20 ноября 2015 года

Согласно пункту 3 статьи 346.18 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами и расходами, выраженными в рублях. При этом доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному соответственно на дату получения доходов и (или) дату осуществления расходов.

В соответствии со статьей 346.15 Кодекса организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые на основании статьи 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые на основании статьи 250 Кодекса. Доходы, предусмотренные статьей 251 Кодекса, при определении налоговой базы не учитываются.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 249 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной форме.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.17 Кодекса в целях главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Кодекса датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).

Таким образом, доходы, полученные в иностранной валюте от операций по реализации товаров (работ, услуг) на экспорт, учитываются при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на дату поступления денежных средств на валютный счет налогоплательщика.

Согласно пункту 3 статьи 38 Кодекса товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Таким образом, реализуемые деньги (валюта) относятся к товарам.

Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе (пункт 1 статьи 39 Кодекса).

При этом не признается реализацией товаров, работ или услуг осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики) (подпункт 1 пункта 3 статьи 39 Кодекса).

В соответствии с пунктом 6 статьи 5 и статьей 13 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" купля и продажа валюты в наличной и безналичной формах относятся к банковским операциям, осуществляемым на основании лицензии, выдаваемой Банком России.

Валютно-обменные операции во внебанковском секторе относятся к операциям, связанным с обращением российской или иностранной валюты, и не признаются реализацией товаров (работ, услуг) на основании подпункта 1 пункта 3 статьи 39 Кодекса.

Таким образом, операции по купле-продаже иностранной валюты за российские рубли, осуществляемые организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, для которых указанные операции в соответствии с законодательством Российской Федерации не являются лицензируемым видом деятельности, не признаются реализацией товаров (работ, услуг).

Положения подпункта 1 пункта 3 статьи 39 Кодекса не применяются в отношении банков, для которых иностранная валюта является имуществом (статья 141 ГК РФ), реализуемым либо предназначенным для реализации, что соответствует признакам товара на основании пункта 3 статьи 38 Кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 250 Кодекса к внереализационным доходам относятся доходы в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, установленного Банком России на дату перехода права собственности на иностранную валюту.

В связи с этим у налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения и продающего иностранную валюту по курсу выше установленного Банком России на дату перехода права собственности на иностранную валюту, образуется положительная курсовая разница, которая должна учитываться в доходах на основании пункта 1 статьи 346.15 Кодекса.

При продаже иностранной валюты по курсу ниже установленного Банком России отрицательная курсовая разница в расходы в целях налогообложения не включается, так как расходы в виде отрицательной разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи иностранной валюты от официального курса, установленного Банком России на дату перехода права собственности на иностранную валюту, в статью 346.16 Кодекса не включены.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 26 октября 2015 г. N 03-11-06/2/61235

 

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в том числе в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту розничной торговли (подпункт 6 пункта 2 статьи 346.26 Кодекса).

Пунктом 1 статьи 83 Кодекса установлено, что организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Кодексом.

На основании пункта 2 статьи 346.28 Кодекса организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю через магазины и павильоны и изъявившие желание перейти на уплату единого налога на вмененный доход, обязаны встать на учет в качестве налогоплательщиков единого налога на вмененный доход в налоговом органе по месту осуществления указанной предпринимательской деятельности.

При этом постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщиков единого налога на вмененный доход, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территориях нескольких городских округов или муниципальных районов, на нескольких внутригородских территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на территориях которых действуют несколько налоговых органов, осуществляется в налоговом органе, на подведомственной территории которого расположено место осуществления предпринимательской деятельности, указанное первым в заявлении о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход.

Упрощенная система налогообложения, предусмотренная главой 26.2 Кодекса, применяется в отношении всей деятельности организации или индивидуального предпринимателя в отношении всей деятельности в целом независимо от осуществляемых видов деятельности и количества объектов, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности, а не в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.11 Кодекса упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В то же время пунктом 4 статьи 346.12 Кодекса определено, что организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие в соответствии с главой 26.3 Кодекса на уплату единого налога на вмененный доход по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности.

