справки безвозмездно за секунды узнать о наличии (отсутствии) зарегистрированных ограничений (обременений) прав относительно объектов недвижимости, сведения о которых содержатся в ЕГРП, расположенных на любой территории Российской Федерации, а также узнать сведения об актуальном номере зарегистрированного права и, соответственно, актуальности соответствующего свидетельства о праве собственности.

С июля 2012 года Росреестром реализован сервис, обеспечивающий доступ к информационному ресурсу, содержащему сведения ЕГРП, в онлайн-режиме. Использование данного сервиса предполагает получение заявителем электронного ключа доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения ЕГРП, который предоставляется бесплатно. За предоставление сведений об объектах недвижимости, сведения о которых содержатся в ЕГРП, с физических и юридических лиц взимается плата, определяемая исходя из количества объектов недвижимости, сведения о которых запрашиваются. При этом форма предоставляемых сведений об объекте недвижимости, содержащихся в ЕГРП, посредством доступа к информационному ресурсу аналогична по своему содержанию форме выписки из ЕГРП об объекте недвижимости, предоставляемой в бумажном виде. В настоящее время воспользоваться электронными сервисами Росреестра возможно и с использованием специальных бесплатных приложений для мобильных устройств, использующих операционные системы корпорации Apple и операционную систему Android.  С каждым годом электронные сервисы Росреестра по мере реализации новых технологических решений динамично развиваются, что способствует повышению качества и доступности предоставления государственных услуг, а также сокращению очередей.

С 1 октября 2011 г. Росреестр приступил к межведомственному электронному взаимодействию с федеральными органами исполнительной власти, а с 1 июля 2012 г. - с региональными и муниципальными органами власти. Теперь заявитель, обращающийся за государственной услугой в Росреестр, должен предоставить только документы личного хранения (паспорт, свидетельство о рождении и т.д.), все сведения, имеющиеся в распоряжении другого государственного органа, запрашивает само ведомство. С 1 января 2013 года предоставления заявителями кадастрового паспорт здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства не требуется, за исключением случаев отсутствия сведений о таком объекте недвижимого имущества в государственном кадастре недвижимости, что также упрощает процедуру регистрации прав. Реализована возможность экстерриториального обслуживания граждан при запросе сведений, содержащихся в ЕГРП и ГКН, то есть без привязки места приема запросов к местоположению объекта недвижимости.

В 2012 году расширены возможности ведомственного центра телефонного обслуживания Росреестра, увеличена штатная численность операторов и постоянно повышается уровень их знаний и профессиональных навыков. Основными задачами ВЦТО является обеспечение доступа граждан и организаций к информации о порядке предоставления государственных услуг Росреестра, повышение качества предоставления информации, а также снижение времени и финансовых затрат граждан и организаций за счет повышения доступности информации о предоставляемых услугах Росреестра.

Таким образом, за последние годы Росреестром проделана масштабная работа, направленная на упрощение процедур государственной регистрации прав и кадастрового учета недвижимого имущества. Мы и дальше будем уделять особое внимание повышению качества и доступности предоставления государственных услуг, сокращению очередей и увеличению количества граждан, положительно оценивающих нашу деятельность.

КонсультантПлюс: Марина из Барнаула спрашивает: "Не противоречит ли оформление с 1 марта 2013 года согласия по "дорожной карте" Росреестром Семейному кодексу РФ, где согласие должно оформляться нотариально?"

Наталья Николаевна: Такое мероприятие "дорожной карты", как наделение должностных лиц органов по государственной регистрации прав и кадастровому учету полномочиями по заверению согласия супруга на совершение сделки и доверенностей на совершение учетно-регистрационных действий, призвано повысить удобство обслуживания потребителей государственных услуг в учетно-регистрационной сфере в офисах, осуществляющих прием заявителей, сократить финансовые и временные затраты потребителей государственных услуг на оформление необходимых для осуществления учетно-регистрационных действий документов, и в конечном итоге повысить качество оказания государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

При этом институт "альтернативного" заверения подобного рода документов не является новым для системы регистрации прав. Так, в Законе о регистрации более 15 лет действует норма, предусматривающая, что при отчуждении доли в праве общей собственности на недвижимость, к которому применяются правила о преимущественном праве покупки доли, к заявлению о государственной регистрации могут быть приложены документы, подтверждающие отказ остальных участников долевой собственности от покупки доли, или оформленные в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, или нотариально заверенные (статья 24).

Также необходимо отметить, что указанное мероприятие "дорожной карты" предусматривает, что наделение должностных лиц органов по государственной регистрации прав и кадастровому учету полномочиями по заверению согласия супруга на совершение сделки и доверенностей на совершение учетно-регистрационных действий будет реализовано посредством принятия к марту 2014 г. федерального закона. Данным федеральным законом будут внесены необходимые изменения не только в законы о регистрации прав и государственном кадастре недвижимости, но и в иные федеральные законы, в частности в Семейный кодекс Российской Федерации.

КонсультантПлюс: Светлана из Томской области интересуется: "Будет ли осуществляться правовая экспертиза (оценка) представленных на регистрацию документов и каким образом она будет проходить?"

Наталья Николаевна: На основании и во исполнение пункта 6 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлен Законом о регистрации, в частности статьей 13, согласно которой неотъемлемой частью государственной регистрации прав на недвижимое имущество является правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав документов.

Правовая экспертиза документов проводится в следующей последовательности:

- проверка имеющихся в ЕГРП записей по данному объекту недвижимого имущества;
- проверка юридической силы правоустанавливающих документов, если правоустанавливающим документом является договор - также и проверка законности сделки;
- проверка действительности иных документов, не являющихся правоустанавливающими, но необходимых для осуществления государственной регистрации, в том числе их соответствия установленным законодательством Российской Федерации требованиям;
- проверка сведений о наличии (или отсутствии) в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, документов, свидетельствующих о наложении (снятии) арестов и иных запрещений, препятствующих государственной регистрации;
- принятие решения по результатам правовой экспертизы: о государственной регистрации, о приостановлении государственной регистрации, об отказе в государственной регистрации.

При этом "дорожной картой" предусмотрено мероприятие по совершенствованию процедуры принятия решений по документам, представленным для осуществления учетно-регистрационных действий, включая уточнение содержания процедуры государственной регистрации прав, в том числе предмета правовой экспертизы документов, а также уточнение оснований для отказа и приостановления в осуществлении учетно-регистрационных процедур. Данное мероприятие также должно найти свое отражение в федеральном законе, разработка которого запланирована "дорожной картой" к марту 2014 г. На сегодняшний день проведение правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию прав документов отменять не планируется.

КонсультантПлюс: Поступило много вопросов, касающихся ответственности государственных регистраторов. В целом они касаются темы - несет ли Росреестр или конкретное должностное лицо ответственность, в случае если на регистрацию поданы недостоверные документы и они взяты в работу? Как Ваше ведомство будет бороться со случаями коррупции и мошенничества?

