21 февраля 2018 года

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы на расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания.

При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 346.16 Кодекса указанные расходы принимаются в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций статьей 264 Кодекса.

Перечень расходов, относящихся к расходам на рекламу, учитываемых при налогообложении в полном объеме, предусмотрен пунктом 4 статьи 264 Кодекса.

В соответствии с абзацем вторым пункта 4 статьи 264 Кодекса к расходам на рекламу относятся расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению), информационно-телекоммуникационные сети, при кино- и видеообслуживании.

Абзацем пятым пункта 4 статьи 264 Кодекса предусмотрено, что расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абзацах втором - четвертом пункта 4 статьи 264 Кодекса, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 Кодекса.

Учитывая, что расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания через информационно-телекоммуникационные сети предусмотрены абзацем вторым пункта 4 статьи 264 Кодекса, то данные расходы учитываются при исчислении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в полном объеме (без ограничения по выручке от реализации).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 24 января 2018 г. N 03-11-11/3772

Статья 41 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 211 Кодекса к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относятся оплата (полностью или частично) за него организациями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика.

Таким образом, по общему правилу оплата организацией за своих сотрудников в их интересах стоимости проживания признается их доходом, полученным в натуральной форме. С учетом пункта 1 статьи 211 Кодекса суммы данной оплаты включаются в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц указанных лиц.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 23 января 2018 г. N 03-04-06/3201

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов.

Специальный срок хранения документов, подтверждающих расходы для целей налогообложения, установлен главой 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.

Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 283 НК РФ при переносе убытков на будущее налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка, в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу текущего налогового периода.

Для хранения первичных документов, подтверждающих осуществление расходов в виде амортизационных начислений, установлен общий срок (4 года), исчисление которого осуществляется в специальном порядке.

С учетом требований статьи 252 НК РФ срок хранения первичных документов, отражающих формирование первоначальной стоимости амортизируемого имущества, должен исчисляться с момента завершения начисления амортизации в налоговом учете (учет расходов на приобретение такого имущества).

В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, подлежат хранению экономическим субъектом не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз.

Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25.08.2010 N 558 "Об утверждении "Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием срока хранения" установлено, что документы об определении амортизации основных средств хранятся постоянно.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 19 января 2018 г. N 03-03-06/1/2598

В соответствии с пунктом 3 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к внереализационным доходам налогоплательщика относятся доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.

Согласно статье 317 НК РФ при определении внереализационных доходов в виде штрафов, пеней или иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба налогоплательщики, определяющие доходы по методу начисления, отражают причитающиеся суммы в соответствии с условиями договора. В случае если условиями договора не установлен размер штрафных санкций или возмещения убытков, у налогоплательщика-получателя не возникает обязанности для начисления внереализационных доходов по этому виду доходов. При взыскании долга в судебном порядке обязанность по начислению этого внереализационного дохода у налогоплательщика возникает на основании решения суда, вступившего в законную силу.

Таким образом, обязанность по начислению внереализационного дохода у налогоплательщика в виде штрафов, пеней или иных санкций за нарушение договорных обязательств при взыскании долга в судебном порядке возникает на основании решения суда, вступившего в законную силу. Указанное относится как к суммам, определенным судом на дату принятия судебного решения, так и к суммам, которые рассчитываются на основании судебного решения и подлежат взысканию после его принятия.

Датой получения доходов в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также в виде сумм возмещения убытков (ущерба) на основании подпункта 4 пункта 4 статьи 271 НК РФ является дата признания их должником либо дата вступления в законную силу решения суда.

Учитывая указанное, доходы налогоплательщика в части установленной судом суммы санкций, подлежащих уплате должником, признаются на дату вступления в законную силу соответствующего решения суда.

Поскольку порядок признания доходов в виде санкций за нарушение договорных обязательств, возникающих и подлежащих уплате на основании вступившего в законную силу решения суда после даты вступления в законную силу решения суда, подпунктом 4 пункта 4 статьи 271 НК РФ не определен, указанные доходы подлежат признанию в соответствии с общими принципами признания доходов при применении метода начисления.

Учитывая изложенное, доходы в виде суммы санкций со дня принятия судом соответствующего решения до момента фактического погашения долга, подлежащие уплате на основании данного решения суда, учитываются для целей налогообложения прибыли на конец соответствующего отчетного периода (налогового периода) или на дату фактического погашения долга - в зависимости от того, какое событие произошло ранее.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 15 января 2018 г. N 03-03-06/1/1026

На основании статьи 164 раздела VII "Гарантии и компенсации" Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.

Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда, следовательно, возмещение работникам расходов, предусмотренных разделом VII "Гарантии и компенсации" ТК РФ, относится к компенсации затрат, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей, и при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Подобные расходы учитываются для целей налогообложения на основании первичных учетных документов, подтверждающих расходы работника и их компенсацию работодателем. При этом вышеуказанные расходы должны быть экономически обоснованны и связаны непосредственно с деятельностью самой организации (статья 252 НК РФ).

Возмещение расходов работника, связанных с удовлетворением его социально-хозяйственных потребностей, не может рассматриваться как осуществленные в рамках деятельности самой организации. Данные выплаты могут осуществляться только в качестве системы оплаты труда, принятой в организации (оплата труда в натуральной форме).

Таким образом, компенсация расходов работника по найму жилого помещения не может учитываться для целей налогообложения прибыли организаций в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией.