В отношении одного и того же вида предпринимательской деятельности (например, розничной торговли через магазины с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту торговли), осуществляемого на территории одного муниципального района или на территории нескольких районов одного городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и упрощенная система налогообложения одновременно применяться не могут.

Налогоплательщики, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, указанные в пункте 2 статьи 346.26 Кодекса, в разных муниципальных образованиях, в том числе находящихся в разных субъектах Российской Федерации, на основании пункта 1 статьи 346.28 Кодекса вправе добровольно принять решение о переходе на уплату единого налога на вмененный доход в каждом муниципальном образовании или применять иные режимы налогообложения.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 октября 2015 г. N 03-11-06/3/61231

 

Порядок составления счетов-фактур по товарам, реализуемым агентом от своего имени, установлен пунктом 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137 (далее - Правила). При этом применение данного порядка оформления счетов-фактур не приводит к обязанности агента уплачивать в бюджет налог на добавленную стоимость по товарам, принадлежащим принципалу. В указанном случае налог подлежит исчислению и уплате принципалом в порядке, установленном статьей 173 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании пункта 1 Правил в строках 2, 2а и 2б счета-фактуры, выставляемого агентом покупателю товаров, указываются соответственно наименование, место нахождения и идентификационный номер налогоплательщика-агента.

Что касается агентов, действующих от имени и за счет принципала, то особенности заполнения счетов-фактур по товарам (работам, услугам, имущественным правам) в данном случае Правилами не установлены. Поэтому по товарам (работам, услугам, имущественным правам), реализуемым агентом от имени и за счет принципала, счета-фактуры выставляются покупателям принципалом в общеустановленном порядке.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 19 октября 2015 г. N 03-07-14/59665

 

Для целей самостоятельной оценки рисков налогоплательщиками по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности, в том числе оценки рисков при выборе контрагентов, могут учитываться утвержденные приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

В соответствии с пунктом 12 указанных критериев при оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендуется исследовать определенные признаки, в частности, отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в Едином государственной реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).

В пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 отмечено, что согласно пункту 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации данные государственной регистрации юридических лиц включаются в ЕГРЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления. Презюмируется, что лицо, полагающееся на данные ЕГРЮЛ, не знало и не должно было знать о недостоверности таких данных.

В письме ФНС России от 16.03.2015 N ЕД-4-2/4124 обращено внимание, что наличие выписки из ЕГРЮЛ в отношении какого-либо контрагента подтверждает только факт его государственной регистрации в установленном порядке и не может автоматически являться достаточным или единственным подтверждением должной осмотрительности и осторожности налогоплательщика при выборе контрагента.

Таким образом, налогоплательщику при выборе контрагентов следует учитывать совокупность признаков, указанных в пункте 12 названных критериев.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 октября 2015 г. N 03-02-07/1/59422

 

Согласно статье 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций являются доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, в порядке, установленном НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Расходы, не соответствующие указанным требованиям, согласно пункту 49 статьи 270 НК РФ, в целях налогообложения прибыли организаций не учитываются.

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на услуги по предоставлению работников (технического и управленческого персонала) сторонними организациями для участия в производственном процессе, управлении производством либо для выполнения иных функций, связанных с производством и (или) реализацией.

Учитывая изложенное, затраты организации на услуги по предоставлению персонала могут учитываться для целей налогообложения прибыли организаций в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, если в штате организации отсутствуют такие специалисты.

Глава 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ не предусматривает отраслевых особенностей учета для целей налогообложения прибыли организаций доходов и расходов, связанных с оказанием услуг по предоставлению работников сторонними организациями для участия в производственном процессе.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 октября 2015 г. N 03-03-06/59283

 

В соответствии с пунктом 5 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 N 749, оплата труда работника в случае привлечения его к работе в выходные или нерабочие праздничные дни производится в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни производится в порядке, установленном статьей 153 Трудового кодекса Российской Федерации.

В целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно статье 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Пунктом 3 статьи 255 НК РФ установлено, что к расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли организаций относятся, в частности, начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, если правила внутреннего распорядка, утвержденные руководителем организации, предусматривают режим работы в выходные и праздничные дни, затраты, связанные с выплатой компенсации работникам за дни отъезда в командировку и дни прибытия из командировки, приходящиеся на выходные дни, могут быть учтены в составе расходов на оплату труда на основании пункта 3 статьи 255 НК РФ при условии соблюдения критериев статьи 252 НК РФ.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 октября 2015 г. N 03-03-06/2/59267

 

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 и пунктом 3 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая декларация представляется в налоговый орган в установленном Кодексом порядке. Камеральная налоговая проверка проводится на основе представленной в налоговый орган налоговой декларации и иных документов, указанных в статье 88 Кодекса.

В соответствии с пунктом 6 статьи 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Согласно пункту 11 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 98 срок на возврат суммы излишне уплаченного налога, определенный пунктом 9 статьи 78 Кодекса, начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате, но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому (отчетному) периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам статьи 88 Кодекса.

Пунктом 2 статьи 88 Кодекса установлен пресекательный трехмесячный срок для проведения камеральной налоговой проверки. Фактически камеральная налоговая проверка может быть завершена ранее окончания указанного срока.

Основания для сокращения пресекательного срока для проведения камеральной налоговой проверки в Кодексе отсутствуют.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 15 октября 2015 г. N 03-04-05/59032

 

Пунктом 1 статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

В случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.

В соответствии с позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17.01.2012 N 10077/11, исчисление налогов, учитываемых в составе расходов, в излишнем размере (в том числе вследствие неприменения льготы или иного освобождения) не может квалифицироваться как ошибка при исчислении налога на прибыль организаций.

При этом также отмечается, что, исполнив обязанность по исчислению и уплате соответствующего налога в соответствии с поданными первоначально декларациями, налогоплательщик понес в предыдущих периодах затраты, отвечающие требованиям статьи 252 НК РФ, и в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ правомерно отнес их к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Следовательно, учет в составе расходов первоначально исчисленной суммы налога на имущество организаций, соответствующей положениям перечисленных норм НК РФ, не может квалифицироваться как ошибочный.

Таким образом, в случае представления в последующих налоговых (отчетных) периодах уточненных расчетов (налоговых деклараций) по налогу на имущество организаций в связи с выявлением излишне уплаченной суммы указанного налога соответствующую корректировку следует рассматривать для целей налогообложения прибыли организаций как новое обстоятельство, приводящее к возникновению внереализационного дохода текущего отчетного (налогового) периода.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 15 октября 2015 г. N 03-03-06/4/59102

 

В соответствии с подпунктом 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.

Пунктом 9 раздела II Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137, предусмотрено, что налогоплательщик вправе указывать в дополнительных строках и графах счета-фактуры дополнительную информацию при условии сохранения утвержденной формы счета-фактуры.

Учитывая изложенное, дополнительное указание в счете-фактуре фамилий и инициалов лиц, уполномоченных подписывать счет-фактуру, наряду с фамилиями и инициалами руководителя и главного бухгалтера не следует рассматривать как нарушение требований Кодекса по заполнению счета-фактуры.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 14 октября 2015 г. N 03-07-09/58937

 

Согласно статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса установлено, что упрощенную систему налогообложения не вправе применять организации, имеющие филиалы и (или) представительства.

Статьей 55 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Исходя из вышеизложенного организация, создавшая обособленное подразделение, которое не является филиалом и (или) представительством, вправе продолжать применять упрощенную систему налогообложения при условии соблюдения норм главы 26.2 Кодекса.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 14 октября 2015 г. N 03-11-06/2/58685

 

В соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Кодекса, и не учитывают доходы, указанные в статье 251 Кодекса.

Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств или иного имущества, которые получены по договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от формы оформления заимствований, включая ценные бумаги по долговым обязательствам), а также средств или иного имущества, которые получены в счет погашения таких заимствований.

Пунктом 6 статьи 250 Кодекса установлено, что доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам, включаются в доходы, подлежащие налогообложению налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Исходя из положений статей 382 и 384 Гражданского кодекса Российской Федерации право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона. При этом, если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в том числе право на неуплаченные проценты.

Исходя из этого при погашении заемщиком суммы займа без процентов (дисконта) по договору займа (кредита), в том числе при возвращении суммы займа лицу, которое приобрело право требования по договору уступки права требования, денежные средства, полученные в счет погашения долгового обязательства по нему, в налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, не включаются. В целях налогообложения учитываются доходы в виде процентов, полученные по договору займа (кредита).

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 12 октября 2015 г. N 03-11-06/2/58357

 

Согласно статьям 246 и 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками налога на прибыль организаций в Российской Федерации признаются иностранные организации, получающие от источников в Российской Федерации доходы, указанные в пункте 1 статьи 309 Кодекса.

Пунктом 2 статьи 309 Кодекса установлено, что доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров, иного имущества, кроме указанного в подпунктах 5 и 6 пункта 1 указанной статьи, а также имущественных прав, осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со статьей 306 Кодекса, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.

В случае если доход от источников в Российской Федерации иностранной организации, не осуществляющей деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации, не подлежит обложению налогом в Российской Федерации в соответствии с положениями Кодекса на основании пункта 2 статьи 309 Кодекса, такой иностранной организации не требуется представление российской организации - налоговому агенту подтверждения постоянного местонахождения, предусмотренного пунктом 1 статьи 312 Кодекса.

Кроме того, доходы от оказания иностранной организацией услуг исключительно вне территории Российской Федерации не являются доходами от источников в Российской Федерации в целях главы 25 Кодекса и, следовательно, не подлежат обложению налогом на прибыль, взимаемым у источника выплаты в Российской Федерации, и подтверждение постоянного местонахождения иностранной организации не требуется.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 6 октября 2015 г. N 03-08-05/56971

 

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.

Кроме того, подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса установлено, что налоговая база увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Таким образом, перечисление оплаты в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, не связано с определением налоговой базы по налогу на добавленную стоимость.

В бухгалтерском учете расходы признаются при наличии условий, установленных Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденным приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.

Согласно пункту 1 статьи 252 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Таким образом, расходы в виде платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, учитываются при налогообложении прибыли в составе прочих расходов на основании статьи 264 Кодекса при условии соответствия таких расходов критериям, установленным статьей 252 Кодекса.

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", учитывают расходы в соответствии с порядком определения расходов на основании статьи 346.16 Кодекса. При определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы, в том числе на суммы налогов и сборов, уплаченных в соответствии с законодательством о налогах и сборах, за исключением суммы налога, уплаченной в соответствии с главой 26.2 Кодекса (подпункт 22 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса).

Перечень налогов и сборов установлен статьями 13 - 15 Кодекса.

Плата владельца транспортного средства в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, в данный перечень налогов и сборов не включена.

В связи с изложенным указанная плата в состав расходов налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения, включаться не должна.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 6 октября 2015 г. N 03-11-11/57133

 

В соответствии с пунктом 2 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Кроме того, безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям:

- невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;

- у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

Таким образом, задолженность, подлежащая взысканию в порядке исполнительного производства, может быть признана безнадежной для целей налогообложения прибыли организаций в случае, если невозможность ее взыскания подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства по указанным в абзаце втором пункта 2 статьи 266 Кодекса основаниям, либо в случае ликвидации организации в установленном порядке.

При этом датой признания задолженности безнадежной будет, соответственно, дата составления документа, дата внесения записи в ЕГРЮЛ о ликвидации организации, дата составления акта государственного органа, дата постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства.