Наталья Николаевна: Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является завершающей процедурой оформления прав граждан и организаций своих прав на недвижимое имущество и носит заявительный характер. В соответствии с требованиями действующего законодательства на государственную регистрацию прав должен быть представлен пакет документов, предусмотренный законом о регистрации и иными нормативными правовыми актами, при этом указанные документы подготавливаются либо самим заявителем, либо уполномоченными на то органами. Как указывалось выше, государственный регистратор проводит правовую, а не криминалистическую (почерковедческую и т.п.) экспертизу документов, представленных на государственную регистрацию прав.

На основании статьи 19 Закона о регистрации государственная регистрация может быть приостановлена по решению государственного регистратора при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, при неустранении которых в государственной регистрации прав должно быть отказано (пункт 2 статьи 19 закона о регистрации); государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений. Представленные на государственную регистрацию документы, в отношении которых у государственного регистратора возникли сомнения в их подлинности или в достоверности содержащихся в них сведений, могут быть направлены на подтверждение их подлинности или достоверности содержащихся в них сведений в издавший их орган государственной власти или лицам, их подписавшим, удостоверившим. Например, в случае если в процессе проведения правовой экспертизы документов у государственного регистратора возникнут сомнения в подлинности документа, удостоверенного нотариусом (выданного нотариусом), или достоверности указанных в нем сведений, государственный регистратор направляет запрос соответствующему нотариусу с приложением копии такого документа.

В день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав государственный регистратор в письменной форме уведомляет стороны договора о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения; уведомления о приостановлении направляются не только представителям правообладателя, действующим по доверенности, но также и самим доверителям. При подтверждении сведений о том, что представленный на государственную регистрацию права документ является поддельным, информация об этом, включая сведения о лице, представившем такой документ, направляется в правоохранительные органы.

Государственный регистратор принимает решение о приостановлении государственной регистрации прав также и в случаях, если имеется информация в письменной форме, поступившая от правообладателя, правоохранительных органов, судов, иных уполномоченных органов, о наличии запрета (ареста) распоряжаться недвижимостью, на осуществление регистрационных действий при поступлении (представлении) в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, соответствующего акта уполномоченного органа.

Статьей 31 Закона о регистрации предусмотрена ответственность при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Так, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, в соответствии с Законом о регистрации несут ответственность за своевременное, полное и точное исполнение своих обязанностей, указанных в Законе о регистрации, а также за полноту и подлинность предоставляемой информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним, необоснованный (не соответствующий основаниям, указанным в Законе о регистрации) отказ в государственной регистрации прав или уклонение от государственной регистрации прав.

Лица, виновные в умышленном или неосторожном искажении либо утрате информации о правах на недвижимое имущество и сделках с ним, зарегистрированных в установленном порядке, несут ответственность за материальный ущерб, нанесенный в связи с этим какой-либо из сторон, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вред, причиненный физическим или юридическим лицам в результате ненадлежащего исполнения органами, осуществляющими государственную регистрацию прав, возложенных на них Законом о регистрации обязанностей, в том числе в результате внесения в ЕГРП записей, не соответствующих закону, иному правовому акту, правоустанавливающим документам, возмещается за счет казны Российской Федерации в полном объеме.

При этом в "дорожной карте" заложены и мероприятия, направленные на совершенствование регулирования ответственности в учетно-регистрационной сфере, в том числе возмещения вреда, которые должны найти отражение в федеральном законе, разработка которого запланирована "дорожной картой" к марту 2014 г. В частности, данным федеральным законом должны быть:

- уточнены виды и пределы ответственности должностных лиц, осуществляющих государственную регистрацию прав;
- определены случаи, когда вред, причиненный правомерными действиями должностных лиц, подлежит возмещению;
- усовершенствовано регулирование вопроса финансового обеспечения гражданско-правовой ответственности Российской Федерации за причиненный вред;
- уточнены основания и размеры выплаты Российской Федерацией компенсации за утрату права собственности на жилое помещение.

Следует также иметь в виду, что правоотношения, возникающие между участниками гражданского оборота недвижимости, основываются на принципах гражданского законодательства, изложенных в Гражданском кодексе Российской Федерации - его статье 1 (в редакции Федерального закона от 30.12.2012 N 302-ФЗ), которой, в частности, установлено, что:

- гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты;
- при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно; - 
никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

В контексте указанного вопроса нельзя не отметить и такую предоставленную Законом о регистрации возможность, реализованную приказом Минэкономразвития России от 27 декабря 2011 г. N 766, как получение сведений ЕГРП посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения ЕГРП. В рамках этой государственной услуги заявитель вправе запросить доступ к сведениям ЕГРП также и обо всех объектах недвижимости, правообладателем которых он является, в режиме просмотра и копирования. Ему предоставлена и возможность получения уведомлений об изменении сведений о принадлежащих ему объектах.

При этом согласно названному акту Минэкономразвития России:

- заявителю, являющемуся правообладателем, или представителем правообладателя, или лицом, имеющим право на наследование имущества правообладателя по завещанию или по закону, при предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРП, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу обеспечивается возможность неограниченного просмотра и копирования сведений о переходе прав на соответствующий объект недвижимости, содержащихся в ЕГРП, в объеме сведений, актуальных на дату прекращения его права, а также предшествующих прекращению его права на объект недвижимости;

- уведомления об изменении сведений, содержащихся в ЕГРП, при предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРП, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу размещаются в специальном разделе официального сайта Росреестра в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, ссылка на который направляется заявителю по электронной почте не позднее пяти дней после внесения изменений в соответствующие сведения ЕГРП;

- в уведомления об изменении сведений, содержащихся в ЕГРП, включаются все общедоступные сведения об объекте недвижимости с указанием на сведения, которые были изменены, и дата таких изменений; в случае предоставления обобщенных сведений о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости - также включаются сведения об изменении перечня объектов недвижимого имущества, принадлежащих такому лицу, с указанием общедоступных сведений об объекте недвижимости и даты государственной регистрации прекращения права на него, общедоступных сведений об объекте недвижимости и даты государственной регистрации возникновения права на него;

- уведомления об изменении сведений о переходе прав на объект недвижимости при предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРП, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу направляются заявителю, являющемуся правообладателем, или представителем правообладателя, или лицом, имеющим право на наследование имущества правообладателя по завещанию или по закону, до момента прекращения его права на объект недвижимости, если такое право прекращено до истечения срока действия ключей доступа (срок, в течение которого заявителю предоставляется возможность использования ключей доступа, составляет один год со дня осуществления оплаты за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРП, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, в порядке и размере, установленных приказом Минэкономразвития России от 15.02.2012 N 58).

При покупке квартиры на этапе строительства дома по договору долевого участия, который регистрируется в ФРС, предоставляет ли ФРС какие-либо гарантии по защите прав физического лица - инвестора? Несет ли ФРС ответственность в случае возникновения неустранимых проблем у застройщика и пр.? - Оксана (Москва)

Наталья Николаевна: Государственное регулирование, контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются, в частности, в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об участии в долевом строительстве).

Согласно части 2 статьи 23 Закона об участии в долевом строительстве контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются в соответствии с Законом об участии в долевом строительстве уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган).