По вопросу начисления страховых взносов на суммы возмещения расходов работников по найму жилого помещения в связи с переездом на работу в другую местность, а также по вопросу обложения вышеуказанных сумм налогом на доходы физических лиц сообщается.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 НК РФ определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ), в частности в рамках трудовых отношений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 421 НК РФ база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 НК РФ.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 422 НК РФ не подлежат обложению страховыми взносами для организаций все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность.

Абзацем одиннадцатым пункта 3 статьи 217 НК РФ установлено, что не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность.

Статьей 169 ТК РФ определено, что при переезде работника по предварительной договоренности с работодателем на работу в другую местность работодатель обязан возместить работнику расходы по переезду работника, членов его семьи и провозу имущества (за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику соответствующие средства передвижения), а также расходы по обустройству на новом месте жительства.

Таким образом, в связи с тем что статьей 169 ТК РФ не предусмотрены компенсационные выплаты в виде сумм возмещения затрат иногороднего сотрудника, переехавшего на работу в другую местность, по найму жилого помещения, указанные суммы подлежат обложению страховыми взносами и налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 12 января 2018 г. N 03-03-06/1/823

Согласно подпункту 16.1 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации выполнение организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий, если в состав научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ включаются виды деятельности, поименованные в данном подпункте.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Кодексом понятие "научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы" не установлено. В связи с этим при использовании этого понятия в целях освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость, установленного подпунктом 16.1 пункта 3 статьи 149 Кодекса, следует руководствоваться нормами других отраслей законодательства Российской Федерации.

Так, отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг), в том числе по предоставлению государственной поддержки инновационной деятельности, регулируются Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". При этом понятия, указанные в статье 2 данного Федерального закона, могут быть использованы в том числе в целях применения Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 12 января 2018 г. N 03-07-07/806

Согласно подпункту 2 пункта 5 и подпункту 3 пункта 5.2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации в счетах-фактурах и корректировочных счетах-фактурах должны быть указаны в том числе адреса налогоплательщика и покупателя.

Подпунктами "г" и "к" пункта 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, и подпунктами "д" и "з" пункта 1 Правил заполнения корректировочного счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 19 августа 2017 г. N 981, действующей с 1 октября 2017 года, установлено, что в строках 2а и 6а "Адрес" счета-фактуры указываются адрес юридического лица, указанный в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), в пределах места нахождения юридического лица, и адрес места жительства индивидуального предпринимателя, указанный в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП), а в строках 2а и 3а "Адрес" корректировочного счета-фактуры - места нахождения продавца и покупателя, указанные в счете-фактуре, к которому составляется корректировочный счет-фактура.

Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 169 Кодекса ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца и покупателя товаров (работ, услуг, имущественных прав), не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога на добавленную стоимость.

Таким образом, написание в вышеуказанных строках счета-фактуры, корректировочного счета-фактуры адресов продавца и покупателя, указанных в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, с сокращениями не является основанием для признания счета-фактуры составленным с нарушением установленного порядка.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 12 января 2018 г. N 03-07-09/709

Согласно пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) вычеты сумм налога на добавленную стоимость производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при продаже товаров (работ, услуг, имущественных прав), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров в Российскую Федерацию, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса.

Указанными пунктами статьи 171 Кодекса предусмотрены особенности вычета сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных налогоплательщиком непосредственно в бюджет, а также сумм налога, уплаченных сотрудниками организации в составе командировочных и представительских расходов.

Таким образом, вычет сумм налога на добавленную стоимость в отношении товаров, приобретенных в розничной торговле, без наличия счетов-фактур Кодексом не предусмотрен.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 12 января 2018 г. N 03-07-09/634

Согласно пункту 1 статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость является наиболее ранняя из дат: день отгрузки (передачи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) или день их оплаты (частичной оплаты). При этом на основании положений пункта 1 статьи 154 Кодекса в налоговую базу не включается оплата (частичная оплата), полученная налогоплательщиком в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), которые в соответствии с пунктом 1 статьи 164 Кодекса облагаются налогом по нулевой ставке.

Таким образом, при получении российской организацией сумм предварительной оплаты в счет предстоящих поставок на экспорт товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке, выставлять счета-фактуры нет необходимости.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 10 января 2018 г. N 03-07-08/142

В соответствии с подпунктом 15 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30 мая 2016 г. N 150-ФЗ, вступившего в силу с 1 июля 2016 года (далее - Кодекс), налогоплательщик в отношении товаров, вывозимых за пределы территории Российской Федерации на территорию государства - члена Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), обязан указать в выставляемом при реализации товаров счете-фактуре код вида товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.

При осуществлении российской организацией операций по реализации товаров, не вывозимых с территории Российской Федерации на территорию государств - членов ЕАЭС, указывать в счете-фактуре код вида товаров не требуется.

В то же время согласно абзацу второму пункта 2 статьи 169 Кодекса ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца и покупателя товаров (работ, услуг, имущественных прав), не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога на добавленную стоимость.

Таким образом, указание в счете-фактуре кода вида товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза при реализации товаров на территории Российской Федерации не является основанием для признания счета-фактуры составленным с нарушением установленного порядка.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 9 января 2018 г. N 03-07-08/16

1. По вопросу об образовании обособленного подразделения

В соответствии с пунктом 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах как по месту нахождения организации, так и по месту нахождения ее обособленных подразделений.

Для целей Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах обособленным подразделением организации в силу пункта 2 статьи 11 Кодекса признается любое территориально обособленное от этой организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Местом нахождения обособленного подразделения российской организации является место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение, которое определяется его адресом, отличным от адреса указанной организации.

