В арбитражный процесс предлагается ввести институт приказного производства

Подготовлен проект федерального закона, направленный на оптимизацию судебной нагрузки.

Для реализации указанных целей предлагается АПК РФ дополнить новой главой 29.1 "Приказное производство".

Согласно законопроекту судебный приказ - судебный акт, вынесенный судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм, основанный на бесспорном требовании взыскателя. 

В законопроекте перечисляются требования, по которым может выноситься судебный приказ:

требования вытекают из неисполнения или ненадлежащего исполнения договора и основаны на представленных истцом документах, устанавливающих денежные обязательства, которые ответчиком признаются, но не исполняются, если цена заявленных требований не превышает: для юридических лиц - триста тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - сто тысяч рублей;

требование основано на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта, если цена иска не превышает: для юридических лиц - триста тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - сто тысяч рублей;

заявлено требование о взыскании обязательных платежей и санкций, если указанный в заявлении общий размер подлежащей взысканию денежной суммы не превышает сто тысяч рублей.

Закрепляются положения о форме и содержании заявления о выдаче судебного приказа, основания для возвращения заявления о выдаче судебного приказа, устанавливается содержание судебного приказа с учетом того, что он имеет силу исполнительного листа.

Регламентируется порядок приказного производства, а также устанавливается правило, в соответствии с которым судебный приказ, а равно определение об отмене судебного приказа размещаются на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее следующего дня после дня их вынесения.  

Предлагается ввести в главу 35 АПК РФ новую статью 288.1, посвященную особенностям кассационного производства, связанным с пересмотром вступивших в законную силу судебных приказов. При этом законопроектом устанавливаются специальные основания для пересмотра в порядке кассационного производства судебных приказов, вступивших в законную силу, к которым относятся:

несоответствие целям эффективного правосудия, в том числе в случае наличия спора о составе и размере задолженности, а также в иных случаях признания судом необходимым выяснить имеющие существенное значение для дела обстоятельства или исследовать доказательства;

нарушения норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены судебного приказа.    

Кроме того, законопроектом предлагается в числе прочего:

установить в АПК РФ в качестве общего правила обязательное применение претензионного или иного досудебного порядка урегулирования споров. Исключения из этого правила касаются дел, особенности рассмотрения которых обусловливают необходимость оговорки о неприменении к ним в качестве общего правила устанавливаемого подхода: дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на неисполнение судебного акта в разумный срок, дела о несостоятельности (банкротстве), дела по корпоративным спорам, дела о защите прав и законных интересов группы лиц;

ввести в АПК РФ институт частных определений.

Изменения, вносимые в часть вторую Налогового кодекса РФ,  направлены на уточнение порядка уплаты государственной пошлины по делам приказного производства, рассматриваемым судами общей юрисдикции, а также на установление размера и особенностей уплаты государственной пошлины по делам приказного производства, рассматриваемым арбитражными судами.

Дата публикации на сайте: 30.10.2014

Больше документов и разъяснений по антикризисным мерам — в системе КонсультантПлюс.

Зарегистрируйся и получи пробный доступ