На основании пункта 2.1 части 5 статьи 23 Закона об участии в долевом строительстве контролирующий орган вправе получать от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, а также от органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за деятельностью застройщиков, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

КонсультантПлюс: Сергей Бакулин из Белгорода интересуется: "Во многих управлениях Росреестра по субъектам РФ существует разная практика тех или иных регистрационных действий, и принятые стандарты не могут охватить весь спектр имеющихся вопросов. В связи с этим зачастую приходится обращаться в управление по субъекту РФ и центральный аппарат Росреестра с просьбой разъяснить позицию по тем или иным вопросам. Ответ в соответствии с законом об обращениях граждан приходится ждать месяц. Планируется ли создать специальную "горячую" линию по устранению противоречий в позициях по вопросам государственной регистрации центрального аппарата Росреестра и управлений по субъектам?"

Наталья Николаевна: О наличии "противоречий в позициях по вопросам государственной регистрации центрального аппарата Росреестра и управлений по субъектам" вопрос не стоит. В ряде случаев требуется разъяснение практики применения законодательства (в том числе в связи с принятием правовых актов, вносящих изменения в законодательство, наличием правовой неопределенности, коллизий в правовом регулировании тех или иных вопросов в различных правовых актах и т.п.). Отработка Росреестром рекомендаций занимает определенное время, в частности, в ряде случаев, если подготовка рекомендаций для территориальных органов затрагивает сферы деятельности иных федеральных органов исполнительной власти, требуется и согласование позиции с такими органами. Росреестр в указанных целях в определенных случаях запрашивает и позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации.

При этом сроки регистрации прав установлены законом, и наличие или отсутствие разъяснений практики применения тех или иных норм права не является основанием для "отложения" заявлений, представленных на регистрацию, до получения соответствующих рекомендаций. Кроме того, отдельные сферы законодательства (например, земельное) находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и, следовательно, наряду с федеральными актами в процессе регистрации прав на объекты недвижимости, расположенные на территории соответствующих субъектов Российской Федерации, подлежат рассмотрению и применению также изданные в установленном порядке уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативные правовые акты в таких сферах.

С 1 марта 2013 года вступят в силу поправки в ГК РФ, которыми будет отменена необходимость государственной регистрации договоров аренды недвижимости, заключенных на срок более года (см. п. 8 ст. 2 ФЗ РФ N 302-ФЗ от 30.12.2012). При этом явным образом прописанный институт регистрации права аренды недвижимости пока в ГК РФ не внесен. Разумеется, что никакие поправки в закон о регистрации прав на недвижимое имущество пока даже не обсуждаются. Вопрос: как будет поступать Росреестр с заявлениями о госрегистрации договоров аренды недвижимости, поступившими в ФРС после 01.03.2013? - Виктор (Санкт-Петербург)

Наталья Николаевна: Вступившим в силу со дня официального опубликования Федеральным законом от 04.03.2013 N 21-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" из пункта 8 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2012 N 302-ФЗ "О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" исключено указание на статьи 609, 651, 658 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК). Таким образом, о новых изменениях в порядке государственной регистрации аренды недвижимого имущества на данный момент вопрос не стоит. 

Возможно ли зарегистрировать право собственности на глиняный карьер как на объект недвижимого имущества? - Алиса (Всеволожск)

Наталья Николаевна: Согласно статье 1 Закона о регистрации недвижимым имуществом (недвижимостью), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации, являются земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы. На основании пункта 1.2 статьи 20 Закона о регистрации не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия органа кадастрового учета по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи.

Согласно части 5 статьи 4 Закона о кадастре сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном Законом о кадастре порядке соответствующих документов, если иное не установлено Законом о кадастре, которые являются результатом кадастровых работ. Таким образом, вопрос о том, относится ли объект к объектам недвижимого имущества, решается при проведении кадастровых работ. Также данный вопрос может быть решен на стадии разработки проектной документации и получения разрешительных документов, поскольку согласно статье 51 Градостроительного кодекса РФ для строительства объектов капитального строительства (а следовательно, и объектов недвижимости) требуется разрешение на строительство, а после завершения строительства - разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (статья 55 Градостроительного кодекса РФ).

Жилые помещения, приобретенные и (или) построенные до введения Жилищного кодекса РФ от 2004 г. и ФЗ N 122-ФЗ (с наличием технических документов), могут быть зарегистрированы в Росреестре без судебного признания права собственности на такие помещения? - Андрей (Азов, Ростовская область)

Наталья Николаевна: Могут - при наличии документов, подтверждающих возникновение (наличие) прав на данные жилые помещения, оформленных (изданных, выданных) в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент оформления (издания, выдачи) таких документов, в том числе на момент совершения соответствующей сделки.

Общие основания для проведения государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, в том числе на жилые помещения, предусмотрены п. 1 ст. 17 Закона о регистрации. К ним относятся:

-  акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;

- акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; -  свидетельства о праве на наследство;

-  вступившие в законную силу судебные акты;

-  акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

-  иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;

- иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Таким образом, судебные акты не являются единственным основанием для государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, в том числе на жилые помещения, приобретенные или построенные до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона о регистрации. При этом следует отметить, что в соответствии с п. 1 ст. 6 Закона о регистрации права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Закона о регистрации (31.01.1998), признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации. Государственная регистрация таких прав производится по желанию их обладателей.

В отношении такого вида жилого помещения, как индивидуальный жилой дом, созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), может быть применен упрощенный порядок оформления прав.

Основания для государственной регистрации прав в упрощенном порядке предусмотрены статьей 25.3 Закона о регистрации, и к ним относятся:

1) документы, подтверждающие факт создания указанного объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;

2) правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.

Представления правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется, в случае если право гражданина на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном Законом о регистрации порядке.

В соответствии с п. 4 ст. 25.3 Закона о регистрации документами, подтверждающими факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержащими описание объекта индивидуального жилищного строительства, являются кадастровый паспорт объекта индивидуального жилищного строительства и разрешение органа местного самоуправления на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или в случае, если объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство. При этом до 1 марта 2015 года кадастровый паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт его создания на указанном земельном участке и содержащим описание такого объекта.

Пунктом 5 ст. 25.3 Закона о регистрации предусмотрено, что истребование у заявителя дополнительного документа для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в п. 1 ст. 25.3 Закона о регистрации объект недвижимого имущества (разрешения на строительство, если таким объектом не является объект незавершенного строительства, документа, подтверждающего внесенные в декларацию об объекте недвижимого имущества сведения, или подобного документа) не допускается. При этом отсутствие этого документа не может являться основанием для приостановления государственной регистрации прав на такой объект недвижимого имущества или для отказа в данной государственной регистрации.

При этом на практике исходя из конкретной ситуации могут, конечно, возникнуть определенные нюансы. Например, если гражданин приобрел квартиру по договору, подписанному с другим гражданином после вступления в силу Закона о регистрации (после 31.01.1998), но право покупателя не было зарегистрировано (стороны не обращались в регистрирующий орган, обращались, но в регистрации было отказано) и по данным ЕГРП это помещение принадлежит на праве собственности иному (третьему) лицу (не наследнику продавца), то, скорее всего, в государственной регистрации права на данное помещение покупателя по этой сделке в связи с наличием противоречия между заявленным и зарегистрированным правом, которое не было оспорено покупателем в судебном порядке (то есть решение суда о признании права покупателя отсутствует), будет отказано.