Согласно статье 209 Трудового кодекса Российской Федерации рабочим местом признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Осуществление ООО деятельности вне места его нахождения посредством создания оборудованного стационарного рабочего места влечет постановку этого Общества на учет в налоговом органе по месту осуществления такой деятельности.

2. По вопросу о применении контрольно-кассовой техники (далее - ККТ)

Согласно пункту 1 статьи 4.3 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) ККТ после ее регистрации в налоговом органе применяется на месте осуществления расчета с покупателем (клиентом) в момент осуществления расчета тем же лицом, которое осуществляет расчеты с покупателем (клиентом), за исключением расчета, осуществляемого электронными средствами платежа в сети Интернет.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4.2 Федерального закона N 54-ФЗ заявление о регистрации (перерегистрации) ККТ и (или) заявление о снятии ККТ с регистрационного учета подается организацией или индивидуальным предпринимателем на бумажном носителе в любой территориальный налоговый орган или через кабинет контрольно-кассовой техники (на официальном сайте ФНС России в сети Интернет).

Пунктом 2 статьи 4.2 Федерального закона N 54-ФЗ определен перечень сведений, которые должны быть указаны в заявлении о регистрации контрольно-кассовой техники, в том числе адрес (при расчете в сети Интернет - адрес (адреса) сайта пользователя) и место установки (применения) ККТ.

Таким образом, в случае осуществления расчетов в месте осуществления пользователем ККТ деятельности ККТ может устанавливаться (применяться) в указанном месте.

Основание: ПИСЬМА МИНФИНА РФ от 28 декабря 2017 г. N 03-01-15/88027, от 28 декабря 2017 г. N 03-01-15/88033

Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Учитывая данные положения Кодекса, в случае отсутствия возможности применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) в указанных в вопросе обстоятельствах неработоспособности ККТ пользователи ККТ не привлекаются к административной ответственности.

При этом отмечается, что в соответствии с пунктом 4 статьи 4.3 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" при выполнении корректировки расчетов, которые были произведены ранее, формируется кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции).

Таким образом, после восстановления работы ККТ пользователи обязаны сформировать кассовый чек коррекции с общей суммой неотраженной выручки.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 28 декабря 2017 г. N 03-01-15/88042

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации") (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника (далее - ККТ) применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.

Согласно статье 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ пользователь - организация или индивидуальный предприниматель, применяющие ККТ при осуществлении расчетов; расчеты - прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, прием ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей.

Письмом Минфина России от 10.05.2011 N 03-01-15/3-51 сообщается, что отношения, возникающие между заимодавцем и заемщиком при совершении сделок, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации, которое рассматривает заемные правоотношения не как оказание услуг, а как пользование имуществом, в данном случае деньгами, в связи с чем расчеты по договорам займа не требуют применения ККТ.

Не является оказанием услуг пользование денежными средствами по договору займа, когда заимодавцем взимаются проценты, поскольку выдача денег взаймы не означает передачи товаров (работ, услуг).

Учитывая изложенное, расчеты по договорам займа не требуют применения ККТ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 26 декабря 2017 г. N 03-01-15/87058

Из рассматриваемого вопроса следует, что при увольнении работнику организации была выплачена заработная плата в размере, превышающем сумму заработной платы, рассчитанной с учетом изменений, внесенных в табель рабочего времени.

С указанных сумм в установленном порядке были удержаны и перечислены в соответствующий бюджет суммы налога на доходы физических лиц.

Вследствие корректировки суммы заработной платы, причитающейся выплате работнику при увольнении, у бывшего работника возникает задолженность перед организацией по суммам излишне начисленной и выплаченной ему заработной платы, а у организации - переплата по заработной плате и, соответственно, по суммам налога, перечисленным в бюджетную систему.

Если бывший работник не возвращает организации излишне выплаченные ему суммы заработной платы, организация в установленных случаях и порядке списывает с баланса долг бывшего работника.

Согласно пункту 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.

В соответствии со статьей 41 Кодекса доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в отношении налога на доходы физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.

При списании организацией задолженности бывшего работника по излишне выплаченной ему заработной плате дополнительной экономической выгоды помимо самой излишне выплаченной заработной платы бывший работник не получает.

Поскольку с сумм излишне выплаченной заработной платы организацией был удержан налог на доходы физических лиц, дополнительных налоговых обязательств у бывшего работника и у организации как налогового агента не возникает.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 26 декабря 2017 г. N 03-04-06/86736

В соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 248 Кодекса к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.

Доходы от реализации определяются в порядке, установленном статьей 249 Кодекса, а внереализационные доходы - в порядке, установленном статьей 250 Кодекса.

При этом доходы, предусмотренные статьей 251 Кодекса, в составе доходов не учитываются (подпункт 1 пункта 1.1 статьи 346.15 Кодекса).

Согласно статье 249 Кодекса выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

При этом статья 251 Кодекса не предусматривает исключение из доходов возмещения стоимости коммунальных расходов (потребленных электроэнергии, отопления и т.п.), поступающего арендодателю от арендатора.

Таким образом, суммы указанных возмещений учитываются налогоплательщиком-арендодателем в доходах при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Вместе с тем на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 251 Кодекса в составе доходов не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

Статьей 1011 Гражданского кодекса установлено, что, если агент действует от своего имени, но за счет принципала, к отношениям, вытекающим из агентского договора, применяются правила, предусмотренные главой 51 "Комиссия" Гражданского кодекса, если эти правила не противоречат положениям главы 52 "Агентирование" Гражданского кодекса или существу агентского договора.

Таким образом, предметом агентского договора являются любые взаимоотношения агента с третьими лицами в интересах принципала, в том числе выполнение функций комиссионера.

При соблюдении вышеуказанных условий по сделке с третьими лицами у агента, применяющего упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, в составе доходов при определении объекта налогообложения учитывается только агентское вознаграждение.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 декабря 2017 г. N 03-11-11/86266

В соответствии с пунктом 25 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от налогообложения налогом на имущество организаций освобождаются организации в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, за исключением объектов движимого имущества, принятых на учет в результате: реорганизации или ликвидации юридических лиц; передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями пункта 2 статьи 105.1 Кодекса взаимозависимыми.

Статьей 381.1 установлено, что с 1 января 2018 года налоговая льгота, указанная в пункте 25 статьи 381 Кодекса, применяется на территории субъекта Российской Федерации в случае принятия соответствующего закона субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 3.3 статьи 380 Кодекса (в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ) налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении имущества, указанного в пункте 25 статьи 381 Кодекса, не освобожденного от налогообложения в соответствии со статьей 381.1 Кодекса, не могут превышать в 2018 году 1,1 процента.

При этом, в случае если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в данной статье (пункт 4 статьи 380 Кодекса).

Таким образом, в случае отсутствия закона субъекта Российской Федерации, устанавливающего с 2018 года налоговые ставки в отношении движимого имущества, указанного в пункте 25 статьи 381 Кодекса (принятого на учет в 2013 - 2018 годах), налогообложение производится по налоговой ставке 1,1 процента.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 22 декабря 2017 г. N 03-05-04-01/85757

Согласно положениям пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, понесенные налогоплательщиком при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода (а в случаях, предусмотренных в статье 265 НК РФ, убытки, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком).

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. При этом формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, с учетом перечня обязательных реквизитов первичного учетного документа, установленного пунктом 2 статьи 9 Закона N 402-ФЗ. Кроме того, определено, что первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

С 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов.

Таким образом, с целью формирования данных налогового учета необходимо наличие надлежащим образом составленных документов, подтверждающих понесенные расходы.

Статьей 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Закон N 259-ФЗ) определено, что транспортная накладная является перевозочным документом, подтверждающим заключение договора перевозки груза. Форма и порядок заполнения транспортной накладной устанавливаются правилами перевозок грузов (пункт 2 статьи 8 Закона 259-ФЗ). Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом" утверждена форма транспортной накладной.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 21 декабря 2017 г. N 03-03-06/1/85703

Исходя из положений подпункта 5 пункта 1 и подпункта 3 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), основным видом экономической деятельности (классифицируемым на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых являются виды деятельности, поименованные в подпункте 5 пункта 1 статьи 427 Налогового кодекса, в течение 2017 - 2018 годов применяются следующие пониженные тарифы страховых взносов: на обязательное пенсионное страхование - в размере 20,0 процента, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 0 процентов, на обязательное медицинское страхование - 0 процентов.

В соответствии с пунктом 6 статьи 427 Налогового кодекса соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный подпунктом 5 пункта 1 статьи 427 Налогового кодекса, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов в связи с осуществлением этого вида деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов.

Кроме того, согласно абзацу второму подпункта 3 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса упомянутые тарифы страховых взносов применяются плательщиками на УСН при осуществлении указанных в подпункте 5 пункта 1 статьи 427 Налогового кодекса видов экономической деятельности, если их доходы за налоговый период не превышают 79 млн рублей.

При этом пунктом 6 статьи 427 Налогового кодекса установлено, что в случае, если организация превысила за налоговый период указанное ограничение по доходам, такая организация лишается права применять вышеупомянутые пониженные тарифы страховых взносов с начала расчетного (отчетного) периода, в котором допущено это несоответствие, и сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в установленном порядке.

Таким образом, если организация, как указано в вопросе, в IV квартале 2017 г. не подтвердила соответствие условию об общей сумме доходов за налоговый период не более 79 млн рублей, она должна применить к выплатам работникам общеустановленный тариф страховых взносов, предусмотренный статьей 426 Налогового кодекса, с начала расчетного периода - календарного года, то есть с 1 января 2017 г., и произвести перерасчет ранее уплаченных платежей по страховым взносам исходя из этого общеустановленного тарифа.

При этом пени и штрафы не начисляются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 21 декабря 2017 г. N 03-15-06/85550

Согласно пункту 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при применении налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения в составе доходов учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 248 Кодекса к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.

Доходы от реализации определяются в порядке, установленном статьей 249 Кодекса, а внереализационные доходы - в порядке, установленном статьей 250 Кодекса.

На основании пункта 3 статьи 250 Кодекса внереализационными доходами признаются, в частности, доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.

В связи с этим сумма государственной пошлины, возвращенная налогоплательщику в случае отказа от подачи искового заявления в суд, не учитывается при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

При применении налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, сумма возвращенной государственной пошлины в случае отказа от подачи искового заявления в суд не учитывается при определении объекта налогообложения при условии, что уплаченная государственная пошлина не была включена в состав расходов такого налогоплательщика.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 21 декабря 2017 г. N 03-11-11/85518

Подпунктом 17 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде сумм, на которые в отчетном (налоговом) периоде произошло уменьшение уставного (складочного) капитала организации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Перечень случаев, когда общество с ограниченной ответственностью обязано уменьшить уставный капитал, определен Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Федеральный закон).