В случае если дебиторская задолженность не удовлетворяет критериям безнадежной задолженности, установленным пунктом 2 статьи 266 Кодекса, то есть списана по иным критериям, разработанным самой организацией, то такая задолженность не может быть учтена организацией в уменьшение прибыли в периоде списания.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 5 октября 2015 г. N 03-03-06/2/56751

 

Согласно пункту 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

При этом в случае ликвидации товарищества или общества его участник вправе получать часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость (пункт 8 статьи 63, пункт 1 статьи 67 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 277 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при ликвидации организации и распределении имущества ликвидируемой организации доходы налогоплательщиков - акционеров (участников, пайщиков) ликвидируемой организации определяются исходя из рыночной цены получаемого ими имущества (имущественных прав) на момент получения данного имущества за вычетом фактически оплаченной (вне зависимости от формы оплаты) соответствующими акционерами (участниками, пайщиками) этой организации стоимости акций (долей, паев).

Таким образом, в случае когда акции (доли) ликвидируемой организации были приобретены акционером (участником) ликвидируемой организации у третьих лиц (например, по договору купли-продажи), доход налогоплательщиков - акционеров (участников, пайщиков) ликвидируемой организации будет определяться на основании вышеуказанного пункта названной статьи Кодекса как превышение рыночной стоимости имущества на момент его получения акционером (участником) ликвидируемой организации над фактически оплаченной им стоимостью акций (долей, паев).

В противном случае доход, учитываемый при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, у акционера (участника) ликвидируемой организации не возникает.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 2 октября 2015 г. N 03-03-10/56527

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектами налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 Кодекса.

Бухгалтерский учет объектов основных средств организаций ведется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01), утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н.

Для принятия к бухгалтерскому учету актива в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение условий, перечисленных в пункте 4 ПБУ 6/01.

При этом в соответствии с письмом Минфина России от 22.03.2015 N 07-02-10/29 указанные условия не увязывают принятие актива к бухгалтерскому учету в качестве основного средства с государственной регистрацией прав собственности на него. Соответственно, организация, получающая объект недвижимости, права собственности на который подлежат государственной регистрации, должна принять его к учету в момент фактического получения независимо от факта государственной регистрации прав собственности.

Таким образом, имущество, отвечающее требованиям пункта 4 ПБУ 6/01, подлежит налогообложению налогом на имущество организаций вне зависимости от государственной регистрации права на недвижимое имущество.

Кроме того, согласно статье 375 Кодекса налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено статьей 375 Кодекса. При этом налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Кодекса.

Пунктом 2 статьи 378.2 Кодекса установлено, что закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

При этом при отсутствии кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества налоговая база по налогу на имущество организаций определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса как среднегодовая стоимость имущества.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 1 октября 2015 г. N 03-05-05-01/56284

 

Приобретение права требования долга рассматривается для целей налогообложения прибыли организаций как приобретение имущественного права на основании положений статей 268 и 279 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 268 Кодекса при реализации прав требования налогоплательщик вправе уменьшить доход от реализации на цену приобретения данных имущественных прав и на сумму расходов, связанных с их приобретением и реализацией, с учетом положений, установленных статьей 279 Кодекса.

Пунктом 3 статьи 279 Кодекса установлено, что при дальнейшей реализации права требования долга налогоплательщиком, купившим это право требования, указанная операция рассматривается как реализация финансовых услуг. Доход (выручка) от реализации финансовых услуг определяется как стоимость имущества, причитающегося этому налогоплательщику при последующей уступке права требования или прекращении соответствующего обязательства. При этом при определении налоговой базы налогоплательщик вправе уменьшить доход, полученный от реализации права требования, на сумму расходов на приобретение указанного права требования долга.