КонсультантПлюс: Снежко Ирина Игоревна из Москвы спрашивает: "В период с мая 2010 г. по июнь 2012 г. в рамках программы "Правительства для правительства" (G2G) и в соответствии с приказом Росреестра от 8 апреля 2011 г. N П/106 выполнялся проект "Создание модели трехмерного кадастра объектов недвижимости в России" между Росреестром и Агентством кадастра, регистрации земель и картографии Нидерландов. С результатами проекта для нескольких объектов Нижнего Новгорода уже можно ознакомиться на портале Росреестра. Скажите, пожалуйста, планируется ли переход к трехмерному кадастровому учету в России, возможно ли это на современном этапе развития кадастровых отношений, ведутся ли какие-нибудь разработки в данном направлении?"

Наталья Николаевна: В июне 2012 года завершился проект "Создание модели трехмерного кадастра объектов недвижимости в России", проводимый в рамках программы "Правительства для правительства" (G2G) Росреестром и Агентством кадастра, регистрации земель и картографии Нидерландов. В качестве пилотного региона для реализации проекта была определена Нижегородская область. На территории города Нижнего Новгорода были выбраны 3 пилотных объекта. В рамках проекта был изучен международный опыт в создании трехмерного кадастра, проведен анализ действующего законодательства в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета, создана модель трехмерного кадастра, отвечающая условиям Российской Федерации, разработан прототип на основе модели трехмерного кадастра.

Результаты работы над проектом (действующие прототипы) размещены на официальном сайте Росреестра, где в справочно-информационном сервисе "Публичная кадастровая карта" доступны для ознакомления трехмерные модели пилотных объектов.  Относительно перспектив развития трехмерного кадастра в России необходимо отметить, что соответствующая задача поставлена перед Минэкономразвития России и Росреестром планом мероприятий ("дорожной картой") "Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.12.2012 N 2236-р.

На первом этапе (март 2014 года) реализации соответствующего мероприятия "дорожной карты" должны быть внесены изменения в Закон о кадастре; к марту 2015 года - в ведомственные нормативные правовые акты, устанавливающие порядок ведения государственного кадастра недвижимости, порядок предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, а также форму документов, в виде которых они будут предоставляться, требования к форме технического плана здания (помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства) и требования к его подготовке и др. На третьем этапе (март 2017 г.) должно быть осуществлено организационно-технологическое внедрение (доработка учетных систем Росреестра, разработка XML-схем и пр.). При этом представляется, что обязательность описания объекта недвижимости в трехмерном пространстве может быть установлена для отдельных категорий объектов недвижимости (сложные по конфигурации здания, сооружения).

В соответствии с приказом Минэкономразвития "Об утверждении порядка ведения государственного кадастра недвижимости" в кадастровых паспортах на здания исчезло наименование. Наименование этих объектов обозначается прочерком. У компаний, ведущих большое новое строительство, возникают сложности с учетом "обезличенных" зданий, а также проблемы при получении лицензий на отдельные виды деятельности. В документах о праве фигурирует только назначение - жилое и нежилое. В ЕГРП также есть раздел с наименованием зданий. - Румянцева Татьяна (Амурская область)

Наталья Николаевна: Законом о кадастре и приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости" (далее - Порядок) не предусмотрено внесение в ГКН сведений о наименовании объектов капитального строительства, в том числе зданий. Соответственно, Порядком не предусмотрено внесение в ГКН сведений о наименовании здания.

Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219, предусмотрено, что подраздел ЕГРП, содержащий краткое описание объекта недвижимого имущества, заполняется на основании документов, удостоверенных организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества на территории регистрационного округа. В настоящее время таким документам является кадастровый паспорт объекта недвижимого имущества (в частности - здания).

Вместе с тем в графе "Наименование" подраздела I ЕГРП указывается индивидуальное наименование объекта (если оно имеется), например храм Христа Спасителя, Театр оперы и балета и т.п. При отсутствии индивидуального наименования указывается обобщенное наименование соответствующего вида объектов, например: земельный участок, жилой дом, квартира, гараж, нежилое помещение в многоквартирном доме, объект незавершенного строительства, линейно-кабельное сооружение связи и т.п.

Необходимо отметить, что согласно части 1 статьи 5 Закона о кадастре каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в ГКН, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.

Исходя из изложенного, объекты недвижимого имущества без включения в ГКН сведений об их наименовании не являются "обезличенными". Их идентификация может осуществляться прежде всего по кадастровым номерам. Вместе с тем также отмечаем, что в настоящее время рассматривается вопрос о возможности дополнения статьи 7 Закона о кадастре такой характеристикой здания, сооружения, как наименование.

Оформили в собственность по "дачной амнистии" гаражи и землю под гаражами. При оформлении на гараж представили документ -  декларацию на недвижимость. Если в будущем надумаем продавать гаражи, не потребуют ли кадастровую карту из БТИ, т.к. при регистрации этого не требовалось? - Маргарита (Республика Марий Эл, г. Козьмодемьянск)

Наталья Николаевна: Согласно части 9 статьи 25 Закона о кадастре постановка на учет объекта недвижимости, созданного на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке, либо гаража или иного объекта недвижимости, для строительства, реконструкции которых выдачи разрешения на строительство не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляется на основании декларации о таком объекте недвижимости, представленной вместе с заявлением о государственной регистрации прав в соответствии со статьей 25.3 Закона о регистрации.

При этом пунктом 4 Правил направления копии декларации об объекте недвижимого имущества, право собственности на который зарегистрировано, органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в организацию (орган) по учету объектов недвижимого имущества, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 531, установлено, что регистрирующий орган направляет в орган кадастрового учета в месячный срок с даты государственной регистрации права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества:

- копию декларации для присвоения объекту кадастрового номера и для ведения базы данных об объектах недвижимого имущества, государственная регистрация права собственности на которые произведена на основании деклараций;

- сведения о государственной регистрации права собственности на объект.

Гараж зарегистрирован по "дачной амнистии". На кадастровом учете не стоит. Как платить налоги на недвижимость, если кадастровая стоимость не определена? Можно ли определить ее с помощью кадастрового инженера? - Андрей (Москва)

Наталья Николаевна: В соответствии с законодательством об оценочной деятельности определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в рамках проведения государственной кадастровой оценки (далее - ГКО). Вместе с тем в рамках проведения ГКО кадастровая стоимость определяется в отношении объектов недвижимости, учтенных на дату проведения оценки в государственном кадастре недвижимости.

Кроме того, в случае включения сведений об объектах недвижимости в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость определяется органом кадастрового учета на основании утвержденных результатов ГКО в рамках реализации соответствующих полномочий. Таким образом, кадастровая стоимость указанного гаража будет определена при включении сведений о нем в государственный кадастр недвижимости.