Пунктом 2 статьи 24 Федерального закона установлено, что в течение одного года со дня перехода доли или части доли в уставном капитале общества к обществу они должны быть по решению общего собрания участников общества распределены между всеми участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале общества или предложены для приобретения всем либо некоторым участникам общества и (или), если это не запрещено уставом общества, третьим лицам.

Согласно пункту 5 статьи 24 Федерального закона не распределенные или не проданные в установленный статьей 24 Федерального закона срок доля или часть доли в уставном капитале общества должны быть погашены и размер уставного капитала общества должен быть уменьшен на величину номинальной стоимости этой доли или этой части доли.

Таким образом, если уменьшение уставного капитала общества с ограниченной ответственностью происходит в соответствии с пунктом 5 статьи 24 Федерального закона на величину номинальной стоимости доли такого общества, то сумма соответствующего уменьшения уставного капитала не учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 21 декабря 2017 г. N 03-03-06/1/85695

Согласно пункту 1 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) амортизируемым имуществом в целях настоящей главы признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.

Виды имущества, которые не подлежат амортизации, указаны в пункте 2 статьи 256 НК РФ.

Амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями статьи 258 НК РФ и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 258 НК РФ).

В пункте 3 статьи 256 НК РФ указан перечень оснований, по которому основные средства могут быть исключены из состава амортизируемого имущества в целях главы 25 НК РФ. Исключение основных средств из состава амортизируемого имущества по иным основаниям НК РФ не предусмотрено.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 20 декабря 2017 г. N 03-03-06/2/85189

В соответствии с пунктом 1 статьи 41 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.

Пунктом 3 статьи 217 Кодекса предусмотрено освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц всех видов установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.

Согласно статье 147 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.

При этом Трудовой кодекс не рассматривает оплату труда в части превышения тарифных ставок (окладов) в качестве компенсационной выплаты.

Соответственно, к указанным доходам пункт 3 статьи 217 Кодекса не применяется и они подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 19 декабря 2017 г. N 03-04-05/84718

Согласно положениям пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), подлежат вычетам в случае приобретения этих товаров (работ, услуг) для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, после их принятия на учет и при наличии счетов-фактур, выставленных продавцами.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 172 Кодекса указанные налоговые вычеты могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком товаров (работ, услуг).

В то же время необходимо учитывать, что согласно пункту 1 статьи 172 Кодекса вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении основных средств, оборудования к установке и (или) нематериальных активов, указанных в пунктах 2 и 4 статьи 171 Кодекса, производятся после принятия на учет данных основных средств, оборудования к установке и (или) нематериальных активов в полном объеме.

Таким образом, вычет налога на добавленную стоимость, предусмотренный пунктом 2 статьи 171 Кодекса, на основании одного счета-фактуры частями в разных налоговых периодах в течение трех лет после принятия на учет основных средств, оборудования к установке и (или) нематериальных активов нормами Кодекса не предусмотрен.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 19 декабря 2017 г. N 03-07-11/84699

Согласно пункту 25 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) освобождаются от налогообложения организации - в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, за исключением объектов движимого имущества, принятых на учет в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц; передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями пункта 2 статьи 105.1 настоящего Кодекса взаимозависимыми.

В силу указанной нормы пункта 25 статьи 381 Кодекса налоговая льгота применяется в отношении движимого имущества, принятого на учет начиная как с 2013 года, так и в последующие годы.

С 1 января 2018 года в соответствии со статьей 381.1 Кодекса налоговая льгота, указанная в пункте 25 статьи 381 Кодекса, в связи с передачей соответствующих полномочий на региональный уровень (введение механизма "двух ключей") применяется на территории субъекта Российской Федерации в случае принятия соответствующего закона субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 3.3 статьи 380 Кодекса (в ред. Федерального закона N 335-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении имущества, указанного в пункте 25 статьи 381 Кодекса, не освобожденного от налогообложения законом субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 381.1 Кодекса, не могут превышать в 2018 году 1,1 процента.

Таким образом, если решение об установлении с 2018 года налоговой льготы по налогу на имущество организаций, предусмотренной пунктом 25 статьи 381 Кодекса, не принято в субъекте Российской Федерации, в 2018 году в отношении движимого имущества, принятого на учет в 2013 - 2018 годах, применяется предельная налоговая ставка в размере 1,1 процента.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 19 декабря 2017 г. N 03-05-05-01/84676

Положениями пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса), производимые в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Исходя из положений пункта 1 статьи 421 и пункта 1 статьи 431 Налогового кодекса плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом и, соответственно, производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из указанной базы и тарифов страховых взносов.

На основании пункта 1 статьи 423 Налогового кодекса расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.

Следовательно, плательщик страховых взносов при определении базы для начисления страховых взносов учитывает все выплаты, производимые в пользу конкретного физического лица в рамках трудовых отношений, начисленные в его пользу с начала и до конца расчетного периода (календарного года).

Таким образом, в базу для начисления страховых взносов по выплатам физическому лицу, которое было уволено и принято на работу в эту же организацию в течение одного расчетного периода, включаются все выплаты, начисленные в его пользу в течение календарного года по всем основаниям за период работы в организации в целом.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 18 декабря 2017 г. N 03-15-06/84401

Согласно пункту 3 статьи 168 и пункту 10 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации корректировочный счет-фактура выставляется продавцом покупателю при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), при наличии договора, соглашения, иного первичного документа, подтверждающего согласие (факт уведомления) покупателя на такое изменение.

В случае если изменение стоимости товаров (работ, услуг) произошло в результате исправления ошибки, возникшей при оформлении счета-фактуры в отношении отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), то корректировочный счет-фактура продавцом не выставляется, а в счет-фактуру, выставленный при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг), вносятся исправления в порядке, установленном пунктом 7 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137 (далее - постановление).