Пунктом 1 статьи 279 Кодекса установлено, что размер убытка для целей налогообложения не может превышать сумму процентов, которую налогоплательщик уплатил бы исходя из максимальной ставки процента, установленной для соответствующего вида валюты пунктом 1.2 статьи 269 Кодекса, либо по выбору налогоплательщика исходя из ставки процента, подтвержденной в соответствии с методами, установленными разделом V.1 Кодекса по долговому обязательству, равному доходу от уступки права требования, за период от даты уступки до даты платежа, предусмотренного договором о реализации товаров (работ, услуг). Указанные положения настоящего пункта и абзаца первого пункта 4 настоящей статьи также применяются к налогоплательщику - кредитору по долговому обязательству. Порядок учета убытка, в соответствии с настоящим пунктом, должен быть закреплен в учетной политике налогоплательщика.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 18 сентября 2015 г. N 03-03-06/2/53684

 

В соответствии с пунктом 2 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Кроме того, безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям:

- невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;

- у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

Таким образом, задолженность, подлежащая взысканию в порядке исполнительного производства, может быть признана безнадежной для целей налогообложения прибыли организаций в случае, если невозможность ее взыскания подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства по указанным в абзаце втором пункта 2 статьи 266 Кодекса основаниям, либо в случае ликвидации организации в установленном порядке.

При этом датой признания задолженности безнадежной будет дата составления соответствующего документа, дата внесения записи в ЕГРЮЛ о ликвидации организации, дата составления акта государственного органа, дата постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 11 сентября 2015 г. N 03-03-06/2/52390

 

В соответствии с пунктом 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик, реализующий товары, страной происхождения которых не является территория Российской Федерации, несет ответственность только за соответствие сведений о стране происхождения товаров и номере таможенной декларации в предъявляемых им счетах-фактурах сведениям, содержащимся в полученных им счетах-фактурах и товаросопроводительных документах.

Поскольку при реализации на территории Российской Федерации импортных товаров налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения, счета-фактуры не выставляются, при последующей реализации на территории Российской Федерации таких товаров налогоплательщику налога на добавленную стоимость в графах 10 и 11 счета-фактуры следует проставлять прочерк.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 20 августа 2015 г. N 03-07-08/48092

 

В целях статьи 280 НК РФ под применимым законодательством понимается законодательство государства, на территории которого осуществляется обращение ценных бумаг (заключение налогоплательщиком гражданско-правовых сделок, влекущих переход права собственности на ценные бумаги) (пункт 1 статьи 280 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)).

Согласно пункту 9 статьи 280 НК РФ в целях главы 25 НК РФ ценные бумаги признаются обращающимися на организованном рынке ценных бумаг (обращающимися ценными бумагами) при одновременном соблюдении следующих условий:

- если они допущены к обращению хотя бы одним организатором торговли, имеющим на это право в соответствии с применимым законодательством;

- если информация об их ценах (котировках) публикуется в средствах массовой информации (в том числе электронных) либо может быть представлена организатором торговли или иным уполномоченным лицом любому заинтересованному лицу в течение трех лет после даты совершения операций с ценными бумагами;

- если по ним в течение последовательных трех месяцев, предшествующих дате совершения налогоплательщиком сделки с этими ценными бумагами, хотя бы один раз рассчитывалась рыночная котировка.

Пунктом 11 статьи 280 НК РФ определено, что в случае совершения сделки с обращающимися ценными бумагами через российского или иностранного организатора торговли:

- датой совершения сделки признается дата проведения торгов, на которых была заключена соответствующая сделка с ценной бумагой;

- для целей налогообложения признается фактическая цена реализации (приобретения) или иного выбытия ценных бумаг.

В соответствии с пунктом 14 статьи 280 НК РФ в случае реализации обращающихся ценных бумаг по цене ниже минимальной цены сделок на организованном рынке ценных бумаг при определении финансового результата принимается минимальная цена сделки на организованном рынке ценных бумаг.

В случае приобретения обращающихся ценных бумаг по цене выше максимальной цены сделок на организованном рынке ценных бумаг при определении финансового результата принимается максимальная цена сделки на организованном рынке ценных бумаг.

В целях пункта 14 статьи 280 НК РФ при совершении единственной сделки на организованном рынке ценных бумаг цена такой сделки признается максимальной (минимальной) ценой.

Таким образом, правила корректировки фактической цены реализации (приобретения) до минимальной (максимальной) цены, сложившейся на организованном рынке в процессе торгов, установленные в пункте 14 статьи 280 НК РФ, распространяются на ценные бумаги, приобретенные как через российского, так и иностранного организатора торговли.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 7 августа 2015 г. N 03-03-06/2/45741

 

Согласно статье 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 Кодекса.

Порядок уплаты налога на имущество организаций определен статьями 383 - 385 Кодекса, в силу которых в отношении имущества российской организации налог (авансовый платеж) подлежит уплате в бюджет по местонахождению организации, по местонахождению обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, по местонахождению объектов недвижимого имущества, находящихся вне местонахождения организации или ее обособленных подразделений.

На основании статьи 386 Кодекса налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу, если иное не установлено данной статьей Кодекса.

Поэтому если объект недвижимости, находящийся вне места нахождения обособленного подразделения, выбыл до окончания налогового периода с баланса обособленного подразделения в связи с его реализацией, налогоплательщик обязан представить налоговую декларацию и уплатить налог на имущество организаций за последний налоговый период (период времени от начала календарного года до дня выбытия с баланса) не позднее соответственно сроков, установленных для представления расчета по авансовому платежу за отчетный период, в котором объект недвижимости выбыл с баланса обособленного подразделения, и уплаты авансового платежа в бюджет.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Кодекса обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Поэтому в случае выбытия движимого имущества с баланса обособленного подразделения до окончания налогового периода налогоплательщик вправе представить по окончании отчетного периода, в котором имущество передано на баланс головного офиса банка, по местонахождению указанного подразделения налоговую декларацию вместо расчета по авансовому платежу по налогу и уплатить досрочно налог, определив среднегодовую стоимость в отношении этого имущества в соответствии с пунктом 4 статьи 376 Кодекса за период времени от начала календарного года по 1-е число месяца выбытия с баланса движимого имущества.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 26 октября 2015 г. N 03-05-05-01/61337

 

В силу пункта 1 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) банки обязаны сообщать в налоговые органы информацию об открытии (о закрытии, об изменении реквизитов) счетов, вкладов (депозитов) организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Для целей Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах счетами признаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета (пункт 2 статьи 11 Кодекса).

В соответствии с формами сообщений банка об открытии (закрытии) счета (вклада, депозита), утвержденными приказом ФНС России от 23.05.2014 N ММВ-7-14/292@, в сообщениях банком указываются двадцатизначные номера счетов (вкладов, депозитов), которые открываются (закрываются) организациям, индивидуальным предпринимателям, иным физическим лицам.

В соответствии с положением Центрального банка Российской Федерации от 16.07.2012 N 385-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" на счете N 438 отражаются привлеченные средства негосударственных коммерческих организаций.

Согласно пункту 4.55 указанного Положения характер привлекаемых средств определяется условиями договора. Счета второго порядка ведутся по срокам привлечения, а также по субъектам, внесшим средства.

На счете второго порядка N 43801 отражаются привлеченные средства негосударственных коммерческих организаций до востребования.

Операции по привлеченным средствам отражаются в корреспонденции со счетами: корреспондентскими, клиентов, кассы, а начисленные проценты - со счетами по учету начисленных процентов, расходов.

В аналитическом учете ведутся лицевые счета в разрезе вкладчиков по срокам привлечения, размерам процентных ставок, видам валют.

Учитывая изложенное, банки в силу пункта 1 статьи 86 Кодекса обязаны сообщать в налоговые органы информацию об открытии (закрытии) счетов, номера которых начинаются с номера второго порядка, в частности 43801 раздела 438.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 октября 2015 г. N 03-02-07/1/59369

 

В соответствии со статьей 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются плательщиками налога на прибыль организаций в Российской Федерации.

Согласно статье 247 Кодекса объектом налогообложения по налогу на прибыль для указанной категории организаций признаются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со статьей 309 Кодекса.