Сейчас во Владимирской области полномочия по приему документов на государственную регистрацию передали федеральному бюджетному учреждению - кадастровой палате по Владимирской области, работники которой не являются государственными служащими, соответственно закон о государственной гражданской службе не регламентирует их. Как будет вестись борьба с коррупцией, недопущение конфликта интересов и пр.? Непонятно, как будет проходить реформирование впоследствии и что произойдет с государственными регистраторами? - Марина (Владимир)

Наталья Николаевна: В соответствии с приказом Росреестра от 10.05.2011 N П/161 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями по приему и выдаче документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и на предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним" все филиалы ФГБУ "ФКП Росреестра" по субъектам Российской Федерации наделены соответствующими полномочиями.

В соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" сотрудники ФГБУ "ФКП Росреестра" не замещают должности государственной гражданской службы Российской Федерации, однако в Трудовом кодексе Российской Федерации предусмотрена статья о принятии мер по урегулированию конфликта интересов.

Так, согласно подпункту 7.1. пункта 7 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации, непринятие работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, может повлечь расторжение с ним трудового договора, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя. Таким образом, сотрудники ФГБУ "ФКП Росреестра" обязаны при конфликте интересов принимать соответствующие меры.

Следует отметить, что Росреестром и ранее велась работа по выявлению конфликта интересов при осуществлении сотрудниками ФГБУ "ФКП Росреестра" своих обязанностей. После создания центрального аппарата ФГБУ "ФКП Росреестра" эта работа будет вестись совместно с Росреестром на систематической основе.

Что же касается изменения статуса государственного регистратора, то на данный момент об этой возможности предметно говорить преждевременно. При этом в любом случае, если такое решение будет принято, такой вопрос (статус регистратора, в том числе его права, обязанности, ответственность) должен будет найти свое законодательное разрешение.

Что ждет сферу государственного земельного надзора? - Дмитрий (Карелия)

Наталья Николаевна: Основами государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012 - 2017 годы, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 N 297-р, определены следующие основные направления развития и совершенствования государственного земельного надзора:

- уточнение полномочий органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;
- установление возможности привлечения нарушителей к ответственности на основании данных дистанционного зондирования;
- повышение ответственности за неиспользование или ненадлежащее использование земельных участков, в том числе в части установления размера административного штрафа в зависимости от площади и кадастровой стоимости земельного участка, на котором допущено земельное правонарушение.

В целях исполнения указанных направлений развития Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии подготовлены и направлены в Министерство экономического развития Российской Федерации предложения о внесении изменений в соответствующие нормативные правовые акты Российской Федерации.

КонсультантПлюс: "Дорожная карта" предполагает значительное развитие электронных сервисов Росреестра. Сергей из Нижнего Новгорода интересуется: "Оформил на сайте заявку на получение выписки из ЕГРП, оплатил ее (еще 11 января) - система до сих пор выдает статус "в работе", хотя уже 13 февраля и срок услуги стоит 18 января. Не проще ли передать организацию сбора заявок, их оплату и отслеживание на единый портал государственных услуг, а не каждому ведомству заниматься собственными порталами?"

Наталья Николаевна: Сервисы официального сайта Росреестра позволяют формировать в интерактивном режиме запросы (заявления) о предоставлении государственных услуг, используя в том числе результаты поиска онлайн-сервисов; т.е., используя публичную кадастровую карту или сервисы онлайн, заявитель находит объект недвижимого имущества, в отношении которого он хочет получить государственную услугу, и сразу же формирует запрос (заявление), при этом описание объекта переносится из результатов поиска. Таким образом исключаются ошибки при описании объекта. Кроме этого, на официальном сайте реализованы сервисы, позволяющие осуществить плату за оказание государственных услуг, если такая плата установлена законом. 

После формирования запроса сервисы официального сайта Росреестра обеспечивают доставку запросов (заявлений) до места их обработки, для услуг Росреестра доставка осуществляется до информационной системы по месту нахождения объекта недвижимого имущества или до информационной системы центрального аппарата Росреестра, при запросе сведений о правах отдельного лица - в пределах Российской Федерации. В настоящее время обработка запросов о предоставлении сведений из государственного кадастра недвижимости и сведений из реестра прав осуществляется в автоматизированном режиме, при участии должностных лиц, формирующих и подписывающих документы.

Также Росреестром ведутся работы по созданию федерального информационного ресурса, после завершения которых полный цикл обработки запросов о предоставлении сведений будет осуществляться в автоматизированном режиме, что существенно сократит временные затраты как за счет сокращения возможных проблем при маршрутизации запросов до места обработки и обратно, так и за счет обеспечения круглосуточного процесса обработки запросов.

К сожалению, вами не указан номер запроса, на который не получен ответ, без данного реквизита установить причину нарушения срока предоставления сведений не представляется возможным. По статистике 92% запросов о предоставлении сведений обрабатываются в установленный срок, нарушение сроков обработки зачастую связано с неправильной маршрутизацией запросов, в том числе по причине неправильного указания местонахождения объекта недвижимого имущества по вине заявителя, наличием технических сбоев в работе модулей маршрутизации, а также спонтанным увеличением количества поступающих запросов.

На сайте Росреестра имеется превосходная возможность заказать выписку на любой земельный участок по кадастровому номеру. А есть ли там возможность заказать такую же выписку на определенную дату? И где можно заказать выписку обо всех изменениях координат по земельному участку? - Наталья (Белгородская область)

Наталья Николаевна: Сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в соответствии со статьей 14 Закона о кадастре и приказом Минэкономразвития России от 27.02.2010 N 75 "Об установлении порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости". При этом в настоящее время названные нормативные правовые акты не предусматривают возможности предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, по состоянию на любую дату, предшествующую дате запроса.

В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона о кадастре сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в том числе в виде кадастровой выписки об объекте недвижимости, которая представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую запрашиваемые сведения об объекте недвижимости. Если в соответствии с кадастровыми сведениями объект недвижимости, сведения о котором запрашиваются, прекратил существование, любая кадастровая выписка о таком объекте наряду с запрашиваемыми сведениями должна содержать кадастровые сведения о прекращении существования такого объекта.

Сведения, предоставляемые из государственного кадастра недвижимости в форме кадастровой выписки, актуальны на дату предоставления сведений, поскольку законодательством не предусмотрено иное. Соответственно, разрешение заданного вопроса возможно при внесении соответствующих изменений в действующие нормативные правовые акты.

В Республике Башкортостан сервис получения онлайн-выписок из ЕГРП посредством интернет-ресурса стабильно выдает недостоверную информацию. Нами проверены адреса многих сотрудников, имеющих квартиры в собственности: ресурс выдает информацию, что прав на объект не зарегистрировано. При этом за получение каждой такой выписки абонентская плата списывается. - Виктория (Уфа)

Наталья Николаевна: В данной формулировке вопроса непонятно, о каком сервисе официального сайта Росреестра, поименованного как "Предоставление онлайн-выписок из ЕГРП", идет речь. Кроме этого, отсутствуют примеры предоставления недостоверных сведений, что ограничивает возможность дачи исчерпывающих пояснений по указанному вопросу. В случае если идет речь о предоставлении сведений из ЕГРП путем доступа к информационному ресурсу, такой доступ осуществляется в соответствии с Порядком предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним приказом, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 27.12.2011 N 766 (далее - Приказ Минэкономразвития России от 27.12.2011 N 766).

