Приоритетами государственной политики в сфере обращения с отходами должно стать развитие системы их раздельного сбора и создание мощностей по их вторичной переработке

30 августа 2017 года прошло специальное заседание Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, необходимость проведения которого была вызвана  поступлением в Совет большого количества жалоб граждан из разных регионов РФ, связанных с планируемым строительством объектов по термическому обезвреживанию и размещению отходов.

На заседании было, в частности, отмечено, что в настоящее время складывается опасная тенденция превалирования методов термического обезвреживания ТКО над иными, без учета актуальности рекомендаций по выбору наилучших доступных технологий по переработке отходов производства и потребления. Технологии мусоросжигания представляются как единственная альтернатива прочим технологиям и иному опыту современного обращения с отходами.  

Основными  информационными приемами, направленными на формирование у населения благоприятного отношения к размещению МСЗ в субъектах РФ, являются:

- сопоставление только двух типов объектов по утилизации отходов - МСЗ и свалок без комплексного сравнительного анализа с раздельным сбором и переработкой отходов;

- доведение до населения информации о необходимости дополнительных мощностей генерации электрической и тепловой энергии без учета существующего в России профицита энергии в 20 ГВт;

- использование доводов об отсутствии необходимости дальнейшего использования существующих свалок при игнорировании того факта, что в процессе эксплуатации МСЗ образуются зола и шлак в объеме до 30% от первоначального объема отходов, однако имеющие уже более высокий класс опасности и требующие размещения на специализированных полигонах;

- игнорирование эффективного и позитивного опыта обращения с ТКО в форме их раздельного сбора с последующей реализацией вторичного сырья;

- попытки обращения к зарубежному опыту использования МСЗ без учета специфики исторически сложившихся в развитых странах  моделей раздельного сбора и утилизации ТКО, а также масштабов и уровня развития вторичной переработки отходов.

В этой связи Совет рекомендует:

- Правительству РФ в числе прочего:

безотлагательно принять исчерпывающие меры по скорейшему развитию в субъектах РФ системы раздельного сбора опасных и органических (пищевых) отходов от населения и юридических лиц;

обеспечить внесение изменений в законодательство РФ, предусматривающих разработку комплекса мер, направленных на предотвращение образования отходов, снижение их образования и повторное использование, включая НИОКР в сфере поиска новых легкоперерабатываемых материалов, экономическое стимулирование отказа от трудноперерабатываемых материалов, экологическое просвещение и информирование населения;

перенаправить меры государственной поддержки от отрасли термического уничтожения отходов на создание инфраструктуры раздельного сбора отходов и развитие отрасли утилизации отходов;     внести изменения в  Распоряжение Правительства РФ от 25 июля 2017 N 1589-р "Перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается", включив в перечень наиболее распространенные виды вторичных материальных ресурсов;

рассмотреть вопрос о повышении норматива утилизации для продукции и упаковки, в результате утраты потребительских свойств которых образуются данные отходы, до уровня, стимулирующего их вовлечение во вторичный оборот;

разработать проект закона, направленного на вывод из обращения на территории РФ одноразовых пластиковых пакетов. В проекте закона предусмотреть наличие следующих основных положений:

запрет на производство одноразовых пластиковых пакетов;

для многоразовых пакетов установить критерии их признания таковыми (например, проведение обязательной сертификации их возможного многократного использования не менее 125 раз);

ввести обязательную плату за распространение одноразовых пластиковых пакетов предприятиями розничной торговли;

вести правило обязательности сбора пришедших в негодность полиэтиленовых пакетов в местах их реализации и с обязательной передачей на утилизацию с предоставлением документов о факте утилизации;

в целях исключения из Государственного реестра объектов размещения отходов объектов (ГРОРО), оказывающих негативное воздействие на окружающую среду свыше установленных нормативов, разработать основания для проведения внеплановых проверок с целью выявления нарушений, исключения объекта из ГРОРО и последующего прекращения эксплуатации данного объекта;

обеспечить внесение изменений в законодательство РФ, предусматривающих увеличение нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств;

обеспечить внесение изменений в законодательство РФ, предусматривающих обязательство импортеров и производителей товаров, в том числе упаковки, подавать отчетность о количестве товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, в электронном виде с помощью программного обеспечения "Модуль природопользователя", подписанную электронной цифровой подписью;

обеспечить внесение изменений в законодательство РФ, предусматривающих:

 запрет приема для захоронения на полигонах жидких отходов, опасных отходов, которые в условиях полигона являются взрывчатыми, коррозийными, окисляемыми, высокоогнеопасными или огнеопасными, инфицированных отходов от медицинских или ветеринарных учреждений;

запрет смешивания отходов в целях выполнения критериев приема;

возложение на органы исполнительной власти субъектов РФ обязанностей по организации мероприятий в целях сокращения захоронения биологически разлагаемых отходов, включая меры по их утилизации: компостированию, производству биогаза и/или использованию в целях производства продукции;

разработать и утвердить соответствующие нормативно-правовые акты, вводящие преференции для товаров и услуг, полученных с использованием вторичных материальных ресурсов. В качестве такой поддержки можно рассмотреть формирование устойчивого спроса на продукцию, содержащую вторичные ресурсы, без применения механизма прямого субсидирования. В частности, возможно формирование устойчивого спроса на продукцию, изготовленную из вторичного сырья, за счет обеспечения приоритета для такой продукции за счет муниципальных и государственных заказов;

разработать проект закона о введении залоговой стоимости на тару и упаковку.

Минприроды России, Минстрою России, ФАС России, Роспотребнадзору, субъектам РФ рекомендовано, в частности:

обеспечить включение в руководящие документы по обращению с отходами субъектов РФ целевых показателей по развитию раздельного сбора основных видов отходов (макулатура, полимеры,  стеклотара, металлы); 

принять меры по развитию в субъектах РФ системы раздельного сбора опасных и органических (пищевых) отходов от населения и юридических лиц, обеспечив население региона необходимой инфраструктурой;

установить предельный тариф на оказание коммунальный услуги по обращению с ТКО, позволяющий населению сокращать свои расходы на вывоз смешанных отходов для захоронения, отдавая предпочтение раздельному сбору отходов, направляемых на утилизацию (использование).

В Рейтинг эффективности деятельности губернаторов  предлагается включить следующие показатели:

по осуществлению населением  в соответствующем субъекте РФ раздельного сбора отходов потребления;

по обеспечению минимально допустимого уровня сбора и промышленной переработки вторичного сырья;

по реализации проектов и программ устойчивого развития;

по ликвидации очагов накопленного экологического ущерба;

по формированию современной инфраструктуры в сфере обращения с отходами производства и потребления.

Настоящие Рекомендации приняты 25 октября 2017 года.

Дата публикации на сайте: 26.10.2017

Больше документов и разъяснений по антикризисным мерам — в системе КонсультантПлюс.

Зарегистрируйся и получи пробный доступ