Пунктом 1 статьи 309 Кодекса определены виды доходов, полученные иностранной организацией (получение которых не связано с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство), которые относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом на прибыль организаций, удерживаемым у источника выплаты доходов.

Согласно пункту 1 статьи 310 Кодекса налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, выплачивающими доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса.

Пунктом 2 статьи 287 Кодекса установлено, что российская организация или иностранная организация, осуществляющая деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство (налоговые агенты), выплачивающие доход иностранной организации, удерживают сумму налога из дохода этой иностранной организации, за исключением доходов в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам (в отношении которых применяется порядок, установленный пунктом 4 указанной статьи), при каждой выплате (перечислении) ей денежных средств или ином получении иностранной организацией доходов, если иное не предусмотрено Кодексом.

Таким образом, российская организация обязана выполнить функции налогового агента по удержанию и перечислению налога в бюджет с суммы начисляемых (в том числе капитализируемых) процентов на дату фактической выплаты дохода иностранной организации либо дату иного способа получения иностранной организацией дохода, если фактическая выплата денежных средств не осуществляется.

При этом если капитализация процентов по депозитному вкладу производится ежемесячно или ежеквартально, а фактическая выплата этих процентов будет произведена по окончании срока договора, то организация - налоговый агент должна удержать налог и перечислить его в бюджет в момент фактической выплаты денежных средств.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 5 октября 2015 г. N 03-03-06/2/56723

 

Абзацем пятым пункта 7 статьи 226.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что исчисление и уплата суммы налога в отношении доходов по ценным бумагам производятся налоговым агентом при осуществлении выплат такого дохода в пользу физического лица в порядке, установленном данной главой Кодекса.

Согласно абзацу второму пункта 10 статьи 226.1 Кодекса под выплатой денежных средств в целях данной статьи понимается выплата налоговым агентом наличных денежных средств налогоплательщику или третьему лицу по требованию налогоплательщика, а также перечисление денежных средств на банковский счет налогоплательщика или на счет третьего лица по требованию налогоплательщика.

Подпунктом 3 пункта 2 статьи 226.1 Кодекса предусмотрено, что российская организация, осуществляющая выплату налогоплательщику дохода по ценным бумагам, выпущенным этой организацией, права по которым учитываются в реестре ценных бумаг российской организации на дату, определенную в решении о выплате (об объявлении) дохода по таким ценным бумагам, признается налоговым агентом.

При этом согласно подпункту 1 пункта 2 данной статьи налоговым агентом признается также доверительный управляющий, осуществляющий в интересах налогоплательщика операции с ценными бумагами и (или) операции с финансовыми инструментами срочных сделок на основании договора доверительного управления.

В соответствии с пунктом 5 статьи 226.1 Кодекса налоговый агент обязан исчислить и удержать суммы налога, не полностью удержанные эмитентом ценных бумаг, признаваемым налоговым агентом в отношении соответствующих выплат.

Таким образом, при выплате эмитентом ценной бумаги, признаваемым налоговым агентом, дохода от долевого участия без удержания налога и зачислении его на расчетный счет налогового агента - доверительного управляющего налоговый агент, в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 210 Кодекса, определяет налоговую базу по доходам от долевого участия отдельно от иных доходов, в отношении которых применяется налоговая ставка, предусмотренная пунктом 1 статьи 224 Кодекса, с учетом особенностей, установленных статьей 275 Кодекса.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 30 сентября 2015 г. N 03-04-06/56032

 

В соответствии с пунктом 2 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ), в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям:

- невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;

- у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

Пунктом 1 статьи 5 Федерального закона N 229-ФЗ определено, что принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Таким образом, долги, невозможность взыскания которых не подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом N 229-ФЗ, или иными обстоятельствами, указанными в пункте 2 статьи 266 НК РФ, не могут быть признаны безнадежными для целей налогообложения.

 

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 21 июля 2015 г. N 03-03-06/2/41683