В информационном ресурсе ЕГРП содержатся сведения обо всех зарегистрированных правах и ограничениях. Поиск информации может осуществляться как по адресу объекта недвижимого имущества, так и по кадастровому (условному) номеру. Возможно, в описанном вами случае права на приватизированное жилье не зарегистрированы в ЕГРП или проблемы связаны с идентификацией объектов недвижимого имущества.

Подскажите, если в базе АИС ГКН значится иная площадь, чем та, на которую у нас выдано свидетельство, кто это должен исправлять? Нам выдали приостановку внесения изменений в ЕГРП (в части наименования комнат и общей площади здания) на основании несовпадения сведений о площади нашего объекта (которая подтверждена свидетельством) и АИС ГКН. Когда появится и кто должен внести данные в АИС ГКН о новой площади и наименовании комнат, если заявляемая нами новая площадь взята из кадастрового паспорта, который выдан до 01.01.13 БТИ? Исходя из консультации в Росреестре по ЮАО проблема несоответствия площадей в АИС ГКН и в нашем свидетельстве, а также отсутствия новых данных - это наша проблема и они с этим сделать ничего не могут, это действительно так? - Елена (Москва)

Наталья Николаевна: В соответствии с частью 2 статьи 16 Закона о кадастре постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пунктах 9 и 10 части 2 статьи 7 данного Закона, или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 Закона о кадастре, осуществляются, если иное не установлено Законом о кадастре, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с Законом о кадастре для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Исходя их изложенного, необходимые изменения в сведения о характеристиках объекта недвижимого имущества могут быть внесены в ГКН двумя способами:
- по заявлению правообладателя, на основании необходимых для осуществления такого учета документов;
- на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.

Также соответствующие учетные действия могут быть осуществлены и на основании вступившего в законную силу решения суда.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 42 от 26.01.2006 "решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения" - следовательно, отнесение жилого помещения к тому или иному виду помещений специализированного жилищного фонда должно быть зарегистрировано в ЕГРП. Можно ли из выписки ЕГРП получить информацию об отнесении жилого помещения к тому или иному виду помещений специализированного жилищного фонда? Является ли данная информация общедоступной? И является ли отсутствие данной информации ЕГРП фактом, подтверждающим неотнесение жилого помещения к тому или иному виду помещений специализированного жилищного фонда? - Александр (Красноярск, Красноярский край)

Наталья Николаевна: В соответствии с пунктом 1 статьи 131 и пунктом 1 статьи 164 ГК государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется только в случаях, предусмотренных ГК и иными федеральными законами. При этом согласно пункту 1 статьи 4 Закона о регистрации ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации только в случаях, предусмотренных законом.

Частью 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК) установлено, что включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Однако действующими нормативными правовыми актами не предусмотрена государственная регистрация таких решений, а также ограничений (обременений) прав, возникающих на их основании. В соответствии с пунктом 6 статьи 12 Закона о регистрации объем сведений об объекте недвижимого имущества, подлежащих внесению в ЕГРП, установлен Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219.

Так, в отношении помещения на основании кадастрового паспорта объекта недвижимого имущества в подраздел I-3 раздела ЕГРП вносятся следующие сведения: кадастровый или условный номер, адрес (местоположение), наименование, назначение, площадь, этаж, номера на поэтажном плане. При этом в графе "Назначение" указывается основное назначение объекта, например: жилое, нежилое, производственное, складское, торговое и т.п. Таким образом, при описании объекта недвижимости в ЕГРП внесение сведений о том, что жилое помещение является служебным, не предусмотрено (соответственно, данная информация не отражается и в выписках из ЕГРП, формы которых утверждены приказом Минэкономразвития России от 01.09.2011 N 440).

Согласно пункту 14 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 42, решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения. Учитывая, что согласно пункту 3 статьи 92 ЖК специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, в наем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным разделом IV ЖК, указанный документ должен быть принят во внимание государственным регистратором при проведении правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию права, сделки, ограничения (обременения) права с соответствующим объектом недвижимости. Дополнительно отмечаю, что комментируемый вопрос предполагается учесть при разработке новых правил ведения ЕГРП.

У меня на руках есть договор купли-продажи квартиры от 1993 года. Есть штамп на договоре о том, что собственность внесена в реестр. Заказала выписку из реестра, получила ответ, что моей квартиры в реестре собственников нет. При получении объяснили, что ничего страшного, просто старые архивные данные не перенесены в базу. И надо просто заказать повторное свидетельство и написать заявление о внесении сведений в реестр. Я могу сделать это после 1 марта? - Лебедева Светлана (Санкт-Петербург)

Наталья Николаевна: Закон о регистрации вступил в силу 31.01.1998. Права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Закона о регистрации, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Законом о регистрации; государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей, ее проведение требуется только в случаях, указанных в Законе о регистрации (статья 6 Закона о регистрации).

До 31.01.1998 в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" применялся действовавший порядок регистрации недвижимого имущества и сделок с ним. При этом согласно пункту 1 статьи 6 Закона о регистрации государственная регистрация прав, осуществлявшаяся в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до вступления в силу Закона о регистрации, является юридически действительной.

В соответствии с пунктом 8.2 Рекомендаций по технической инвентаризации и регистрации зданий гражданского назначения, принятых Росжилкоммунсоюзом 01.01.1991, инвентарные объекты, основными строениями которых являются жилые здания с жилыми помещениями, подлежали регистрации в бюро технической инвентаризации в порядке, предусмотренном Постановлением Совета Министров СССР от 10.02.1985 N 136 "О порядке государственного учета жилищного фонда" (далее - Постановление N 136) и Инструкцией о порядке регистрации жилищного фонда, утвержденной приказом ЦСУ СССР от 15.07.1985 N 380 (далее - Приказ N 380).

Постановлением N 136 предусматривалось, что государственный учет жилищного фонда независимо от его принадлежности осуществляется по единой системе на основе регистрации и технической инвентаризации. В соответствии с Приказом N 380 функции по технической инвентаризации и регистрации жилищного фонда осуществляли бюро технической инвентаризации. При этом передача сведений о зарегистрированных правах на объекты недвижимости из баз данных органов бюро технической инвентаризации в ЕГРП не осуществлялась (Законом о регистрации не предусмотрено "автоматическое" включение таких сведений в ЕГРП).

В целях государственной регистрации в ЕГРП права собственности на недвижимое имущество, возникшего до 31.01.1998, правообладателю или его представителю необходимо обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, по месту нахождения объекта недвижимого имущества с соответствующим заявлением, документом, подтверждающим оплату государственной пошлины, а также необходимыми документами, подтверждающими возникновение права.

Действующим законодательством Российской Федерации не установлены ограничительные сроки, в течение которых в ЕГРП должны быть зарегистрированы права, возникшие до вступления в силу Закона о регистрации, в связи с чем правообладатель вправе в любое время обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, по месту нахождения объекта недвижимости с необходимыми для государственной регистрации прав документами.

Свидетельство о государственной регистрации права может быть выдано только после проведения государственной регистрации права (в том числе и права, возникшего до 31.01.1998) в ЕГРП в порядке, установленном Законом о регистрации.

Территориальные отделения Росреестра не справляются с нагрузкой, очереди такие, что люди ночуют у здания, ведут списки, как в 90-е годы, например в Нижнем Тагиле. Приходится отстаивать очередь и драться у терминала, чтобы стоять в очереди с талоном у кабинета! В таких условиях оказание услуг через Интернет является очень важным. Почему Росреестр работает только с определенными банками? Если я, представитель юридического лица, имею платежное поручение на бумаге с печатью банка, то дистанционно услугу получить не смогу, потому что система Росреестра не поддерживает такой способ оплаты. Кроме того, требование ЭЦП в Интернете делает услуги недоступными, поскольку для обращения в Росреестр ЭЦП не требуется (а это тоже гос. услуга), а для заказа кадастрового паспорта она обязательна! ЭЦП выдают только в нескольких городах России. Почему Росреестр не делает реально доступными услуги через Интернет, а только делает вид, что можно получить услугу через Интернет? - Клементьев Александр Владимирович (Нижний Тагил)

Наталья Николаевна: Прием документов на государственную регистрацию прав Нижнетагильским отделом управления осуществляется посредством предварительной записи через портал Росреестра, по телефону 8-8001003434, по телефону Нижнетагильского отдела управления, при личном обращении в отдел, а также в порядке живой очереди. По состоянию на 05.03.2013 предварительная запись для юридических лиц осуществляется на любую дату начиная с 06.03.2013, для физических - с 14.03.2013. Прием документов в Нижнетагильском отделе управления осуществляется девятью специалистами.  Приказом управления от 16.08.2012 N П/252 установлен график приема заявителей, в том числе в Нижнетагильском отделе управления: понедельник, среда - с 09:00 до 18:00; вторник - с 08:00 до 18:00; четверг - с 09:00 до 20:00; пятница - с 09:00 до 16:00; суббота - с 09:00 до 13:00. 

Кроме того, прием документов на государственную регистрацию прав осуществляют 4 специалиста Межрайонного отдела N 17 ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Свердловской области; 3 специалиста осуществляют прием запросов о предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастра недвижимости, заявлений о постановке на кадастровый учет. Ежемесячно управлением осуществляется мониторинг количества принимаемых территориальными отделами управления документов, в том числе с целью установления нагрузки по количеству регистрационных действий на одного государственного регистратора. Установлено, что в период с 01.01.2013 по 05.03.2013 в книгу учета входящих документов Нижнетагильского отдела управления внесено 10253 записи.

В настоящее время прием документов в Нижнетагильском отделе управления осуществляется с использованием автоматизированной системы взаимодействия с заявителями. Предоставление сведений в электронном виде, в том числе посредством официального сайта Росреестра, осуществляется в соответствии с требованиями приказа Минэкономразвития России от 27.02.2010 N 75 "Об установлении Порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости" (далее - Приказ N 75). Во исполнение требований Приказа N 75, если запрос представлен в электронной форме, после оплаты заявитель направляет в орган кадастрового учета платежный документ в виде юридически значимого электронного документа или оплата за предоставление сведений осуществляется расчетными организациями, присоединившимися к публичной оферте о взаимодействии при приеме платежей физических и юридических лиц за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, и сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Оферта), с обязательным указанием в платежных документах кода платежа, полученного заявителем при представлении запроса. Оферта опубликована на официальном сайте Росреестра в соответствии с приказом Росреестра от 10.08.2012 N П/0358 и N П/0359.

В соответствии с требованиями Приказа N 75 и приказа Минэкономразвития России от 14.05.2010 N 180 "Об установлении Порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним" электронной цифровой подписью должен быть заверен запрос о предоставлении сведений в электронной форме ограниченного доступа из ЕГРП или запрос о предоставлении сведений ГКН и ЕГРП на бесплатной основе. При формировании платного запроса о предоставлении сведений ГКН посредством соответствующего сервиса официального сайта Росреестра ЭЦП не требуется.

Что касается доступности электронных услуг Росреестра. Согласно данным статистики, в 2012 году существенно возросло в сравнении с 2011 годом количество оказанных услуг по предоставлению сведений из учетных систем Росреестра по запросам, поданным через сайт: по предоставлению сведений из ГКН - почти в два раза (с 1159000 в 2011 до более чем 2123000 в 2012), из ЕГРП - почти в 5 раз (с 162000 до почти 864000 соответственно). Это ли не свидетельство востребованности и доступности электронных услуг Росреестра?

Территориальные органы Росреестра переходят на использование ПК ПВД для приема документов. Какой в этом смысл, если ПК ПВД функционирует с огромным количеством недостатков, преодолевая которые специалисты на приеме тратят очень много времени? ФКЦ "Земля" при рассмотрении этих недостатков требует от пользователей ПК ПВД совершения действий (вроде пошагового описания действий пользователя со скриншотами и т.д.), которые не являются функцией приемщиков. Кроме того, работа через ПК ПВД требует увеличения количества специалистов тер. органов для загрузки данных в юстицию и ЕГРП. В тер. органах сейчас, наоборот, штаты сокращают. Возможно, для сокращения времени приема имеет смысл Росреестру использовать для приема документов безотказно работающие юстицию и ЕГРП, а прием в ПК ПВД осуществлять только смежным организациям (кадастровой палате и МФЦ)? - Алексей (Россия)

Наталья Николаевна: ПК ПВД предназначен для приема документов на осуществление действий, связанных с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав, на бумажном носителе, в том числе экстерриториальных запросов о предоставлении сведений ЕГРП и ГКН, а также выдачи документов по результатам осуществления учетных или регистрационных действий, выдачи сведений ЕГРП и ГКН посредством личного обращения заявителя в пункты приема и выдачи документов территориальных органов Росреестра и филиалов ФГБУ "ФКП Росреестра". ПК ПВД выполняет функции по регистрации принятых документов, регистрации запросов о предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) (заявлений или запросов), печать расписок, заявлений и запросов, уведомлений об отказе и извещений о приостановке; печать созданных документов, предназначенных для выдачи заявителям; фиксирование фактов получения документов на бумажном носителе заинтересованными лицами.

В соответствии с пунктом 6 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.07.2012 N 180 "Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в случае представления запроса при личном обращении, кроме запроса о выдаче сведений о содержании правоустанавливающего документа в виде бумажного документа, о выдаче бумажной копии договора, иного документа, выражающего содержание односторонней сделки, совершенных в простой письменной форме, такой запрос представляется в любой орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, независимо от места нахождения объекта недвижимости или адреса места жительства (места нахождения) правообладателя, в отношении которых представляется такой запрос. Такой запрос именуется экстерриториальным, прием осуществляется с помощью ПК ПВД. После приема запрос маршрутизируется до учетной системы по месту нахождения объекта недвижимого имущества (внутриведомственный запрос), после обработки возвращается в форме электронного документа в орган, принявший запрос для формирования ответа в виде бумажного документа.

ПК ПВД разработан для совершенствования процедуры подачи документов для осуществления кадастрового учета и государственной регистрации прав с целью отделения процедуры подачи документов от процедуры их обработки, а также осуществления дальнейшего перехода к объединению Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости, включающий сведения об объекте и о субъекте права, правах, сделках и ограничениях (обременениях) прав, в рамках исполнения плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации Правительства Российской Федерации от 01.12.2012 N 2236-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Для реализации вышеуказанного подхода Росреестром осуществляется постоянная доработка и модернизация ПК ПВД с учетом изменений, вносимых в нормативно-правовые акты, касающиеся государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, а также замечаний и предложений, поступающих от территориальных органов Росреестра и филиалов ФГБУ "ФКП Росреестра", являющихся пользователями программного комплекса.

Скажите, пожалуйста, в связи с чем в Краснодарском крае сроки государственной регистрации сокращены до 7 дней, а в Ставропольском крае с 14 дней увеличены до 21 дня? - Шугаева Надежда Георгиевна (Ставрополь)

Наталья Николаевна:  В соответствии с пунктом 3 статьи 13 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится в течение двадцати календарных дней со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации, если иные сроки не установлены федеральным законом. Для государственной регистрации отдельных видов прав на объекты недвижимого имущества действующим законодательством сроки государственной регистрации прав сокращены (например, государственная регистрация ипотеки жилых помещений проводится не позднее чем в течение пяти рабочих дней со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации).

Таким образом, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним может быть проведена в срок от 1 до 20 дней. При этом территориальные органы Росреестра вправе принимать локальные акты о сроках государственной регистрации прав в пределах установленного Законом о регистрации срока в зависимости от технической и штатной возможности каждого территориального органа Росреестра.

После вступления в силу 30.07.2012 изменений в Закон о регистрации государственная регистрация прав проводится в Управлении Росреестра по Ставропольскому краю в течение двадцати календарных дней со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации, если иные сроки не установлены федеральным законом (например, при государственной регистрации ипотеки, погашения записи об ипотеке, государственной регистрации договоров участия в долевом строительстве и т.д.).

Данное решение было обусловлено:

-  положительной динамикой количественного роста заявлений, поступающих на государственной регистрацию (в 2012 г. - на 3,8% в сравнении с 2011 годом, в 2013 г. - на 6,5% в сравнении с 2012 г.);
-  акцентом на повышение качества предоставляемых государственных услуг (доля приостановок по предоставлению государственной услуги в управлении составила всего 3%, доля отказов - 0,7%, при среднероссийских показателях 5,2% и 0,8% соответственно);
-  введением в действие на территории Ставропольского края с 01.04.2012 нового порядка учета объектов капитального строительства;
- переходом на новый формат работы предоставления государственных услуг в рамках межведомственного взаимодействия (ответы на межведомственные запросы управления, направляемые в рамках Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", предоставляются на бумажном носителе в срок до 12 дней с момента получения запроса управления); 
- проведением работ по гармонизации и верификации баз данных ЕГРП и ГКН;
- осуществлением специалистами филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю приема документов в сфере государственной регистрации прав с использованием программного комплекса ПК ПВД и последующей необходимостью их адаптации сотрудниками управления в АИС "Юстиция";
- сокращением штатной численности управления от общей штатной численности управления на 169 штатных единиц или на 19% с 2011 по 2013 год (в 2011 г. - на 6% (сокращено 56 штатных единиц), в 2012 г. - на 7% (сокращено 63 штатные единицы), в 2013 г. - на 6% (сокращено 50 штатных единиц)).

Кроме того, ранее установленный в 2010 году локальным актом управления срок государственной регистрации 14 рабочих или 18 календарных дней соответствует определенному действующим законодательством сроку 20 календарных дней. Таким образом, довод об увеличении управлением сроков государственной регистрации не соответствует действительности. Вместе с тем уже в текущем году в рамках реализации мероприятий из "дорожной карты", управлением запланировано поэтапное сокращение сроков государственной регистрации прав по видам регистрационных действий, а также по формам и способам представления заявителем документов (в электронной форме или на бумажном носителе). Хотелось бы также отметить, что управлением сведения из ЕГРП по запросам, поступающим в электронном виде, предоставляются в срок не более одного дня.

Расскажите, пожалуйста,  поподробнее о межведомственном взаимодействии. На кого оно распространяется? Какие документы при получении услуг в Росреестре я могу не предоставлять? Должен ля я представлять в Росреестр разрешение на строительство или разрешение на ввод объекта в эксплуатацию? - Максим Борисович (Владимирская область)

Наталья Николаевна: Межведомственное взаимодействие представляет собой обмен документами и информацией, в том числе в электронной форме, между органами власти, органами государственных внебюджетных фондов в целях предоставления гражданам и организациям государственных и муниципальных услуг. С 2012 года к межведомственному взаимодействию приступил и Росреестр, и иные федеральные органы исполнительной власти, а также органы государственных внебюджетных фондов. С 2013 года к межведомственному взаимодействию подключатся органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

При этом межведомственное взаимодействие распространяется как на физических, так и на юридических лиц. Но необходимо иметь в виду, что оно затрагивает не все виды документов. Так, Законом об услугах установлен исчерпывающий перечень документов личного хранения, которые гражданин или организация обязаны представить лично в Росреестр. К таким документам относятся документы, удостоверяющие личность гражданина, учредительные документы юридического лица, решения, заключения, выдаваемые органами опеки и попечительства, решения судов, документы архивного фонда и т.п. С исчерпывающим перечнем документов личного хранения вы можете ознакомиться на официальных сайтах Росреестра или его территориальных органов, на информационных стендах в любом нашем офисе приема заявителей.

Что касается государственных услуг Росреестра, то заявитель может не предоставлять: 
- выписку из ЕГРЮЛ;
- выписку из ЕГРИП;
- разрешение на строительство;
- разрешение на ввод объекта в эксплуатацию;
- лицензию, выданную федеральным органом исполнительной власти;
- выписку из Реестра федеральной собственности;
- любой иной документ, выданный федеральным органом исполнительной власти.

В случае если вы не можете самостоятельно разобраться, какие документы представлять или не представлять в Росреестр, вы можете получить консультацию у специалиста в любом нашем офисе либо по телефонам "горячей линии" межведомственного взаимодействия или справочных служб, указанных на официальных сайтах Росреестра или его территориальных органов. Что касается разрешения на строительство или ввода объекта в эксплуатацию. Если разрешение выдано федеральным органом исполнительной власти (Минрегионом России, Федеральным дорожным агентством (Росавтодором), Минобороны России, Роснедрами, госкорпорацией "Росатом"), разрешение не представляется. Росреестр самостоятельно запросит его в порядке межведомственного взаимодействия. При этом заявитель может по собственному желанию представить этот документ в Росреестр. Также с 1 июля 2012 г. заявители вправе не представлять разрешения, выданные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. 

КонсультантПлюс: Наталья Николаевна, благодарим Вас за ответы.


Интервью подготовлено корреспондентом компании "КонсультантПлюс" А. Епифановой.
Фото - Т. Тверецкий

Все интернет-интервью