Таким образом, при изменении стоимости услуг в связи с исправлением ошибки, возникшей из-за неправильного указания данных в отношении оказанных услуг, в счет-фактуру, выставленный при оказании услуг, вносятся исправления в порядке, установленном вышеуказанным пунктом 7 Правил.

Что касается регистрации исправленных счетов-фактур в книге продаж и книге покупок, то при решении данных вопросов следует руководствоваться пунктами 3 и 11 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, и пунктом 9 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 18 декабря 2017 г. N 03-07-11/84472

В соответствии с пунктом 1 статьи 258 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями статьи 258 НК РФ и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Капитальные вложения, произведенные арендатором с согласия арендодателя, стоимость которых не возмещается арендодателем, амортизируются арендатором в течение срока действия договора аренды исходя из сумм амортизации, рассчитанных с учетом срока полезного использования, определяемого для арендованных объектов основных средств или для капитальных вложений в указанные объекты в соответствии с классификацией основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

При этом следует иметь в виду, что амортизируются только те неотделимые улучшения в арендованное имущество, которые носят капитальный характер, то есть связаны с реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением имущества. Если расходы осуществляются с целью текущего поддержания основных средств в рабочем состоянии, то такие затраты единовременно учитываются в составе прочих расходов как расходы на ремонт согласно положениям статьи 260 НК РФ.

Таким образом, для целей налога на прибыль организаций расходы арендатора в виде капитальных вложений, произведенных в форме неотделимых улучшений, списываются через механизм амортизации в период действия договора аренды вне зависимости от суммы этих расходов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 7 декабря 2017 г. N 03-03-06/2/81480

Согласно абзацу четвертому пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщикам по товарам (работам, услугам), имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и освобождаемых от налогообложения операций, принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения, и с учетом особенностей, установленных пунктом 4.1 статьи 170 Кодекса. При этом особенности ведения раздельного учета в случае, если в течение налогового периода приобретаемые товары (работы, услуги) в деятельности организации не используются, указанным пунктом 4.1 статьи 170 Кодекса не установлены.

Таким образом, в данных случаях указанная пропорция определяется в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 20 ноября 2017 г. N 03-07-11/76412

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 265 Кодекса к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности, суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва.

В соответствии с пунктом 2 статьи 266 Кодекса безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям:

- невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;

- у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

Таким образом, сумма задолженности может быть включена в состав внереализационных расходов для целей расчета налога на прибыль организаций, в случае если такая задолженность признается безнадежной в соответствии с приведенными выше нормами Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 10 ноября 2017 г. N 03-03-07/74130

В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с Кодексом).

Согласно подпункту 22 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса налогоплательщики уменьшают полученные доходы на расходы в виде сумм налогов и сборов, уплаченных в соответствии с законодательством о налогах и сборах, за исключением налога, уплаченного в соответствии с главой 26.2 Кодекса, и налога на добавленную стоимость, уплаченного в бюджет в соответствии с пунктом 5 статьи 173 Кодекса.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 346.17 Кодекса данные расходы учитываются в размере, фактически уплаченном налогоплательщиком.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 27 сентября 2017 г. N 03-11-06/2/62571

В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен статьей 148 Кодекса.

Согласно подпункту 4 пункта 1 и подпункту 4 пункта 1.1 статьи 148 Кодекса местом реализации консультационных услуг не признается территория Российской Федерации, в случае если покупатель услуг не осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.

Таким образом, в случае если непосредственным покупателем консультационных услуг, оказываемых по договору между двумя иностранными лицами, является иностранная компания, а не ее постоянное представительство, находящееся в Российской Федерации, местом реализации таких услуг территория Российской Федерации не признается и, соответственно, эти услуги налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не облагаются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 26 января 2018 г. N 03-07-08/4403

В соответствии с пунктом 22 статьи 280 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база по операциям с необращающимися ценными бумагами и необращающимися производными финансовыми инструментами определяется совокупно в порядке, установленном статьей 304 Кодекса, и отдельно от общей налоговой базы, если иное не предусмотрено статьей 280 и статьей 304 Кодекса.

При этом убытки от операций с необращающимися ценными бумагами и необращающимися производными финансовыми инструментами, полученные в предыдущем налоговом периоде (предыдущих налоговых периодах), могут быть отнесены на уменьшение налоговой базы от операций с такими ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, определенной в отчетном (налоговом) периоде, с учетом ограничения, установленного пунктом 2.1 статьи 283 Кодекса.

Вместе с тем пунктом 26 статьи 280 Кодекса установлено, что профессиональные участники рынка ценных бумаг, организаторы торговли, биржи, а также управляющие компании и клиринговые организации, осуществляющие функции центрального контрагента, определяют налоговую базу по операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами в порядке, предусмотренном пунктом 21 статьи 280 Кодекса, пунктом 26 статьи 280 Кодекса и статьей 304 Кодекса.

При этом такие налогоплательщики уменьшают общую налоговую базу на сумму убытков, полученных по операциям с необращающимися ценными бумагами и необращающимися производными финансовыми инструментами. В течение налогового периода перенос на будущее убытков, полученных такими налогоплательщиками в соответствующем отчетном периоде текущего налогового периода, может быть осуществлен только в пределах суммы полученной ими прибыли.

Необходимо отметить, что к профессиональным участникам рынка ценных бумаг в целях главы 25 Кодекса приравниваются кредитные организации, имеющие соответствующую лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг, выданную Центральным банком Российской Федерации (пункт 26 статьи 280 Кодекса).

Учитывая, что налоговая база по налогу на прибыль организаций исчисляется нарастающим итогом, в случае получения банком лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг в течение текущего отчетного (налогового) периода общая налоговая база за соответствующий период, в котором была получена такая лицензия, определяется с учетом убытков по операциям с необращающимися ценными бумагами и необращающимися производными финансовыми инструментами, в том числе возникших до даты получения соответствующей лицензии, но в рамках текущего налогового периода.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 19 января 2018 г. N 03-03-06/2/2768

Согласно статье 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном указанной статьей НК РФ.

Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется в порядке, установленном в пункте 4 статьи 266 НК РФ.

Резерв по сомнительным долгам используется организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном статьей 266 НК РФ.

В соответствии с пунктом 5 статьи 266 НК РФ, в случае если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, списание долгов, признаваемых безнадежными в соответствии с названной статьей, осуществляется за счет суммы созданного резерва. В случае если сумма созданного резерва меньше суммы безнадежных долгов, подлежащих списанию, разница (убыток) подлежит включению в состав внереализационных расходов.

Критерии признания задолженности безнадежной (долгами, нереальными ко взысканию) установлены пунктом 2 статьи 266 НК РФ. Безнадежными долгами признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

При этом на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 265 НК РФ суммы безнадежных долгов, а в случае если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва, учитываются в составе внереализационных расходов налогоплательщика.

Таким образом, любая безнадежная задолженность, признанная таковой по основаниям пункта 2 статьи 266 НК РФ, в случае если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, списывается с баланса кредитной организации за счет указанного резерва.

При этом если сумма указанного сформированного резерва недостаточна, разница (убыток) учитывается налогоплательщиком непосредственно в составе внереализационных расходов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 января 2018 г. N 03-03-06/2/1551

В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Согласно статье 39 Кодекса реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

Учитывая изложенное, передача банком поврежденного автомобиля страховой компании подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость в порядке, предусмотренном Кодексом.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 января 2018 г. N 03-07-05/1536

С 1 января 2017 года вступило в силу Положение Банка России от 4 сентября 2015 года N 491-П "Отраслевой стандарт бухгалтерского учета в страховых организациях и обществах взаимного страхования, расположенных на территории Российской Федерации" (далее - Положение N 491-П).

Положение N 491-П устанавливает порядок учета аквизиционных доходов и расходов страховых организаций для целей бухгалтерского учета в зависимости от факта получения дохода или произведения расхода, то есть по факту оплаты.

Согласно положениям статьи 313 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

При этом система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому.

В соответствии с положениями указанной статьи НК РФ данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

НК РФ определен порядок признания доходов и расходов по начислению (статьи 271 и 272 НК РФ) в том числе и для страховых организаций.

Особенности учета страховыми организациями доходов и расходов установлены статьями 293 и 294 соответственно.

Внесение изменений в порядок ведения бухгалтерского учета в страховых организациях не влечет автоматических изменений порядка ведения налогового учета в указанных организациях.

Учитывая изложенное, для целей налогового учета в страховых организациях применяется порядок учета доходов и расходов, установленный статьями 293 и 294 НК РФ.

При этом статьей 252 НК РФ установлено, что, если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты.

В целях главы 25 НК РФ суммы, отраженные в составе расходов налогоплательщика, не подлежат повторному включению в состав его расходов.

Таким образом, если под соответствующие расходы налогоплательщиком создавался резерв, повторному включению в состав расходов рассматриваемые затраты не подлежат.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 15 января 2018 г. N 03-03-06/1/1541

Согласно подпункту 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) упрощенную систему налогообложения не вправе применять организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов.

В соответствии со статьей 11 Кодекса организациями, в частности, признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств.

Таким образом, организация, в уставном капитале которой доля участия иностранного юридического лица составляет 100 процентов, применять упрощенную систему налогообложения не вправе.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 декабря 2017 г. N 03-11-11/86271

Согласно статье 300 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие дилерскую деятельность, вправе относить на расходы в целях налогообложения отчисления в резервы под обесценение ценных бумаг в случае, если такие налогоплательщики определяют доходы и расходы по методу начисления. В таком случае суммы восстановленных резервов под обесценение ценных бумаг, отчисления на создание (корректировку) которых ранее были учтены при определении налоговой базы, признаются доходом указанных налогоплательщиков.

Указанные резервы под обесценение ценных бумаг создаются (корректируются) по состоянию на конец отчетного (налогового) периода в размере превышения цен приобретения эмиссионных ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, над их рыночной котировкой (расчетная величина резерва). При этом в цену приобретения ценной бумаги в целях главы 25 Кодекса также включаются расходы по ее приобретению.

Резервы создаются (корректируются) в отношении каждой ценной бумаги одного выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, удовлетворяющего указанным требованиям, независимо от изменения стоимости ценных бумаг других выпусков (дополнительных выпусков).

Таким образом, в случае если профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий дилерскую деятельность на основании лицензии, принял решение о формировании резерва под обесценение эмиссионных ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, в порядке, установленном статьей 300 Кодекса, то соответствующее решение должно быть отражено в учетной политике для целей налогообложения.

При этом в учетной политике налогоплательщику следует также указать, в отношении какой группы ценных бумаг (каких выпусков) будет создаваться соответствующий резерв. В ином случае принятое решение о формировании такого резерва будет распространяться на все принадлежащие налогоплательщику эмиссионные ценные бумаги, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 21 декабря 2017 г. N 03-03-06/2/85691

В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 7 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае выплаты доходов от источников в Российской Федерации иностранному лицу, постоянным местонахождением которого является государство (территория), с которым имеется международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, и не имеющему фактического права на такие доходы, если источнику выплаты известно лицо, имеющее фактическое право на такие доходы (их часть), и такое лицо признается в соответствии с Кодексом налоговым резидентом Российской Федерации, налогообложение выплачиваемого дохода (его части) производится в соответствии с положениями соответствующих глав части второй Кодекса для налогоплательщиков, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, без удержания соответствующего налога в отношении выплачиваемых доходов (их части) у источника выплаты при условии информирования налогового органа по месту постановки на учет организации - источника выплаты доходов в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Следовательно, российской организацией, выплачивающей соответствующий доход, не удерживается налог с иностранного лица, не имеющего фактического права на выплачиваемые доходы (их часть). Вместе с тем согласно соответствующим положениям статьи 275 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса указанная российская организация будет выступать налоговым агентом в отношении соответствующего дохода, получаемого российским резидентом - фактическим получателем.

Согласно пункту 1.1 статьи 312 Кодекса в случае, если лицом, имеющим фактическое право на получение доходов в виде дивидендов и косвенно участвующим в организации, выплатившей доход в виде дивидендов, является налоговый резидент Российской Федерации, к налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, могут быть применены налоговые ставки, установленные подпунктами 1 и 2 пункта 3 статьи 284 Кодекса, с предоставлением налоговому агенту, выплачивающему такой доход, информации (документов), указанной в статье 312 Кодекса.

При этом косвенное участие каждого последующего лица, имеющего фактическое право на получение дохода, в российской организации, выплачивающей доход в виде дивидендов, в целях статьи 312 Кодекса и подпункта 1 пункта 3 статьи 284 Кодекса приравнивается к прямому участию в российской организации, выплачивающей доход в виде дивидендов.

Кроме того, применение налоговым агентом ставки, установленной подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Кодекса, осуществляется при выполнении следующих дополнительных условий (абзацы пятый - седьмой пункта 1.1 статьи 312 Кодекса):

доля участия российского лица, имеющего фактическое право на дивиденды, в уставном (складочном) капитале (фонде) российского лица, выплачивающего дивиденды, а также иностранных организациях, через которые им осуществляется участие в капитале такого российского лица, составляет не менее 50 процентов в период с даты выплаты дивидендов до окончания налогового периода, в котором осуществляется выплата дивидендов;

сумма дивидендов, фактическое право на которые имеет российское лицо, составляет не менее 50 процентов от общей суммы распределяемых дивидендов.

Таким образом, российская организация при выплате дивидендов, фактическим получателем которых является российская компания, кипрской компании вправе применить налоговую ставку, установленную подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Кодекса, при выполнении условий, предусмотренных указанным подпунктом пункта 3 статьи 284 и пунктом 1.1 статьи 312 Кодекса. Если указанные условия не выполняются, то применяется налоговая ставка, установленная подпунктом 2 пункта 3 статьи 284 Кодекса, а именно 13 процентов.

При этом налоговому агенту, выплачивающему доход в виде дивидендов, иностранной компанией, получившей указанный доход в виде дивидендов, и лицом, имеющим фактическое право на такие дивиденды, должна быть предоставлена информация (документы), указанная в пункте 1.2 статьи 312 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 18 декабря 2017 г. N 03-03-06/1/84438

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются в том числе операции по передаче имущественных прав на территории Российской Федерации.

Подпунктом 26 пункта 3 статьи 149 Кодекса установлено, что операции по уступке (переуступке, приобретению) прав (требований) кредитора по обязательствам, вытекающим из кредитных договоров, а также по исполнению заемщиком обязательств перед каждым новым кредитором по первоначальному кредитному договору, лежащему в основе договора уступки, освобождены от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Таким образом, от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождены операции по уступке (переуступке) денежного требования, вытекающего из кредитного договора, в том числе признанного судом недействительным. В связи с этим операции по уступке первоначальным кредитором права требования похищенных заемщиком денежных средств, возникшего в результате признания судом недействительным кредитного договора, по которому этому заемщику предоставлялись денежные средства, освобождаются от налога на добавленную стоимость.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 5 декабря 2017 г. N 03-07-15/80976

Пунктом 4 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) определено, что расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абзацах 2 - 4 пункта 4 статьи 264 НК РФ, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ.

Как следует из положений пунктов 1 и 2 статьи 249 НК РФ, в целях главы 25 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

Таким образом, при определении выручки от реализации учитываются все поступления, связанные с расчетами при переходе к другому лицу права собственности на имущество и (или) имущественные права, принадлежащие налогоплательщику, результатов выполненных работ либо оказания услуг одним лицом для другого лица в порядке, установленном НК РФ.

Также следует учитывать, что на основании норм статьи 276 НК РФ доходы учредителя доверительного управления в рамках договора доверительного управления имуществом включаются в состав его выручки или внереализационных доходов в зависимости от полученного вида дохода.

При этом особенности определения доходов негосударственных пенсионных фондов определены статьей 295 НК РФ.

Из изложенного следует, что если доходы пенсионного фонда классифицируются в качестве выручки от реализации, например доходы от реализации ценных бумаг и иного имущества в рамках договора доверительного управления имуществом, то указанный показатель учитывается для расчета нормируемых расходов на рекламу, учитываемых при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 3 ноября 2017 г. N 03-03-06/3/72774