Выпуск от 14 ноября 2019 года

(см. также выпуски за другие дни)

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

Об НДС при приобретении и последующей реализации управляющей организацией работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в МКД.

Ответ:

Согласно подпункту 30 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость (освобождаются от налогообложения) операции по реализации работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги (далее - управляющие организации), при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).

При этом указанной нормой Кодекса не предусмотрено освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, реализуемых управляющим организациям организациями и индивидуальными предпринимателями, непосредственно выполняющими (оказывающими) данные работы (услуги). В связи с этим у организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость и непосредственно выполняющих работы (оказывающих услуги) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, работы (услуги), реализуемые управляющим организациям, облагаются налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

Таким образом, в случае приобретения управляющей организацией работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме у организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается реализация управляющими организациями вышеуказанных работ (услуг) по стоимости, соответствующей стоимости их приобретения у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги), в которую включается налог на добавленную стоимость.

В то же время следует учитывать, что на основании пунктов 2 и 3 статьи 346.11 главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Кодекса организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 Кодекса.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 145 Кодекса организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость, связанных с исчислением и уплатой этого налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.

В связи с этим при реализации работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщиков налога на добавленную стоимость согласно статье 145 Кодекса, налог на добавленную стоимость этими организациями и индивидуальными предпринимателями не исчисляется.

Учитывая изложенное, в случае приобретения управляющей организацией работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме у организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения или освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщиков налога на добавленную стоимость согласно статье 145 Кодекса, от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается реализация управляющими организациями вышеуказанных работ (услуг) по стоимости, соответствующей стоимости их приобретения у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги), в которую налог на добавленную стоимость не включается.

Одновременно отмечается, что пунктом 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 октября 2006 г. N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" установлено, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).

Таким образом, учитывая, что управляющие организации при реализации данных работ (услуг) самостоятельно их не выполняют (оказывают), а выступают исключительно в качестве посредника, реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме управляющими организациями по цене выше той, по которой данные работы (услуги) приобретаются, не обусловлена соответствующими экономическими причинами, является необоснованной налоговой выгодой, следовательно, приводит к невыполнению условия предоставления освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость, предусмотренного подпунктом 30 пункта 3 статьи 149 Кодекса.

Данная позиция подтверждается судебной практикой (например, определения Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2017 г. N 309-КГ17-13606, от 9 января 2018 г. N 307-КГ17-19544, от 20 апреля 2018 г. N 309-КГ18-4019).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 17.10.2019 N 03-07-14/79962

Вернуться к списку вопросов

Выпуски за другие дни

Подписаться на данный обзор