20 ключевых шагов, которые необходимо сделать России

 

Проект Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года

Минэкономразвития РФ подготовлен проект Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года "Инновационная Россия - 2020".

По мнению разработчиков, Стратегия призвана ответить на стоящие перед Россией вызовы и угрозы в сфере инновационного развития за счет выстраивания четкой системы целей, приоритетов и инструментов государственной инновационной политики. Стратегия задает долгосрочные ориентиры развития субъектам инновационной деятельности, включая органы государственной власти всех уровней, науку и предпринимательский сектор, а также ориентиры финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки, поддержки коммерциализации разработок.

Цель Стратегии - перевод к 2020 году экономики России на инновационный путь развития, характеризующийся следующими основными показателями:

доля предприятий промышленного производства, осуществляющих технологические инновации, возрастет до 40 - 50% в 2020 году (в 2009 году - 9,4%);

доля России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг (в том числе атомная энергетика, авиатехника, космическая техника и услуги, специальное судостроение и т.д.) достигнет не менее 5 - 10% в 5 - 7 и более секторах к 2020 году;

удельный вес экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров увеличится до 2% в 2020 году (в 2008 году - 0,35%);

валовая добавленная стоимость инновационного сектора в валовом внутреннем продукте составит 17 - 18% в 2020 году (в 2009 году - 12,7%);

удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции увеличится до 25 - 35% в 2020 году (в 2010 году - 4,9%);

внутренние затраты на исследования и разработки повысятся до 2,5 - 3% валового внутреннего продукта в 2020 году (в 2009 году - 1,24%), из них больше половины - за счет частного сектора.

доля российских исследователей в общемировом числе публикаций в научных журналах повысится до 3% в 2020 году (в 2010 году - 2,13%);

число цитирований в расчете на одну публикацию российских исследователей в научных журналах, индексируемых в WEB of Science, повысится до 2,1 ссылок в 2020 году (в 2006 году - 1,51 ссылки на статью); 

не менее 4 российских вузов войдут в число 200 ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу QS World University Rankings (в 2010 году - 1);

количество патентов, ежегодно регистрируемых российскими физическими и юридическими лицами в патентных ведомствах ЕС, США и Японии превысит в 2020 году 2,5 - 3 тысячи (в 2009 году - 63);

доля средств, получаемых за счет выполнения НИР и НИОКР, в структуре средств, поступающих в ведущие российские университеты за счёт всех источников, достигнет 25%.

В Стратегии определены 20 ключевых шагов, которые необходимы для достижения поставленных целей, в числе которых:

радикальное наращивание инновационной активности в государственном секторе экономики;

формирование "дорожных карт" развития ключевых технологий;

обеспечение полноценного участия бизнеса в определении и финансировании приоритетов научно-технологического развития, в том числе через запуск деятельности технологических платформ;

введение дополнительных льгот (в том числе налоговых) для развития инжиниринга и информационных технологий;

значительное повышение качества и престижа инженерного образования;

выстраивание системы поиска и продвижения талантливых детей (в первую очередь по естественнонаучным и техническим направлениям);

формирование необходимых инструментов и механизмов поддержки государственных закупок инновационной продукции и эффективного размещения заказа на НИОКР для государственных нужд в рамках создания федеральной контрактной системы;

активизация поддержки выхода на внешние рынки российских высокотехнологичных компаний, в том числе через наращивание финансовой поддержки экспорта и покупки высокотехнологичных зарубежных активов;

формирование сети ведущих вузов, развитие исследовательских компетенций вузов, расширение выполнения на их базе НИОКР в интересах компаний реального сектора экономики;

формирование территориальных центров генерации и коммерциализации знаний на базе наукоградов, академгородков, ЗАТО.

 

Перейти в текст документа »

Дата публикации на сайте: 21.10.2011

Поделиться ссылкой: