16 сентября 2016 года

Статьей 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Кодекса, в том числе розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, в отношении розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, и объекты нестационарной торговой сети.

Согласно статье 346.27 Кодекса под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. К данному виду предпринимательской деятельности не относится, в частности, реализация товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети (в том числе в виде почтовых отправлений (посылочная торговля), а также через телемагазины, телефонную связь и компьютерные сети).

В связи с изложенным реализация товаров с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет в целях главы 26.3 Кодекса не относится к розничной торговле и не подпадает под налогообложение в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. В отношении данной предпринимательской деятельности применяются иные режимы налогообложения.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 22 августа 2016 г. N 03-11-11/48896

Согласно пункту 2 статьи 171 и абзацам первому и второму пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщикам при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в случае их использования для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, подлежат вычетам на основании счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг), после принятия на учет этих товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.

Как указано в вопросе, по условиям договора покупатель не может распоряжаться приобретаемыми товарами до перехода права собственности на них. Поэтому для принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных при приобретении товаров, принятых к учету на забалансовом счете, до перехода права собственности на них оснований не имеется ввиду отсутствия права использования этих товаров в операциях, облагаемых налогом на добавленную стоимость.

Что касается вычета налога на добавленную стоимость по возвращаемой покупателем всей партии товаров, право собственности на которую к покупателю не перешло, то на основании указанного пункта 1 статьи 172 Кодекса вычет сумм налога на добавленную стоимость возможно осуществлять на основании счета-фактуры, зарегистрированного продавцом в книге продаж при отгрузке товаров, путем его регистрации в книге покупок по мере возникновения права на налоговые вычеты с учетом положений пункта 4 статьи 172 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 22 августа 2016 г. N 03-07-11/48963

На основании положений пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Расходы, не соответствующие указанным требованиям, согласно пункту 49 статьи 270 НК РФ, в целях налогообложения прибыли организаций не учитываются.

Статьей 255 НК РФ установлено, что для целей главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

При этом к расходам на оплату труда относятся начисления увольняемым работникам, в том числе в связи с реорганизацией или ликвидацией налогоплательщика, сокращением численности или штата работников налогоплательщика (пунктом 9 статьи 255 НК РФ).

В целях настоящего пункта начислениями увольняемым работникам признаются, в частности, выходные пособия, производимые работодателем при прекращении трудового договора, предусмотренные трудовыми договорами и (или) отдельными соглашениями сторон трудового договора, в том числе соглашениями о расторжении трудового договора, а также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) основанием прекращения трудового договора является соглашение сторон.

В соответствии со статьей 78 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон трудового договора.

Статьей 178 ТК РФ установлено, что трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий, за исключением случаев, предусмотренных статьями 181.1 и 349.3 ТК РФ.

Согласно статье 57 ТК РФ, если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо условия, эти условия могут быть определены отдельным приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.

Таким образом, выплата выходного пособия при расторжении договора (в том числе по соглашению сторон), установленная в соответствии с нормами трудового законодательства, может быть учтена в составе расходов на оплату труда, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций, если такая выплата предусмотрена локальными нормативными актами организации, содержащими нормы трудового права, при условии соблюдения критериев статьи 252 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 19 августа 2016 г. N 03-03-06/1/48797

Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Расходы, не соответствующие указанным требованиям, согласно пункту 49 статьи 270 НК РФ, в целях налогообложения прибыли организаций не учитываются.

В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 N 92 "Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией" утверждены нормы расходов в виде компенсаций за использование личных автомобилей.

Таким образом, расходы в виде стоимости горюче-смазочных материалов, возмещаемой сотрудникам, использующим личные автомобили в служебных целях, могут учитываются в целях налогообложения прибыли организаций в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации, и при условии соблюдения критериев статьи 252 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 19 августа 2016 г. N 03-03-06/1/48789

Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Расходы, не соответствующие указанным требованиям, согласно пункту 49 статьи 270 НК РФ, в целях налогообложения прибыли организаций не учитываются.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 254 НК РФ к материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика в том числе на приобретение спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом.

Положениями статей 212 и 221 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) определено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить, в частности, приобретение и выдачу за счет собственных средств прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

При этом согласно абзацу второму статьи 221 ТК РФ работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения.

На основании пункта 6 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н, указанные нормы утверждаются локальными нормативными актами работодателя на основании результатов проведения специальной оценки условий труда и с учетом мнения соответствующего профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа и могут быть включены в коллективный и (или) трудовой договоры с указанием типовых норм, по сравнению с которыми улучшается обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

Таким образом, расходы работодателя на приобретение средств индивидуальной защиты могут быть учтены для целей налогообложения прибыли в составе материальных расходов в пределах норм, предусмотренных законодательством, или по повышенным нормам, утвержденным локальными нормативными актами работодателя на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, при выполнении требований статьи 252 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 19 августа 2016 г. N 03-03-06/1/48743

Согласно абзацу четвертому пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщикам по товарам (работам, услугам), имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и освобождаемых от налогообложения операций, принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения, и с учетом особенностей, установленных пунктом 4.1 статьи 170 Кодекса. При этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.

Согласно абзацу седьмому пункта 4 статьи 170 Кодекса налогоплательщик имеет право не применять положения данного пункта о ведении раздельного учета к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 процентов общей величины совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав. При этом все суммы налога, предъявленные таким налогоплательщикам продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав в указанном налоговом периоде, подлежат вычету в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 172 Кодекса.

В то же время положениями Кодекса не предусмотрено право налогоплательщика не применять вышеуказанные положения о ведении раздельного учета в случае, если в налоговом периоде доля расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, составляет менее 5 процентов в общей величине расходов. В связи с этим в данном случае налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), используемым для операций, как облагаемых налогом на добавленную стоимость, так и не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 19 августа 2016 г. N 03-07-11/48590

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость является наиболее ранняя из дат: день отгрузки (передачи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) или день их оплаты (частичной оплаты).

Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 154 Кодекса при получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, налоговая база определяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом налога.

Учитывая изложенное, в случае получения продавцом от покупателя денежных средств в качестве обеспечения исполнения предусмотренных договором поставки обязательств, в том числе по оплате товара, указанные денежные средства на основании абзаца второго пункта 1 статьи 154 и подпункта 2 пункта 1 статьи 167 Кодекса включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 августа 2016 г. N 03-07-11/47861

В целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) амортизируемое имущество принимается на учет по первоначальной стоимости, определяемой в соответствии со статьей 257 Кодекса, если иное не предусмотрено главой 25 Кодекса.

Согласно пункту 9 статьи 258 Кодекса налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно), а также не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств и суммы которых определяются в соответствии со статьей 257 Кодекса.

Необходимо отметить, что глава 25 Кодекса не содержит положений, устанавливающих запрет на применение нормы, установленной пунктом 9 статьи 258 Кодекса, в отношении приобретенных основных средств, применительно к которым предыдущий собственник (налогоплательщик) воспользовался правом, предусмотренным пунктом 9 статьи 258 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 15 августа 2016 г. N 03-03-06/1/47688

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно подпункту 28 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений пункта 4 статьи 264 Кодекса.

В соответствии с пунктом 4 статьи 264 Кодекса к расходам организации на рекламу в целях налогообложения прибыли организации относятся расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Расходы на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации, признаются в размере фактических затрат.

Упоминания буклетов в данном пункте нет, в то время как указанные полиграфические материалы также используются в качестве рекламных. Буклеты и листовки представляют собой разновидность брошюр, содержащих рекламную информацию, имеющих от одного до трех сгибов.

Учитывая вышеизложенное, расходы на распространение буклетов, листовок, каталогов, содержащих рекламную информацию об организации или об отдельных услугах, оказываемых организацией, относятся к расходам на рекламу, учитываемым при налогообложении прибыли, на основании абзаца 4 пункта 4 статьи 264 Кодекса в размере фактических затрат.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 12 августа 2016 г. N 03-03-06/1/42279

Согласно пункту 2 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

При этом по итогам налогового периода определяется окончательный налоговый статус физического лица в зависимости от времени его нахождения в Российской Федерации в налоговом периоде, определяющий налогообложение его доходов, полученных в данном налоговом периоде.

Для доходов за выполнение трудовых обязанностей, получаемых физическими лицами, не признаваемыми налоговыми резидентами Российской Федерации, пунктом 3 статьи 224 Кодекса установлена налоговая ставка в размере 30 процентов.

Таким образом, если по итогам налогового периода сотрудник организации утратил статус налогового резидента (находился в Российской Федерации менее 183 дней), его доходы от источников в Российской Федерации, полученные в данном налоговом периоде, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 30 процентов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 12 августа 2016 г. N 03-04-05/47251

В соответствии с пунктом 3 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации, если регистрация транспортного средства произошла до 15-го числа соответствующего месяца включительно или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства.

Если регистрация транспортного средства произошла после 15-го числа соответствующего месяца или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.

Аналогичный порядок должен применяться при перерегистрации транспортных средств на обособленные подразделения организации, находящиеся в различных субъектах Российской Федерации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 11 августа 2016 г. N 03-05-05-04/47037

В соответствии с пунктом 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав) на территории Российской Федерации, подлежат вычетам при использовании этих товаров (работ, услуг, имущественных прав) в операциях, облагаемых налогом на добавленную стоимость.

Пунктом 7 статьи 171 Кодекса установлено, что суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные по расходам на командировки, в том числе расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, принимаются к вычету при исчислении налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в бюджет. При этом в соответствии с пунктом 18 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137, при приобретении услуг по перевозке работников к месту служебной командировки и обратно в книге покупок, предназначенной для определения суммы налога на добавленную стоимость, предъявляемой к вычету, регистрируются заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности или их копии с выделенной отдельной строкой суммой налога на добавленную стоимость, выданные работнику и включенные им в отчет о служебной командировке.

Таким образом, сумма налога на добавленную стоимость по расходам на проезд и наем жилья сотрудниками организации с разъездным характером работы принимается к вычету в вышеуказанном порядке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 11 августа 2016 г. N 03-07-11/47114

Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик налога на прибыль организаций уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон) плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления.

Подпунктом 7 пункта 1 статьи 254 Кодекса установлено, что к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения (в том числе платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, осуществляемые в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов на их размещение и другие аналогичные расходы).

В то же время при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде суммы платежей за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, осуществляемые с превышением нормативов допустимых сбросов, за размещение отходов производства и потребления с превышением установленных лимитов на их размещение (пункт 4 статьи 270 Кодекса).

В соответствии с пунктом 1 статьи 272 Кодекса расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений статей 318 - 320 Кодекса.

Необходимо отметить, что пунктом 2 статьи 272 Кодекса не определена дата осуществления материальных расходов в части платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с пунктом 3 статьи 16.4 Федерального закона плата, исчисленная по итогам отчетного периода (календарного года) в порядке, установленном статьей 16.3 Федерального закона, с учетом корректировки ее размера, вносится не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом.

При этом лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.

Следовательно, обязательство по уплате указанной платы и соответствующих квартальных авансовых платежей возникает у налогоплательщика по факту деятельности за определенные периоды (первый квартал, второй квартал, третий квартал, календарный год). При этом обязанность по уплате квартальных авансовых платежей возникает в силу Федерального закона и не ставится в зависимость от представления в уполномоченный орган соответствующего расчета (декларации) по итогам таких периодов.

Таким образом материальные расходы в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду (квартальных авансовых платежей) признаются для целей исчисления налога на прибыль организаций на последнее число отчетного (налогового) периода, за который соответствующие платежи производятся.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 8 августа 2016 г. N 03-03-06/1/46432

Согласно пункту 12 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при наличии решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации банки не вправе открывать этой организации счета, за исключением специальных избирательных счетов, специальных счетов фондов референдума.

В соответствии со статьей 45 Кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В случае невозможности налогоплательщику-организации самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, в том числе по причине отсутствия счета в банке, указанная обязанность может быть исполнена принудительно в порядке, предусмотренном статьей 47 Кодекса, то есть путем обращения взыскания на имущество этой организации, в том числе на наличные денежные средства.

Согласно пункту 1 статьи 47 Кодекса взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных указанной статьей.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 5 августа 2016 г. N 03-02-08/46094

В соответствии с пунктом 1 статьи 278 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для целей исчисления налога на прибыль организаций не признается реализацией товаров (работ, услуг) передача налогоплательщиками имущества, в том числе имущественных прав, в качестве вкладов участников простых товариществ.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав и (или) неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в пределах вклада участником договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемником в случае выделения его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества.

Следовательно, доход, полученный в виде имущества при прекращении договора простого товарищества, в пределах вклада в совместную деятельность стоимости, внесенного ранее в виде имущественного права, не учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

При этом необходимо отметить, что при прекращении действия договора простого товарищества и возврате имущества участникам этого договора отрицательная разница между оценкой возвращаемого имущества и оценкой, по которой это имущество ранее было передано по договору простого товарищества, не признается убытком для целей налогообложения (пункт 6 статьи 278 Кодекса).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 5 августа 2016 г. N 03-03-06/1/46080

В соответствии со статьей 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, которая определяется для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, как разница между полученными доходами и произведенными расходами в порядке, установленном НК РФ.

Согласно статье 275.1 НК РФ налогоплательщики, в состав которых входят подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяют налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.

Таким образом, в случае реализации объектов основных средств, используемых в деятельности, связанной с объектами обслуживающих производств и хозяйств такие операции должны учитываться в налоговой базе по налогу на прибыль организаций, определяемой для объектов обслуживающих производств и хозяйств в соответствии с положениями статьи 275.1 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 5 августа 2016 г. N 03-03-06/1/46106

Пунктом 3 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что в случае реализации (передачи) приобретенных основных средств до истечения трех лет с момента учета расходов на их приобретение в составе расходов в соответствии с главой 26.2 Кодекса (в отношении основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет - до истечения 10 лет с момента их приобретения) налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период пользования такими основными средствами с момента их учета в составе расходов на приобретение до даты реализации (передачи) с учетом положений главы 25 Кодекса и уплатить дополнительную сумму налога и пени.

Положения вышеуказанного пункта статьи 346.16 Кодекса о пересчете налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, распространяются на основные средства, приобретенные до перехода налогоплательщика на упрощенную систему налогообложения.

Таким образом, при реализации основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет, приобретенных до перехода на упрощенную систему налогообложения, в случае если прошло более 10 лет с момента их приобретения, вышеуказанный пересчет налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, не производится.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 29 июля 2016 г. N 03-11-06/2/44660

В соответствии со статьей 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается в российский бюджет налоговым агентом, приобретающим данные товары (работы, услуги) у иностранного лица.

Согласно пункту 4 статьи 174 Кодекса в случае реализации работ (услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, уплата налога на добавленную стоимость производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам.

В случае заключения российской организацией, являющейся агентом по агентскому договору с российским принципалом, от своего лица, но за счет и по поручению принципала договора с иностранными лицами на оказание указанных услуг обязанности налогового агента по уплате налога на добавленную стоимость возлагаются на агента, перечисляющего оплату за услуги иностранным лицам.

Что касается вычета налога на добавленную стоимость по вышеуказанным услугам, то на основании пункта 3 статьи 171 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг), местом реализации которых признается территория Российской Федерации, у иностранных лиц, не состоящих на учете в российских налоговых органах, подлежат вычету у покупателей в случае использования товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, в порядке, предусмотренном статьей 172 Кодекса.

В связи с тем что при приобретении услуг на основании агентского договора, предусматривающего приобретение услуг от имени агента, но за счет и по поручению принципала, фактическим покупателем услуг является принципал, суммы налога, уплаченные агентом при исполнении им обязанностей налогового агента, принимаются к вычету у принципала в случае использования им этих услуг для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, на основании документов, подтверждающих уплату в бюджет сумм налога, удержанного налоговым агентом, и перечисление этих сумм налога принципалом агенту в составе средств на исполнение агентского договора.

По вопросу осуществления налогоплательщиком вычета налога на добавленную стоимость в налоговых периодах, следующих за налоговым периодом, в котором возникло право на такой налоговый вычет: в таком случае налогоплательщик должен представить в налоговый орган уточненную декларацию за налоговый период, в котором возникло право на применение налогового вычета. При этом на основании положений пункта 2 статьи 173 Кодекса такую декларацию налогоплательщик может представить в течение трех лет после окончания налогового периода, в котором возникло указанное право.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 7 июля 2016 г. N 03-07-08/39963

В соответствии с пунктом 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, подлежат вычету в случае использования ввезенных товаров для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость, в порядке, предусмотренном статьей 172 Кодекса.

На основании пункта 1 статьи 172 Кодекса при ввозе товаров на территорию Российской Федерации вычеты сумм налога на добавленную стоимость производятся на основании документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. При этом документом, служащим основанием для принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, является таможенная декларация на товары, ввозимые в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

Учитывая изложенное, в случае уплаты таможенным органам налога на добавленную стоимость агентом, в том числе приобретающим товары по поручению нескольких организаций, налог принимается к вычету у принципала после принятия на учет приобретенных товаров, на основании документов, свидетельствующих об уплате налога агентом, таможенной декларации (ее копии) на ввозимые товары, полученной от агента, а также при наличии документов, подтверждающих сумму налога, относящуюся к товарам, ввозимым для указанного принципала.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 7 июля 2016 г. N 03-07-08/39774

Согласно пункту 2 статьи 171 и абзацам первому и второму пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщикам при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в случае их использования для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, подлежат вычетам на основании счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг), после принятия на учет этих товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов. В связи с этим вычет налога на добавленную стоимость, предъявленного налогоплательщику при приобретении указанного актива, производится после принятия на учет на счет 08 "Вложения во внеоборотные активы".

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 4 июля 2016 г. N 03-07-11/38824

Согласно пункту 1 статьи 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

В соответствии со статьей 247 Кодекса для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций являются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со статьей 309 Кодекса.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 309 Кодекса к доходам от источников в Российской Федерации относится процентный доход от следующих долговых обязательств любого вида, включая облигации с правом на участие в прибылях и конвертируемые облигации:

государственные и муниципальные эмиссионные ценные бумаги, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение доходов в виде процентов;

иные долговые обязательства российских организаций.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 310 Кодекса налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, выплачивающими доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 310 Кодекса, в валюте выплаты дохода.

Однако предусмотрено, что налог с доходов в денежной форме, подлежащих выплате (перечислению) по эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением, в отношении выпусков эмиссионных ценных бумаг с обязательным централизованным хранением, государственная регистрация которых или присвоение идентификационного номера которым осуществлены после 1 января 2012 года, за исключением случаев, установленных настоящей статьей, лицу, имеющему в соответствии с действующим законодательством право на получение таких доходов и являющемуся иностранной организацией, исчисляется и удерживается депозитарием, осуществляющим выплату (перечисление) указанных доходов налогоплательщику.

В рассматриваемом случае выплаты дохода через депозитарий не осуществляется. Иных специальных положений о выполнении другими профессиональными участниками рынка ценных бумаг функций налогового агента в отношении дохода иностранной организации по облигациям с обязательным централизованным хранением российских эмитентов указанной статьей Кодекса не предусмотрено.

При этом из положений подпунктов 4 и 5 пункта 1 статьи 310.1 Кодекса следует, что депозитарий не признается налоговым агентом в отношении доходов иностранных организаций по эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением выпусков, государственная регистрация которых или присвоение идентификационного номера которым осуществлены до 1 января 2012 года.

Также следует учитывать следующее.

В соответствии с положениями статьи 7 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" с 1 января 2012 г. депозитарии, осуществляющие учет прав на эмиссионные ценные бумаги с обязательным централизованным хранением, обязаны оказывать своим депонентам услуги, связанные с получением доходов по ценным бумагам и иных причитающихся владельцам ценных бумаг выплат. Кроме того, статьей 7.1 Закона N 39-ФЗ установлены особенности получения выплат по эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением, причитающихся владельцам таких ценных бумаг (с применением так называемого "каскадного" принципа).

При этом согласно статье 128 Гражданского кодекса Российской Федерации ценная бумага, в том числе бездокументарная ценная бумага, является объектом гражданского права. В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Положения Федерального закона от 3 июня 2011 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и статьи 214.1 и 310 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", предусматривающего применение "каскадного принципа" выплат, не имеют обратной силы и подлежат применению к отношениям, возникшим после введения его в действие.

Таким образом, необходимо учитывать, что "каскадный" принцип выплат и соответствующая схема налогообложения не могут быть применены в отношении дохода по эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением, выпущенным российскими организациями, выпуск (государственная регистрация) которых или присвоение идентификационного номера которым осуществлены до 1 января 2012 г.

Таким образом, если выпуск эмиссионных ценных бумаг с обязательным централизованным хранением осуществлен до 1 января 2012 г., то согласно статье 310 Кодекса в общем порядке налог должен быть исчислен и удержан эмитентом облигаций.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 23 августа 2016 г. N 03-08-05/49199

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик обязан на последнее число каждого отчетного (налогового) периода исчислять предельную величину признаваемых расходом процентов по контролируемой задолженности путем деления суммы процентов, начисленных налогоплательщиком в каждом отчетном (налоговом) периоде по контролируемой задолженности, на коэффициент капитализации, рассчитываемый на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода.

Коэффициент капитализации определяется путем деления величины соответствующей непогашенной контролируемой задолженности на величину собственного капитала, соответствующую доле прямого или косвенного участия этой иностранной организации в уставном (складочном) капитале (фонде) российской организации, и деления полученного результата на три (для банков и организаций, занимающихся лизинговой деятельностью, - на двенадцать с половиной).

При этом особенности определения предельной величины процентов, подлежащих включению в состав расходов по налогу на прибыль организаций в период с 01.07.2014 по 31.12.2016 при применении положений пункта 2 статьи 269 НК РФ в отношении долговых обязательств, возникших до 01.10.2014, определены Федеральным законом от 08.03.2015 N 32-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 32-ФЗ).

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 2 Закона N 32-ФЗ установлено, что величина собственного капитала на последнее число каждого отчетного (налогового) периода определяется без учета соответствующих положительных (отрицательных) курсовых разниц, возникших вследствие переоценки требований (обязательств), выраженных в иностранной валюте, в связи с изменением официальных курсов иностранных валют к рублю Российской Федерации, установленных Центральным банком Российской Федерации, с 01.07.2014 по последнее число отчетного (налогового) периода, на которое определяется коэффициент капитализации.

Указанные положения Закона N 32-ФЗ применяются к действующим (не прекращенным) долговым обязательствам в валюте, возникшим до 01.10.2014.

В случае, описанном в вопросе, валютное долговое обязательство заменяется на рублевое долговое обязательство путем новации (статья 414 Гражданского кодекса Российской Федерации) и, следовательно, к рублевым обязательствам положения подпункта 2 пункта 1 статьи 2 Закона N 32-ФЗ не применяются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 августа 2016 г. N 03-03-06/1/47996

Из вопроса следует, что Банк в рамках договора с физическим лицом на брокерское обслуживание приобрел облигации другого банка, у которого впоследствии была отозвана лицензия.

Согласно пункту 7 статьи 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) доходами по операциям с ценными бумагами признаются доходы от реализации (погашения) ценных бумаг, полученные в налоговом периоде.

В соответствии с пунктом 12 статьи 214.1 Кодекса финансовый результат по операциям с ценными бумагами и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок определяется как доходы от операций за вычетом соответствующих расходов, указанных в пункте 10 данной статьи. При этом финансовый результат определяется по каждой операции и по каждой совокупности операций, указанных соответственно в подпунктах 1 - 5 пункта 1 статьи 214.1 Кодекса.

Из вышеизложенного следует, что до реализации (погашения) ценных бумаг расходы по приобретению соответствующих ценных бумаг при определении финансового результата (в том числе убытков) не учитываются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 9 августа 2016 г. N 03-04-06/46665