Комитет Госдумы по экономической политике и предпринимательству оценил последствия вступления России в ВТО

 

Заключение Комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству на проект Федерального закона N 89689-6 "О ратификации Протокола о присоединении РФ к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.", внесенный Правительством РФ

В преддверии ратификации Россией Протокола о присоединении к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации Комитет Госдумы по экономической политике и предпринимательству дает свое заключение о последствиях принятия такого решения. Протоколом предусматривается, что Россия берет на себя все обязательства по Марракешскому соглашению об учреждении ВТО. Дополнительные условия членства, согласованные в ходе переговорного процесса, отражены в перечнях уступок и обязательств по доступу на рынок товаров и услуг.

Обязательства РФ по доступу на рынок товаров включают обязательства по экспортным, импортным пошлинам, объёмам искажающей торговлю поддержки сельского хозяйства, тарифным квотам, экспортным субсидиям. В соглашении по тарифам зафиксированы начальный и конечный уровни ставок пошлин, уровень ежегодного снижения, а также переходный период, в течение которого должно произойти окончательное снижение пошлин.

Переходные периоды для либерализации доступа на рынок составляют 2 - 3 года, по наиболее чувствительным товарам - 5 - 7 лет.

По мнению авторов Заключения, к чувствительным отраслям, в которых могут возникнуть определенные экономические и финансовые сложности в связи с членством России в ВТО, относятся автомобильная промышленность, сельское хозяйство, сельхозмашиностроение и лёгкая промышленность. Отмечается, что по ряду отраслей участники переговоров пошли на серьезные уступки зарубежным партнерам, ослабив тарифную защиту на 10 - 15 процентов, что не отвечает интересам производителей.

В среднем снижение ставок импортных пошлин в сравнении с действующим тарифом составит: 3,6 процента по промышленным товарам (с 11,2 до 7,6 процентов), и 4 процента по сельскохозяйственным товарам (с 18,6 до 14,6 процентов).

Максимальное снижение пошлин произойдет в отношении следующих товарных групп: мясо и субпродукты (с 29 до 22 процентов), рыба (с 10 до 4 процентов), хлебные злаки (с 28 до 8 процентов), алкогольные и безалкогольные напитки (с 39 до 22 процентов), фармацевтика (с 9 до 3 процентов), косметика и парфюмерия (с 13 до 6 процентов), пластмассы (с 11 до 6 процентов), изделия из кожи (с 18 до 13 процентов), изделия из древесины (с 16 до 8 процентов), печатная продукция (с 4 до 1 процентов). Ставки пошлин на иностранные лекарства снизятся в два раза до 5 - 6 процентов, одновременно будут снижаться пошлины на медицинское оборудование и лекарственные субстанции. На новые легковые автомобили произойдет снижение пошлины с 25 процентов до 15 процентов в течение 7 лет. Пошлины на молоко и сливки, сливочное масло снизятся с 25 до 20 процентов. Для рынка химической продукции ставка пошлины снизится в среднем с 10 до 5 процентов. Будут заметно снижены или отменены ставки пошлин на технологическое, строительное, научное и измерительное оборудование.

Авторы Заключения отмечают, что снижение тарифной защиты - основной фактор риска для развития отраслей. Наиболее серьезные последствия, по их мнению, может нанести снижение уровня таможенно-тарифной защиты рынка мяса, молочных продуктов, сельхозмашиностроения, которое может повлечь рост импорта и, как следствие, сокращение отечественного производства, сокращение рабочих мест, прежде всего на предприятиях с низким технологическим уровнем и высокой себестоимостью выпускаемой продукции.

В целях минимизации возможных отрицательных последствий в процессе переговоров была достигнута договоренность о возможности оказания на первоначальном этапе противоречащей правилам ВТО государственной поддержки, в частности в рамках инвестиционных соглашений по промышленной сборке автомобилей.

В отношении сельского хозяйства допустимый объем государственной поддержки, искажающей торговлю, в 2012 и 2013 годах предусмотрен на уровне 9 млрд. долларов США ежегодно с последующим снижением к 2018 году до 4,4 млрд. долларов США.

В качестве разрешенных правилами ВТО инструментов государственной     поддержки российских производителей могут применяться преференции для отечественных товаров и услуг при осуществлении государственных и муниципальных закупок, страхование экспортных кредитов, поддержка малого и среднего предпринимательства, продвижение российских товаров на рынки, субсидии на научно-исследовательские, опытно-конструкторские разработки и техническое перевооружение, софинансирование развития энергосбережения и экологичности производств.

Важным результатом переговоров является неприсоединение России к соглашению по государственным закупкам, что позволит вводить любые преференции для отечественной продукции при осуществлении государственных закупок на федеральном, региональном, муниципальном уровнях вплоть до запрета закупки импортной продукции, если это необходимо.

По итогам Заключения авторы делают вывод, что членство в ВТО в масштабах всей страны будет иметь положительный эффект, создаст новые возможности и системные преимущества для экономики России, включая обеспечение предсказуемого и недискриминационного доступа на мировой рынок, расширение источников инвестиций, импульс для модернизации предприятий, повышение конкурентоспособности отечественной продукции. Однако эффект неравномерно распределен между отраслями и регионами. Наибольший рост производства ожидается в цветной металлургии, черной металлургии, химическом и нефтехимическом производстве. Сокращение объемов производства и доли отечественных товаров на внутреннем рынке возможно в деревообрабатывающей, легкой промышленности, машиностроении, производстве продуктов питания.

 

Перейти в текст документа »

Дата публикации на сайте: 06.07.2012

Поделиться ссылкой: